В Швеции проходят учения «Аврора-23», которые продлятся до 11 мая и станут самыми масштабными из всех маневров, проводившихся на шведской территории за последние 25 лет. В них участвуют 26 тысяч военнослужащих из США, Британии, других государств НАТО, включая Финляндию, а также из Австрии и с Украины. Как сказал подполковник армии Швеции Хенрик Ларссон, отвечающий за планирование учений, цель – «повысить совокупный потенциал вооружённых сил Швеции для отражения вооружённого нападения… а также подготовиться к членству в НАТО».
18 мая 2022 года Швеция и Финляндия подали заявки на присоединение к НАТО и тем самым отказались от нейтрального статуса. Однако против приёма этих государств в альянс выступила Турция. Анкара объясняет свою позицию тем, что ни Швеция, ни Финляндия не поддерживают её в борьбе с Рабочей партией Курдистана (РПК) и организацией Фетхуллаха Гюлена (FETО), преследуемых в Турции как террористические.
В результате переговоров Финляндия и Турция уладили разногласия, после чего 4 апреля 2023 года Финляндия официально вступила в НАТО. Однако диалог между Стокгольмом и Анкарой пока успеха не принес. Хотя участие в деятельности НАТО фактически делает Швецию членом этого военного блока, её официальное вступление в альянс будет лишь формальностью. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Швеция должна присоединиться к НАТО в ходе очередного саммита альянса в июле.
США на протяжении многих лет настойчиво втягивали Швецию и Финляндию в НАТО, стремясь противостоять России в Арктике. Обе страны участвуют в Арктическом совете. Сейчас там председательствует Россия, это продлится до мая, а как будет передаваться председательство, пока непонятно. Есть предположение, что после того, как председательство перейдёт от России к кому-то ещё, председательствовать в Арктическом совете Россия уже не будет.
Прямым последствием присоединения Швеции к НАТО станет то, что вооружённые силы королевства перейдут в подчинение командованию НАТО. Что касается Финляндии, то её вступление в НАТО обусловлено прежде всего тем, что ей обещана Карелия… «после распада России».
Всё большее значение начинает играть в Арктике китайский фактор. В 2018 году КНР была провозглашена приарктической державой (near-Artic state). КНР уже инвестирует в Арктику значительные ресурсы, демонстрируя активность по целому ряду направлений: от гуманитарных и научных исследований до проектов СПГ. Здесь же китайский проект «Полярного шелкового пути».
Стоит отметить, что политика КНР в Арктике носит многовекторный характер: работа вед`тся со всеми участниками Арктического совета, в первую очередь с тактическим союзником – Россией, но также и с европейскими арктическими странами и даже с американским штатом Аляска. Присутствие Китая в Арктике постепенно расширяется.
Главная причина арктической активности Китая – подготовка к разворачивающемуся противостоянию с Соединёнными Штатами. Таяние льдов дает дополнительные возможности Китаю оспаривать действующее международное законодательство, ограничивающее возможности торгового и, главное, военного судоходства для кораблей КНР. С учетом хрупкой и принципиально важной для мирового климата экологической системы Арктики перемещение в этот в регион схватки двух сверхдержав может иметь серьёзные последствия. С одной стороны, КНР использует все возможности для освоения минеральных запасов арктического зоны, с другой – китайский флот выйдет в прибрежные акватории Аляски, Канады и Гренландии, образуя новую проекцию китайской силы с северного направления.
Активизация Швеции на северном фланге НАТО указывает на то, что в грядущую схватку за контроль над Арктикой НАТО бросит все имеющиеся резервы.