ФАТФ выбрала прагматизм вместо политизированности

Антироссийская затея Киева и его западных спонсоров провалилась

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

19-23 июня с.г. на своей очередной сессии ФАТФ отказалась исключать Россию из членов организации и включать ее в «черный» список. Это вполне закономерное решение принято в связи с несогласием блокирующего числа государств-членов.

Продвигаемая Украиной при поддержке ряда стран Запада антироссийская инициатива, единственным смыслом которой было «наказание» Москвы любыми средствами, провалилась, столкнувшись с прагматичным подходом к работе ФАТФ большого числа ее членов. Очевидно, что группа стран, выступившая в поддержку РФ в организации, исходила не из желания угодить Кремлю и, тем более, не в целях насолить западным союзникам Киева.

Лишь прагматизм, здравомыслие и подлинная заинтересованность в эффективной работе такого важного института, каким является ФАТФ, заставили значительную часть участников последней сессии не поддаться соблазну использовать данную площадку для политических деклараций и «посылов сигналов».

В самом деле, в последние месяцы Киев и его союзники развернули обширную информационную кампанию по дискредитации России в ФАТФ и по политизации самой организации в целом. В результате эффективный международный механизм борьбы с финансированием терроризма и отмыванием денег, всегда опиравшийся в своей работе на четкие критерии и процедуры и необходимую для качественного и сбалансированного воздействия на глобальные финансы беспристрастность, начал раскачиваться.

Главным содержанием работы организации всегда была беспристрастная коллективная оценка по нескольким десяткам критериев национальных финансовых систем. На основе этой оценки ФАТФ выдавала экспертные рекомендации по совершенствованию антиотмывочных и антикоррупционных механизмов, в некоторых случаях принималось решение о включении тех или иных стран в «серый» или «черный» список. Ключевым моментом здесь являлось то, что все процедурные моменты, в том числе по включению в указанные списки четко формализованы и увязаны с конкретными, преимущественно техническими, требованиям к финансовым системам стран.

Очевидно, что Россия, являясь ответственным членом ФАТФ в полной мере соответствовала требованиям организации, что было подтверждено проверками в рамках действующих процедур. Когда речь идет о таком отлаженном, действующем на основе всеми признаваемых правил, механизме как ФАТФ невозможно просто взять и изменить оценку той или иной страны.

К примеру, включение российской юрисдикции в «серый» и тем более «черный» список потребовало бы проведение новой оценки финансовой системы РФ. Мало того, что такая внеплановая оценка сама по себе являлась бы нарушением регламента организации, так еще в ходе этой «переоценки» необходимо было бы доказать, что Россия не соответствует важнейшим критериям ФАТФ. Последнее, очевидно, невозможно, поскольку российская система ПОД/ФТ выстроена и функционирует в строгом соответствии с рекомендациями самой ФАТФ, что неоднократно подтверждалось заключениями экспертов организации.

В этих условиях Украина прибегла к единственно возможным вариантам атаки на своего оппонента – политизация, очернение, подмена понятий и введение в заблуждение широкой общественности. Именно это и было сделано в ходе февральской сессии ФАТФ, когда членство РФ было «приостановлено» по результатам навязанной западными союзниками Киева эмоциональной дискуссии. Подобная «приостановка членства» сама по себе является беспрецедентным шагом, ранее не использовавшимся ФАТФ и не относящимся к ее штатным мерам воздействия и слабо увязывающимся с задачами и мандатом организации. Далее, в рамках широкой информационной кампании на Западе данный шаг, подменив понятия, пытались представить и как «исключение» России, и как включение ее в «серый» или «черный» список, и как в целом показатель «токсичности» российской юрисдикции.

Возможно, в результате всего этого по России действительно был нанесен определенный репутационный удар, но весьма вероятно, что наиболее проигравшей стороной стала сама ФАТФ. Откровенная политизация организации, ее втягивание в чисто политический конфликт и использование ее площадки для нападок на одного из членов, коим является РФ, со стороны Украины, не являющейся членом ФАТФ, привело к возникновению дискуссии о реальных целях данного регулятора, возможностях его использования в качестве инструмента наказания неугодных стран.

Раздались вопросы относительно того, случайно ли в списках ФАТФ не фигурируют страны, лояльные Вашингтону. Ситуация с нападками на Россию фактически создала основу для появления сомнений в непредвзятости оценок, проводимых экспертами организации. Очевидно, что ФАТФ, допустив крен в строну политики, рискует очень быстро дискредитировать себя.

Стоит обратить внимание на то, что вынесенное ФАТФ решение в отношении России фактически опровергает звучавшие после февральской сессии ангажированные заявления о якобы «токсичности» российской финансовой системы. 

Отказ ФАТФ в ходе июньской сессии от дальнейшего втягивания в политизированное, нарушающее формальные процедуры «наказание» России дает надежду на то, что основная масса членов организации выступает с прагматических позиций, заинтересована в укреплении этого международного регулятора и не готова приносить столь ценный международный институт в жертву текущим политическим интересам узкой группы стран. Внушает оптимизм и то, что все больше стран заинтересованы в продвижении своих национальных интересов, справедливых международных структур, в связи с чем они отказываются от слепого следования в фарватере навязываемой Вашингтоном политики.