Председатель партии «Союз Конституционное Право», глава медиахолдинга «Иравунк» Айк Бабуханян

Прозападные власти Армении взяли курс на подрыв отношений с Россией

Интервью председателя партии «Союз Конституционное Право», главы медиахолдинга «Иравунк» Айка Бабуханяна

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Уважаемый Айк Борисович, 24-25 мая в Москве проходил Второй Евразийский форум, одним из участников которого Вы являлись. Основная повестка дня мероприятия была связана с обсуждением актуальной динамики интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза и придание им нового качества в складывающихся непростых условиях. На Ваш взгляд, чем запомнился прошедший Форум и какие основные позитивные идеи, высказывавшееся его участниками, могли бы быть приняты на вооружение?

Прежде всего, форум запомнился своей динамикой и новыми важными направлениями, которые были обозначены для развития и расширения сотрудничества. В частности, в выступлении Владимира Владимировича Путина была высказана идея о налаживании нашего сотрудничества в Союзе не только по экономическим, но и по культурно-гуманитарным вопросам, что является новым прорывом для Союза. И кроме того, конечно, подчёркивалась необходимость культурно-гуманитарного развития на общем пространстве, включая создание общего образовательного, общего информационного поля, что в конечном итоге ведёт к формированию общего мировоззрения. Ведь невозможно создать общее культурно-гуманитарное пространство, не имея при этом общего мировоззрения, или, можно сказать – идеологии. 

Идеология евразийского сотрудничества и интеграции стала объективной необходимостью, и в этом плане, конечно, надеемся на более активное развитие всех процессов.

И ещё, хотел бы подчеркнуть – в выступлении Президента Казахстана Токаева была отмечена роль Союзного государства России и Беларуси. После этого, конечно, были различные толкования, зачем он это сказал, но по факту в положительном ключе был подчёркнут фактор динамики интеграционных процессов в рамках Союзного государства.

Кстати, к вопросу о Союзном государстве. В Армении достаточно активно обсуждается тема более тесной интеграции Республики Армения, вплоть до присоединения к нему, причём делается это порою в нарочито-провокационном, эмоционально будоражащем ключе. На Ваш взгляд, насколько эта идея применительно к Армении реалистична, и какие преимущества могла бы получить республика в случае её практической реализации?

Наша партия последовательно выступает за присоединение Армении к Союзному государству. Для меня это единственный выход нашей республики из создавшейся ситуации, при котором можно не только сохранить, но и укрепить суверенитет. Это путь к сохранению территориальной целостности и путь к сохранению Арцаха [Нагорный Карабах. – Прим. ред.]. Именно в ключе Союзного государства я вижу решение арцахской проблемы. 

Создав наше общественное движение «Сильная Армения с Россией. За новый Союз» и объявив его официальной целью именно вхождение Армении в состав Союзного государства, мы, конечно, сделали эту тему дискуссионной. Конечно же, враги Армении, враги армянского народа, те, кто сегодня пользуются возможностью манипулировать армянской политической и общественной мыслью, пытаются подавить суверенитет Армении, поставить её под внешнее управление, как сегодня во многом и происходит. Силы, задавшиеся целью оторвать Армению от своего единственного союзника – России, пытаются проводить по отношению к Союзному государству враждебную линию, спекулировать на «потере суверенитета» или его части в случае движения в этом направлении и т.д. 

Наши оппоненты уходят от дискуссий, потому что мы и предлагаем дискуссию на эту тему любому, кто того пожелает. Понятно, что те, кто выступает категорически против любого обсуждения этой темы, оплачиваются из определённых фондов, с целью окончательного превращения Армении в территорию, подконтрольную элитам коллективного Запада. 

Да, подчас складывается впечатление, что для ангажированных СМИ единственная  сверхзадача – поиск любого негатива, в котором можно было об обвинить Россию. Мой следующий вопрос связан с гипотетическим мирным договором между Ереваном и Баку, подготовка и возможное подписание которого в настоящее время также активно обсуждается, в том числе на самых разных, подчас конкурирующих между собой переговорных площадках. Подчас складывается впечатление, что силы, выступающие за скорейшее подписание хотя бы какой-то бумаги, в реальности преследуют единственную цель – вытеснение России из региона, включая как вывод миротворцев, так и прекращение действия трёхстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, позволившего остановить активные боевые действия. Со своей сторон Россия предлагает форматы взаимодействия, нацеленные на первоочередное решение вопросов, не вызывающих ожесточённых споров, в частности, создание рабочей группы вице-премьеров России, Азербайджана и Армении по вопросам разблокирования коммуникаций. По итогам её заседания 3 июня сообщается о достижении общей договорённости о восстановлении железнодорожного сообщения по линии Ерасх – Джульфа – Нахичеван – Мегри – Горадиз. Насколько, на Ваш взгляд, целесообразно говорить о «мирном договоре» как о некой бумаге, заведомо неспособной решить фундаментальные проблемы, разделяющие два соседних государства и общества, и прежде всего – преодолеть отсутствие взаимного доверия? Приведёт ли к позитивным последствиям «скороспелый мир» под диктовку Запада?

