Моссадык и шахиншах: лабиринты противостояния или потенциальный альянс

Моссадык и шахиншах: лабиринты противостояния или потенциальный альянс

Наследие яркого политика, открыто ставшего на путь борьбы с западным колониализмом, популярно в Иране и сегодня

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В результате военного переворота, организованного 15-19 августа 1953 года офицерами иранской армии под прямым кураторством разведок США и Великобритании, ушло в отставку правительство, которое с весны 1951 года возглавлял достигший к тому времени почтенного возраста Мохаммед Мосаддык (1882-1967), дед и отец которого были министрами при шахах из династии Каджаров. Попытка национализации нефтяной отрасли и стремление к альянсу с СССР – основные причины последующего переворота в Иране и возвращения шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви к руководству страной.

К тому времени нефть занимала более чем 30-процентную долю в совокупном снабжении этим сырьём США и Великобритании. После заключения в 1901 г. знаменитой «концессии Дарси» энергетическая отрасль контролировалась «Англо-иранской нефтяной компанией» с более чем 70-процентным британским участием, включая распределение нефтеэкспортных доходов. Построив к 1912 году нефтеперерабатывающий завод в Абадане, англичане практически полностью контролировали иранскую нефтепереработку.

Глава «Национального фронта» М. Мосаддык подписал 28 апреля 1951 г. закон, утверждённый парламентом 15 марта 1951 г., о национализации нефтяных месторождений и их использовании. Британцы пытались саботировать это решение при поддержке Америки, что вскоре привело к высылке из Ирана всех британских специалистов и советников (свыше 200 чел.). В октябре 1952 г. Мосаддык и вовсе разорвал дипотношения с Лондоном.

По мнению некоторых исследователей, не препятствуя победе Мосаддыка на выборах (1951 г.) и закону о национализации нефтепромышленности Мохаммед Реза Пехлеви надеялся через нового главу правительства так или иначе «управлять» этим процессом. Однако относительно лояльности лидера «Национального фронта» шахиншах просчитался, что вскоре привело к его фактическому отстранению от верховной власти, вплоть до кульминации августовского переворота 1953 г.

Основные нефтегазовые ресурсы Ирана (на конец 2010-х гг.)

Основные нефтегазовые ресурсы Ирана (на конец 2010-х гг.)

Наращивая санкционное давление, Великобритания вместе с доминионами Канадой, Австралией, Новой Зеландией и ЮАС (с 1961 г. ЮАР) к концу 1951 г. ввели эмбарго на иранскую нефть, к которому в той или иной степени присоединились США, ФРГ, страны Бенилюкса. К этим действиям Запада вынужденно присоединились многие развивающиеся страны.

По сведениям ЦРУ, после национализации нефтяной промышленности и упомянутых санкций Запада Мосаддык в поисках рынка сбыта нефти пытался договориться с советским руководством. Однако не афишируемые Москвой и Тегераном переговоры (март – май 1952 г., декабрь 1952 г. - январь 1953 г. – Прим. ред.) успехом не увенчались, так как СССР не обладал достаточным танкерным флотом на Каспии. Тем не менее наметившийся после 1941 года «промосковский» вектор внешней политики крупнейшей страны Ближнего и Среднего Востока всерьёз обеспокоил Вашингтон и Лондон, побудив их к деятельным мерам по организации военного переворота в Иране.

В экстремальных условиях разгоревшейся холодной войны с перспективой перерастания в «горячую» советское руководство едва ли не стремилось к новому очагу противостояния с Западом. Помимо военных действий в Корее, способных перерасти в прямой конфликт США с СССР с применением атомного оружия, сохранялась угроза американо-тайваньского (гоминьдановского) вторжения в Китай, связанный с Москвой договором о дружбе и взаимопонимании 1950 г. Мягко говоря, далёкими от благости были в тот период взаимоотношения СССР с Турцией и «титовской» Югославией. Кроме того, с 1947 г. вплоть до конца 1950-х годов СССР отказывался импортировать нефть и нефтепродукты из несоциалистических стран, так что расчеты М. Мосаддыка на Москву были изначально эфемерными.

Как известно, проект отстранения Мосаддыка и его правительства от власти, подготовленный в тесной координации разведок США и Великобритании, получил кодовое наименование «Аякс» (британская аббревиатура – «операция "Сапог"»). Ведущая роль в перевороте отводилась военным-монархистам во главе с бывшим главой МВД и МИД генералом Фазлаллой Захеди. Тогда же MI 6 и ЦРУ установили контакты с ультраисламистским подпольем в Иране, поддерживавшиеся и укреплявшиеся вплоть до Исламской революции и свержения шахиншаха в 1979 году.

