До вильнюсской встречи руководителей стран Североатлантического военного союза остался месяц, а её главный итог уже известен: Украине откажут в членстве в НАТО.
Руководители Прибалтики хотели видеть Киев среди официальных военных союзников. На консультациях по вопросам региональной и европейской безопасности высокопоставленные политические и военные адвокаты Украины утверждали: «ВСУ укрепят и усилят организацию, поскольку уже сейчас защищают не только свободу своей страны, но свободу, демократические ценности всей Европы».
Сила НАТО в единстве и готовности сделать Киев успешным полноправным членом альянса, постоянно утверждала Кая Каллас, руководитель Кабинета министров Эстонии: «Стратегия Москвы в стремлении сломить наш военный союз. Расширение НАТО в прошлом повышало стабильность на континенте».
Гостивший в Литве спикер Верховной рады Руслан Стефанчук откровенничал, цитируем по стенограмме его выступления в местном парламенте: «Армия Украины – одна из мощнейших в мире, де-факто - часть армии НАТО. Она усиливает альянс, поскольку обеспечена оружием блока, воюет по его стандартам и выполняет основную функцию сообщества – защищает союзников от России на южном фланге организации».
Резюмируя, Стефанчук предложил быстрее трансформировать de facto в de jure. Аплодисментами ответили депутаты Сейма Литвы. Они в апреле приняли поддержанную парламентами Эстонии, Польши и Латвии резолюцию, призвавшую генсека Йенса Столтенберга и высших чинов альянса официально пригласить Украину в военный союз. Литовские верхи не сомневаются в том, что пришло время наполнить новым содержанием прозвучавшее в 2008 году в Бухаресте заявление об «открытых дверях» НАТО.
Президент Эстонии Алар Карис, комментируя резолюцию, подчеркнул: если в Вильнюсе Зеленскому не будет предложено что-то конкретное, он откажется от встречи со стратегическими партнёрами. «Надо влиять на тех глав государств, у которых ещё нет чёткого понимания факта – единственный путь к безопасности для Украины есть путь в военный союз».
Однако по разным причинам Вашингтон, Берлин, Париж, Анкара, Афины и Будапешт не поддержали окраину Восточной Европы в её взглядах на расширение Североатлантического альянса на восток. После соответствующего заявления генсека военного союза прибалтам пришлось понизить тональность выступлений.
Премьер Каллас в интервью телеканалу Euronews заявила, цитируем по первоисточнику: «В Вильнюсе важно дать украинцам надежду, а также показать России, что мы за Украину и её место – в НАТО. Этого не может быть, пока идёт война. Но важно послать чёткий сигнал о том, что Украина войдёт в НАТО».
Глава Кабинета министров Латвии Кришьянис Кариньш заявил, что у Латвии готов план на «после победы Киева»: победившая столица станет членом НАТО, чтобы Европе не пришлось расплачиваться так, как она расплачивается за отсутствие должной реакции на поведение России в 2014 году.
Алар Карис: «Киев не вступит в альянс на следующий день после окончания войны. Тому есть несколько «но». Однако на промежуточный период необходимо создать ему гарантии безопасности».
Президент Литвы Гитанас Науседа в интервью итальянской газете la Repubblica сказал, что до окончания конфликта Киев не сможет присоединиться к сообществу: «Это было бы слишком сложно. Мы знаем об этом, и сами украинцы знают об этом. Некоторые страны всё ещё не готовы послать Киеву сильные сигналы по этой теме», но Литва будет продолжать настаивать на «амбициозной повестке» саммита 11-12 июля; предстоит начертить «дорожную карту» для Украины на текущий момент и на период «после окончания конфликта».
Науседа быстро сменил приоритеты. Если в начале февраля он планировал сделать вильнюсскую встречу «точкой качественного перелома в отношениях альянса и Украины», то сейчас он заявил: саммит – это, прежде всего попытка реагировать на накопившиеся проблемы. Одна из них – назревшее вступление в сообщество Швеции. Она выполнила домашнюю работу, в Турции президентские выборы завершились победой Эрдогана, и ничто не мешает Стокгольму окончательно договориться с Анкарой.
Поскольку вовсе не упомянуть бывшую УССР было бы верхом неприличия по отношению к вожаку хунты, литовский лидер попытался объясниться: необходимо найти достаточные гарантии безопасности и институциональную систему для более тесного сотрудничества между этой страной и НАТО.
Науседа посоветовал штаб-квартире блока «предложить Украине компенсацию за то, что в настоящее время трансатлантический военный союз не может пригласить её в полноправные члены», цитируем группу по вопросам коммуникации офиса главы государства. Никто из лидеров стран-членов альянса на это предложение не откликнулся. В больших столицах предстоящий саммит в Вильнюсе рассматривают в качестве рутинной сверки часов. И здесь заявления прибалтов можно рассматривать только в качестве фастфуда для прессы и широкой публики.
Посол Литвы в НАТО Линас Линкявичюс в интервью информационному агентству ЭЛЬТА косвенно догадку подтвердил. Дипломат дал понять, что европейские обыватели и даже участники переговоров из числа малозначительных персон никогда не узнают о закулисных дискуссиях tet-a-tet между влиятельными игроками клуба.
Какие бы решения в Вильнюсе 11-12 июля ни были бы приняты, уже очевидно: 31 член НАТО, включая Финляндию, в присутствии своих партнёров в Индо-Тихоокеанском регионе (Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии) продемонстрировали сдержанность в отношении Украины и склонность считаться с возможными последствиями опасного шага на восток.