В Вашем вопросе многие акценты уже расставлены, и я с ними согласен полностью. Во-первых, мирный договор подписывают страны, которые до этого объявляли друг другу войну. Между тем, Армения и Азербайджан друг другу войну не объявляли, и тогда о каком мирном договоре идёт речь? Это раз. Во-вторых, у нас уже есть договор от 9 ноября 2020 года – да, он имеет форму заявления, но по сути это договор, который не выполняется. Сначала надо выполнить то, что уже подписали, а потом, после выполнения, пунктов по открытию коммуникаций, возобновлению экономического сотрудничества, обмену пленными и др., после установления минимального доверия между странами и народами, можно говорить о развитии двусторонних отношений, включая подписание межгосударственных документов.

Перепрыгивать через все этапы – это означает просто отвлечь внимание от документа от 9 ноября 2020 г. с целью его фактически дезавуировать. Делается это для того, чтобы обойти содержащиеся в нём важные постулаты, в том числе о нахождении миротворцев, о контроле российской стороной Бердзорского (Лачинского) коридора и других коммуникаций, где указана роль силовых структур России в интересах стабилизации. Вся история с «мирным договором» – абсолютно искусственная тема для смещения внимания.

В последнее время в ходу данные различного рода опросов, проводимых по большей части западными структурами в Армении и свидетельствующих о заметном падении доверия к России как к основному союзнику и гаранту безопасности республики. Всё громче звучат претензии к российским миротворцам в Нагорном Карабахе, якобы не выполняющим своих обязанностей, в то время как действующие власти Армении признают территориальную целостность Азербайджана в границах бывшей советской республики, за следовательно – и Карабах в её составе. Как Вы считаете, в каком направлении будут развиваться российско-армянские отношения на обозримую перспективу, и не препятствует ли им сознательно формируемый негативный информационный фон?

К сожалению, по итогам «оранжевого переворота» в Армении в 2018 году к власти пришли силы, осуществляющие внешнее западное управление, нацеленные на полный подрыв армяно-российского союзничества. Эти силы, собственно, никогда и не утаивали своей программы, нацеленной на выход Армении из ОДКБ, на выход из ЕАЭС, на сворачивание союзнических отношений с Россией. Работа этих сил, как и их патронов, владеющих очень мощным пропагандистским ресурсом в Армении (СМИ, общественные организации, некоторые политические партии) отрицательно влияет на восприятие обществом действительности, преподносимой людям в извращённом виде. Это делается на высоком профессиональном уровне, и конечно же, это влияет на восприятие России в армянском обществе. 

Вместе с тем, создавшаяся вокруг Арцаха ситуация – многомесячная блокада края, намеренное нарушение Азербайджаном условий трёхстороннего заявления от 9 ноября 2020 года – также оказывает отрицательное влияние на людей.  Здесь есть над чем работать и российской стороне, а армянскому обществу в первую очередь надо отказываться от людей, привносящих в политику антироссийские настроения, тождественные антиармянским.

Не могу не задать вопрос о весьма важном событии во внутриполитической жизни Армении, а именно – о намеченных на сентябрь выборах Совета старейшин Еревана и мэра города. С учётом влияния, оказываемого столицей на жизнь республики, каков Ваш прогноз и есть ли у правящей партии «Гражданский договор» шансы на большинство в «парламенте» Еревана?

К сожалению, мы не можем говорить о честных выборах.  Те выборы, которые были ранее, проводились с использованием административного ресурса, запугивания людей, манипулирования их настроениями, эмоциями и страхами.  Думать, что такого не будет сейчас, не приходится. Другой вопрос, что в столице Пашинян и его партия не могут рассчитывать на поддержку большинства. К сожалению, те силы, которые должны были бы объединиться против действующей власти, зачастую идут разрозненными «колоннами», что даёт Пашиняну хорошую возможность для манёвра. Мы видели, как прошли выборы в парламент 2021 года – со стороны оппозиции неорганизованно,  некоторые лица играли на обе стороны и подыгрывали власти. И всё же будем надеяться, что на этот раз оппозиции удастся создать некий дееспособный «костяк». 

Важно понимать, на какой идеологической основе это всё будет, потому что одно дело – снять Пашиняна,  другое дело – вместо него может прийти «Пашинян №2», «Пашинян №3». Армянская политическая палитра напичкана антироссийскими прозападными элементами, которые, по идее, мало чем друг от друга отличаются. Поменять шило на мыло – не  лучший вариант.  Мы предлагаем создать мощную оппозиционную коалицию, но поставив во главу угла национальные интересы и в первую очередь наши союзнические отношения с Россией.

Большое спасибо, успехов Вам в Вашей деятельности.

Вопросы задавал Андрей Арешев