После двухмесячного застоя «афганская тема» вновь стала предметом внимания.
13 апреля в Самарканде представители запрещённого в России «Талибана»* во главе с министром иностранных дел временного правительства Афганистана Амир Ханом Муттаки приняли участие в министерской встрече стран-соседей Афганистана, в которой приняли участие главы МИД Узбекистана, Ирана, Китая, Пакистана, России, Таджикистана и Туркменистана.
Стороны обсудили нынешнюю ситуацию в Афганистане, вопросы выполнения талибами обязательств по созданию инклюзивного правительства, соблюдению прав женщин и национальных меньшинств и разрыву связей с террористическими группировками.
Была подчеркнута необходимость выработки механизма совместных действий, нацеленных на оказание афганскому народу гуманитарной помощи и восстановление национальной экономики страны. Констатирована важность усиления мер стран-соседей этой страны в вопросах борьбы с международным терроризмом, производством и контрабандой наркотиков.
Глава МИД Афганистана Амир Хан Муттаки отметил, что самаркандская встреча «демонстрирует нашу совместную приверженность стабильности, безопасности и экономическому процветанию нашего региона». По словам главы МИД Афганистана, страна готова к тесному и скоординированному взаимодействию с регионом, а талибы готовы выполнять свои обязательства как ответственное правительство.
Наблюдатели отмечают, что встреча состоялась по просьбе афганской стороны, что подчеркивает стремление Кабула найти партнеров в регионе и заручиться их поддержкой.
Ранее Россия объявила о возобновлении работы консульства в афганском Мазари-Шарифе, что свидетельствует о сохранении дипломатических отношений между странами и деловых интересов.
Как ранее заявлял спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов, формата «расширенной тройки» (РФ, США, КНР, Пакистан) больше не существует «из-за нечистоплотной линии, проводимой США, которые пытались использовать его в своих узкокорыстных интересах» потому и предложен новый формат 6+1, причем не исключалось создание региональных форматов по Афганистану, в которых наряду с Пакистаном будет участвовать Индия.
Характерно, что в рамках утверждённой Владимиром Путиным новой Концепции внешней политики РФ планируется не только «оказывать содействие становлению суверенного Афганистана», но «создать условия для интеграции Афганистана в евразийское пространство сотрудничества».
За этот период представители «Талибана» пытались демонстрировать стремление к собственной легализации в регионе. Афганистан посетила делегация Узбекистана. На встрече и. о. заместителя премьер-министра Афганистана Абдул Гани Барадар сообщил о готовности Кабула начать реализацию проекта строительства канала Кош Тепа из реки Амударьи «на основе взаимопонимания с Узбекистаном».
Афганско-узбекская встреча в Кабуле
Протяжённость канала Кош Тепа составляет 285 км, ширина - 100 метров. Проект оценивается в $684 млн, в нем участвуют около 300 компаний и 6,5 тысячи рабочих. Строительство завершится в 2028 году. Канал Кош Тепа позволит талибам обводнить засушливые регионы и развивать сельское хозяйство в Афганистане. Воду в канал будут забирать из Амударьи.
Делегация талибов посетила генконсульство Афганистана в Хороге в приграничной провинции Бадахшан в Таджикистане, хотя посольства Афганистана в Таджикистане не переданы талибам и по-прежнему функционируют в соответствии с политикой предыдущего правительства Афганистана, а Таджикистан - единственная страна из соседей Афганистана, которая до сих пор отрицала установление каких-либо официальных отношений с талибами. Визит в Хорог был направлен на демонстрацию перспектив выстраивания более прагматичных отношений между странами.
Тем не менее «горячих точек» между Кабулом и Душанбе еще много. В марте Главное управление разведки талибов заявило, что к теракту 9 марта, в результате которого погиб губернатор провинции Балх Мухаммед Дауд Музамиль, якобы причастны граждане Таджикистана. А Эмомали Рахмон заявил, что в Шугнанском районе ГБАО на границе с Афганистаном передадут более 1 тыс. га для военного полигона, кроме того, построят еще два военных пограничных объекта в Хатлонской области в Момираке, рядом с городом Куляб и Харбмайдоне в Шахристусском районе.
Соб. корр. ФСК