Банкиры приступили к селекции клиентов на «хороших» и «плохих». «Прецедент Фараджа»

Банкиры приступили к селекции клиентов на «хороших» и «плохих». «Прецедент Фараджа»

Практика закрытия счетов из-за убеждений клиентов – уже реальность

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Банки всегда проводили оценку реальных и потенциальных клиентов с финансовой точки зрения. Человеку или фирме банк мог отказать в предоставлении кредита, если кредитная история клиента является, образно выражаясь, «двоечной». Или предоставить кредит на таких условиях, которые учитывают платежеспособность клиента, наличие залогов и гарантий и проч. Или ввести штрафные санкции за ненадлежащее исполнение кредитного договора. В некоторых случаях банковские счета клиентов могут «замораживаться» или закрываться, если, например, по решению суда происходит арест имущества клиента. В некоторых случаях клиенту может быть отказано в переводе средств на счет другого лица (физического или юридического), если есть признаки сомнительности сделки. И т. п.

Но банки не должны заниматься оценкой таких сторон клиентов, которые не имеют отношения к финансовой стороне их жизни и деятельности. И уж тем более принимать какие-то решения на основе таких оценок. Это важнейший принцип банковской деятельности: никакой дискриминации клиентов по таким признакам, как национальность, религия, философские и этические воззрения, политические взгляды, политическая, общественная, религиозная деятельность, сексуальные наклонности и т. п. Этим могут и должны заниматься другие институты. Прежде всего, правоохранительные органы, суды. Если они сочтут, что взгляды или поведение человека или фирмы опасны для общества, тогда выносится какое-то официальное решение. Такое решение может доводиться до сведения банка. И последний учитывает это решение, корректируя или прекращая свои отношения с клиентом. Но сам банк не имеет право самостоятельно выстраивать свои отношения с клиентами на основе критериев, не имеющих отношения к финансовой сфере.

Одним словом, банк должен быть беспристрастным и одинаково корректным со всеми клиентами, включая тех, кто впервые обращается в банк за какими-то услугами (т. е. потенциальные клиенты). Это азбучная истина. Но сегодня мы видим, что она все чаще нарушается банками в разных странах мира. Банки начинают чувствовать себя судьями и одновременно исполнителями своих собственных судебных решений. Как стало понятно, целый ряд банков имеют очень четкие взгляды на то, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Имеют свою идеологию и свою систему ценностей. Тем клиентам, которые не вписываются в такую идеологию, банк может дать «поворот от ворот».

Интерес к теме «Банки как идеологические институты» резко подскочил после скандальной истории, которая произошла в Великобритании этим летом. Гражданин Великобритании Найджел Фарадж в конце июня пожаловался, что его счета были внезапно закрыты обслуживавшим его банком Coutts & Co. В своем видеообращении к согражданам в Twitter Фарадж заявил: "Истеблишмент пытается выдавить меня из Великобритании, закрывая мои банковские счета. Мне не дали объяснений, почему это происходит со мной, или права обжаловать его [решение о закрытии счета]. Это серьезное политическое преследование на самом высоком уровне нашей системы. Если они могут сделать это со мной, они могут сделать это и с вами".

Найджел Пол Фарадж (Nigel Paul Farage) – известный британский политик. В 1999-2020 гг. был депутатом Европейского парламента от юго-восточной Англии. Был сопредседателем парламентской фракции «Европа за свободу и прямую демократию». В 2006-2016 годах (с перерывами) был председателем Партии независимости Соединённого Королевства. С 22 марта 2019 года лидер Партии Brexit, ярко выраженный евроскептик. Найджел Фарадж – ключевая фигура в группе британских политиков, продавивших решение о выходе Великобритании из Европейского союза. В конце декабря 2019 года британская газета Financial Times включила Фараджа в составленный ею список из 50 человек, «определивших облик десятилетия».

С 2021 года Фарадж несколько отошёл от большой политики, но остается заметной фигурой в Великобритании. Он является ведущим телеканала GB News и на этом посту брал интервью у экс-президента США Дональда Трампа, о поддержке которого в прошлом не раз заявлял. Именно в интервью Фаражду Трамп заявил в начале мая, что, вернувшись в Белый дом, смог бы "с легкостью" в течение 24 часов завершить конфликт на Украине.

Теперь кратко о банке Coutts & Co. Это британский частный банк и управляющий капиталом со штаб-квартирой в Лондоне. Основан в 1692 году, входит в десятку старейших банков в мире. Сегодня Coutts обслуживает состоятельных и высокопоставленных клиентов. Является частью подразделения NatWest Group по управлению активами.

Закрытие счетов произошло по чисто политическим причинам. Фарадж располагает документом от банка, в котором на 40 страницах содержится объяснение того, почему принято решение о закрытии счетов. Такой объём документа не уступает серьёзному судебному приговору, составление которого может потребовать многих рабочих дней. Наблюдатели говорят, что это развернутый протокол заседания комитета банка по репутационным рискам, состоявшегося еще 17 ноября 2022 года. В нем Фарадж характеризуется как «лицемерный мошенник» (disingenuous grifter), продвигавший «ксенофобские, шовинистические и расистские взгляды», что его «публичные заявления… противоречат целям банка» и т. п.

