«Вернувшись из поездки в Китай, президент Франции Эммануэль Макрон много говорил о европейской стратегической автономии. Американцы поспешно раскритиковали его за это, а некоторые европейцы высказали резко отличную точку зрения. Разделение или, как они выразились, устранение рисков указывает на глобальный призыв к пересмотру политики в отношении Китая на фоне роста напряжённости между двумя крупнейшими экономиками мира.
Однако позицию Макрона поддерживают многие, среди них и президент Европейского совета Шарль Мишель, в одиночку посетивший Китай в конце прошлого года и нарушивший тем самым устоявшуюся традицию совместных поездок с председателем Еврокомиссии. Европа погрязла в спорах о том, какой подход выбрать к международным отношениям»,
– пишет китайский таблоид Global Times .
По мере затягивания украинского конфликта эти разногласия стали усиливаться.
Ситуация на Украине, несомненно, меняет правила глобальной игры. Пока Соединённые Штаты наблюдают издалека и продолжают отправлять оружие, ЕС страдает от болезненного военного конфликта.
Старая система безопасности оказалась разрушена. Снова вернулся, казалось бы, безвозвратно ушедший в прошлое кошмар территориального соперничества. Европейские страны считают Россию врагом. Всё больше их вступает в НАТО, и любая надежда на примирение кажется нереальной. Европа погрязла в неопределённости и чувствует себя незащищенной. После диверсии на «Северных потоках» энергетический канал, связывающий Россию и Западную Европу, жизненно важный и, возможно, последний из существующих, был уничтожен, отмечает автор статьи Оу Ши.
Социально-экономические последствия всего этого очевидны. Высокие цены на энергоносители и стремительный рост инфляции наносят всё больший ущерб экономике континента. США получают огромную прибыль от изменения источника энергетической зависимости Европы.
Мир уже изменился так, что многополярность уже не концепция, а реальность. В этом всё более многополюсном порядке экономический вес распределяется между растущим количеством игроков. Более того, наблюдается всё большее расхождение во взглядах на глобальные события.
Европейские лидеры признают, что Запад не смог отстоять единый международный взгляд на ситуацию на Украине. Развивающиеся экономики не поддержали западные страны в отношении санкций против России. Эти державы понимают, что в глобализованном мире любое действие имеет побочные эффекты и достигнуть мира можно только с помощью хорошо продуманного глобального механизма, а не благодаря диктатуре одной страны или группировки.
Будучи индустриальным лидером и первым регионом, добившимся единого рынка, Европа рассматривается мировым сообществом как квалифицированный крупный игрок. Её руководители подтверждают роль региона и подчеркивают важность стратегической автономии.
Пересмотр трансатлантических отношений является первым необходимым шагом к этому. Долгое время после Второй мировой войны благодаря помощи США в восстановлении региона и холодной войне союз с Америкой казался Европе вполне логичным.
После начала глобализации в 1970-х годах успех Европы стал опираться на собственные независимые усилия континента по интеграции и формированию более тесных связей с остальным миром.
Глобализация – это палка о двух концах. Связи приносят возможности и ведут к зависимости, которая может быть рискованной. Риск возрастает, когда некоторые члены мирового сообщества стремятся заграбастать себе все преимущества и отказываются подстраиваться под других. США предпочитают устанавливать барьеры, чтобы сохранить своё превосходство в ущерб союзникам и мировой экономике.
Некоторые здравомыслящие европейцы продолжают предупреждать свои правительства об опасной зависимости от США, но их голоса игнорируются.
Сейчас Пекин активно занимается поиском способа политического урегулирования украинского кризиса. Интересно, будет ли Китай рассматриваться как ещё более серьёзная угроза, если он достигнет успеха?
«В эпоху перемен не может быть фиксированных «настроек по умолчанию». Новые вызовы требуют всеобщего сотрудничества. Некоторые политики в США буквально истерят по поводу необходимости сохранения однополярного мира, которого никогда и не существовало. Реальность доказывает, что их взгляды ошибочны. Многие на планете ищут более инклюзивные и эффективные механизмы для поддержания международного порядка после Второй мировой войны и продвижения справедливости в глобальном сообществе. Так какое место займет Европа в этом многополярном мире? Давайте посмотрим, что она, будучи одной из основных сил, предложит в ответ на этот вопрос»,
– заключает Global Times.
Соб. корр. ФСК