Основной итог июльского саммита НАТО известен заранее

Основной итог июльского саммита НАТО известен заранее

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

До вильнюсской встречи руководителей стран Североатлантического военного союза остался месяц, а её главный итог уже известен: Украине откажут в членстве в НАТО.

Руководители Прибалтики хотели видеть Киев среди официальных военных союзников. На консультациях по вопросам региональной и европейской безопасности высокопоставленные политические и военные адвокаты Украины утверждали: «ВСУ укрепят и усилят организацию, поскольку уже сейчас защищают не только свободу своей страны, но свободу, демократические ценности всей Европы».

Сила НАТО в единстве и готовности сделать Киев успешным полноправным членом альянса, постоянно утверждала Кая Каллас, руководитель Кабинета министров Эстонии: «Стратегия Москвы в стремлении сломить наш военный союз. Расширение НАТО в прошлом повышало стабильность на континенте».

Гостивший в Литве спикер Верховной рады Руслан Стефанчук откровенничал, цитируем по стенограмме его выступления в местном парламенте: «Армия Украины – одна из мощнейших в мире, де-факто - часть армии НАТО. Она усиливает альянс, поскольку обеспечена оружием блока, воюет по его стандартам и выполняет основную функцию сообщества – защищает союзников от России на южном фланге организации». 

Резюмируя, Стефанчук предложил быстрее трансформировать de facto в de jure. Аплодисментами ответили депутаты Сейма Литвы. Они в апреле приняли поддержанную парламентами Эстонии, Польши и Латвии резолюцию, призвавшую генсека Йенса Столтенберга и высших чинов альянса официально пригласить Украину в военный союз. Литовские верхи не сомневаются в том, что пришло время наполнить новым содержанием прозвучавшее в 2008 году в Бухаресте заявление об «открытых дверях» НАТО. 

Президент Эстонии Алар Карис, комментируя резолюцию, подчеркнул:  если в Вильнюсе Зеленскому не будет предложено что-то конкретное, он откажется от встречи со стратегическими партнёрами. «Надо влиять на тех глав государств, у которых ещё нет чёткого понимания факта – единственный путь к безопасности для Украины есть путь в военный союз».

Однако по разным причинам Вашингтон, Берлин, Париж, Анкара, Афины и Будапешт не поддержали окраину Восточной Европы в её взглядах на расширение Североатлантического альянса на восток. После соответствующего заявления генсека военного союза прибалтам пришлось понизить тональность выступлений.

Премьер Каллас в интервью телеканалу Euronews заявила, цитируем по первоисточнику:  «В Вильнюсе важно дать украинцам надежду, а также показать России, что мы за Украину и её место  – в НАТО. Этого не может быть, пока идёт война. Но важно послать чёткий сигнал о том, что Украина войдёт в НАТО».

Глава Кабинета министров Латвии Кришьянис Кариньш заявил, что у Латвии готов план на «после победы Киева»: победившая столица станет членом НАТО, чтобы Европе не пришлось расплачиваться так, как она расплачивается за отсутствие должной реакции на поведение России в 2014 году.

Алар Карис: «Киев не вступит в альянс на следующий день после окончания войны. Тому есть несколько «но». Однако на промежуточный период необходимо создать ему гарантии безопасности».

Президент Литвы Гитанас Науседа в интервью итальянской газете la Repubblica сказал, что до окончания конфликта Киев не сможет присоединиться к сообществу: «Это было бы слишком сложно. Мы знаем об этом, и сами украинцы знают об этом. Некоторые страны всё ещё не готовы послать Киеву сильные сигналы по этой теме», но Литва будет продолжать настаивать на «амбициозной повестке» саммита 11-12 июля; предстоит начертить «дорожную карту» для Украины на текущий момент и на период «после окончания конфликта».

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Переговоры в Багдаде Турция на Ближнем Востоке: «Дорога развития» и геополитический выбор
Правительство Латвии нанесло удар по конкурентоспособности латышей на рынке труда Правительство Латвии нанесло удар по конкурентоспособности латышей на рынке труда

Науседа быстро сменил приоритеты. Если в начале февраля он планировал сделать вильнюсскую встречу «точкой качественного перелома в отношениях альянса и Украины», то сейчас он заявил: саммит – это, прежде всего попытка реагировать на накопившиеся проблемы. Одна из них – назревшее вступление в сообщество Швеции. Она выполнила домашнюю работу, в Турции  президентские выборы завершились победой Эрдогана, и ничто не мешает Стокгольму окончательно договориться с Анкарой.  

Поскольку вовсе не упомянуть бывшую УССР было бы верхом неприличия по отношению к вожаку хунты, литовский лидер попытался объясниться: необходимо найти достаточные гарантии безопасности и институциональную систему для более тесного сотрудничества между этой страной и НАТО.

Науседа посоветовал штаб-квартире блока «предложить Украине компенсацию за то, что в настоящее время трансатлантический военный союз не может пригласить её в полноправные члены», цитируем группу по вопросам коммуникации офиса главы государства. Никто из лидеров стран-членов альянса на это предложение не откликнулся. В больших столицах предстоящий саммит в Вильнюсе рассматривают в качестве рутинной сверки часов. И здесь заявления прибалтов можно рассматривать только в качестве фастфуда для прессы и широкой публики. 

Посол Литвы в НАТО Линас Линкявичюс в интервью информационному агентству ЭЛЬТА косвенно догадку подтвердил. Дипломат дал понять, что европейские обыватели и даже участники переговоров из числа малозначительных персон никогда не узнают о закулисных дискуссиях tet-a-tet между влиятельными игроками клуба. 

Какие бы решения в Вильнюсе 11-12 июля ни были бы приняты, уже очевидно: 31 член НАТО, включая Финляндию, в присутствии своих партнёров в Индо-Тихоокеанском регионе (Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии) продемонстрировали сдержанность в отношении Украины и склонность считаться с возможными последствиями опасного шага на восток.