Фарадж уже выложил в социальных сетях отдельные куски документа. Полюбуйтесь, например, таким фрагментом: «Учитывая высокий авторитет Н[айджела] Ф[араджа] и значительное количество негативной прессы, связанной с ним, существует значительный репутационный риск для банка, связанный с ним. Несмотря на то, что принято считать, что никаких уголовных приговоров вынесено не было, были продемонстрированы комментарии и поведение, которые не соответствуют целям и ценностям банка. ... Комментарии/статьи [об ESG/разнообразии и инклюзивности – пояснение Фараджа] не соответствуют нашим взглядам или нашей цели».

А вот еще фрагмент: «Сначала это был Брекзит, за которым последовал всплеск очень успешной кампании, направленной на то, чтобы Великобритания покинула Европу на самых строгих и причиняющих себе вред условиях. Какое-то время Найджел Фарадж выступал против Covid- ограничений. Теперь он возрождает свою прежнюю враждебность к действиям в связи с чрезвычайной климатической ситуацией».

В общем, мы имеем дело с самым серьёзным политическим расследованием, содержащим перечень и анализ «неправильных» мыслей и «неправильного» поведения господина Фараджа. И с приговором: изгнать клиента из банка.

Решение Coutts & Co. молчаливо поддержали и другие британские банки. Об этом свидетельствует то, что десять банков, куда обратился господин Фарадж, также отказались открыть счет политику, получившему «черную метку». В свете объявленного банками бойкота Фарадж не исключает, что в какой-то момент ему придется покинуть Великобританию. «Покинуть страну? Я еще не решил. Мне на самом деле нужно будет об этом задуматься», – сообщил он газете The Daily Telegraph.

20 июля Найджел Фарадж в интервью Channel 5 News заявил, что британские банки могут запросто закрыть счета любым «неправильным» министрам страны. Банки имеют возможность «воспитывать» министров. Таким образом, они получают возможность управлять Британией через своих послушных клиентов-министров. «Если это могло случиться со мной, это может случиться и с ними, – сказал Фарадж. – Так что, может быть, их собственные интересы будут доминировать [над государственными]».

Государственные чиновники и депутаты парламента Великобритании не на шутку испугались истории, получившей название «прецедент Фараджа». История получила такой резонанс, что премьер-министр Риши Сунак потребовал прекратить практику закрытия счетов из-за убеждений клиентов и приказал внести соответствующие изменения в правила лицензирования банков. В парламенте срочно стали готовить проект закона, запрещающего банкам дискриминацию граждан по политическим, расовым, религиозным и всяким прочим признакам. Иначе и парламентарии могут стать жертвой банковской «селекции». «Я думаю, что это одно из самых быстрых вмешательств, которые я видел со стороны правительства за многие-многие годы, – отметил Фарадж.

Британская Telegraph обратила внимание, что еще до Фараджа английские банки уже демонстрировали свой волюнтаризм: они стали закрывать счета клиентам из России еще до того, как правительство стало составлять санкционные списки из физических и юридических лиц РФ. Счета закрывали и тем российским лицам, которые не были включены в санкционные списки. Такое самоуправство банков не вызвало особой реакции со стороны граждан и политиков Великобритании. А вот когда жертвой банковского самоуправства стал известный британский гражданин, это многих возбудило в стране.  Автор статьи в Telegraph Чарльз Мур (Charles Moore) считает, что если не пресечь вовремя волюнтаризм банков, то дело может зайти очень далеко: «В конце концов, если случаи с закрытием счетов неугодных банкирам политиков или предпринимателей типа Фараджа продолжатся, нам недолго ждать до тех времен, когда обслуживающие компании начнут отключать вам газ или электричество потому, что вы проявили недостаточно энтузиазма насчет вопросов гей-прайда, ликвидации людского "углеродного следа" в природе – или что там еще наши фанатики прогресса объявят главным моральным вопросом наших времен…»

И хотя Британия встрепенулась, решила поставить банки на место, совсем не факт, что их удастся поставить на место. Потому что у банков свои представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». В мире банков свои неписаные (а иногда и писаные) законы, о которых могут не подозревать ни клиенты, ни министры, ни парламентарии.

Взять тот же оскандалившийся банк Coutts. Оказывается, в 2021 году он получил статус B-Corp (также: B Lab или B Corp), став третьим банком в Великобритании, получившим этот сертификат. В бизнесе B Corporation является частной сертификацией коммерческих компаний и банков, подтверждающей выполнение ими большого набора социальных и экологических показателей. По состоянию на сентябрь 2022 года насчитывалось 5697 сертифицированных корпораций категории B в 158 отраслях в 85 странах. Среди них – немало банков и финансовых компаний.

Уж даже Найджел Фарадж, человек в высшей степени информированный, навряд ли подозревал, что он обслуживался в банке, имеющем статус B Corporation. Все привыкли к тому, что банк проверяет клиента. Теперь человеку, желающему стать клиентом, надо не менее тщательно проверить банк, где он планирует обслуживаться.

История Найджела Фараджа – далеко не единственная, она лишь оказалась наиболее резонансной. О других подобного рода историях – как-нибудь в следующий раз.