Как итог, 16-19 августа 1953 г. Мосаддыка и его сторонников отстранили от власти посредством военного путча и провоцирования в стране массированной кампании неповиновения правительству. Бежавший ранее в Багдад, затем в Рим шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви вернулся в Тегеран, получив расширенные полномочия во внешней политике, по контролю за правительством и ситуацией в стране, сохранявшиеся весь дальнейший период его правления (до января 1979 г.). И уже совсем скоро британцы постарались восстановить все позиции «Англо-иранской нефтяной компании» 1 ноября 1954 г. сменившей вывеску на British Petroleum. А полугодом ранее, 9 апреля, в Лондоне был подписан меморандум о создании международного консорциума Iranian Oil Participants Ltd. (IOP). 40 % доли в этой структуре досталось той же АИНК (BP), 40% – пятёрке нефтяных компаний США (Gulf Oil, Socal, Esso, Socony, Texaco), 14 % – англо-голландской Shell, 6 % – французской Compagnie Francaise de Petroles (c 1985 г. – Total / Total-Energies).

В сентябре 1954 года IOP заключил соглашение с правительством Ирана, получив права на разработку иранских нефтегазовых месторождений на срок в 25 лет. При этом прибыль от деятельности консорциума устанавливалась в равной пропорции с Иранской национальной нефтяной компанией (NIOC), созданной по инициативе шахиншаха в 1948 году. Несмотря на её формальное право собственности на основные средства, фактически ими управляли неиранские компании из состава IOP. Мосаддыка, обвинённого в государственной измене, приговорили к трём годам тюремного заключения, по истечении которых он вплоть до своей кончины находился в под домашним арестом в собственном имении в Ахмедабаде вблизи Тегерана.

Группа поддержки М. Мосаддыка в ходе судебного процесса

Группа поддержки М. Мосаддыка в ходе судебного процесса

По-видимому, столь «мягкое» наказание объясняется стремлением шахиншаха продемонстрировать Западу свою приверженность «принципам демократии». Не исключено, что М. Пехлеви и сам мог планировать меры, до некоторой степени аналогичные национализации нефтяной отрасли во времена Мосаддыка, однако в условиях «дипломатии канонерок и тайных операций» Запада приходилось действовать крайне осторожно.

Законом Ирана «О нефти» 1957 года NIOC получила право заключать нефтяные контракты с компаниями вне консорциума через новую модель взаимодействия — соглашения об инвестиционном партнерстве, в которых она представляла интересы государства, в то время как иностранный инвестор обретал статус оператора, деятельность которого была возможна только через создание совместных предприятий с NIOC (не менее 30% участия).

Распространение практики соглашений нового образца создало институциональную базу для дальнейших преобразований и дальнейших шагов к национализации отрасли. В 1966 г. был апробирован и окончательно закреплён новой редакцией Закона о нефти новый тип договорных отношений – агентское соглашение, или сервисный контракт с отсутствием у иностранного оператора в Иране прав собственности (его услуги подрядчика оплачивались частью добытой сырой нефти). В 1976 г. шахиншах предложил вышеупомянутому консорциуму увеличить долю Ирана в его прибыли с 50 до 65%, что совпало по времени с периодом весьма активного политико-экономического сближения Ирана с Советским Союзом. Кроме того, в середине 1970-х установились партнёрские взаимоотношения Ирана с соседним Ираком, власти которого 1968-72 гг. национализировали все сегменты нефтяной отрасли, включая разведочные скважины, нефтепроводы и нефтеэкспортные порты.

Неудивительно, что западные партнёры под разными предлогами саботировали переговоры по упомянутому предложению М. Пехлеви и по другим потенциально перспективным проектам (1). После Исламской революции в Иране консорциум приказал долго жить, и в марте 1979 г. право управления всеми нефтегазовыми активами страны получила NIOC, перешедшая под контроль министерства нефти. Ответом на нежелательное для Запада развитие событий в Иране стали развязанные Ираком военные действия. Режим Хусейна, стремившийся воспользоваться революционным хаосом у соседа, слабостью иранской армии и революционным антагонизмом западных стран, получал экономическую поддержку из Америки, из Европы и из аравийских монархий. Например, в 1983 г. Багдад получил кредит в размере 300 млн. долл. от Министерства сельского хозяйства США. В 1984 г. предоставлены кредиты на сумму в 345 млн. долл., а в 1985 – на сумму в 675 млн. Развивалось сотрудничество и в военной сфере: большие партии оружия регулярно направлялись в Иорданию, Египет и Кувейт, откуда их переправляли в Ирак. Багдад получал от США товары «двойного назначения». Только в 1982 г. Багдад купил 1760 вертолетов Hughes, широко применял в приграничных районах химическое оружие и т. д. В то же время решение Ирака вторгнуться в Иран было расценено в Москве как нарушение статьи 8 Договора о дружбе и сотрудничестве от 1972 года, что привело к прекращению советских военных поставок.

Несмотря на серьёзные проблемы, обусловленные прямым военным и санкционным давлением, в последние десятилетия Иран успешно развивает передовые отрасли   национального производства, что важно и в контексте российско-иранского сотрудничества в новых условиях после 24 февраля 2022 года. Важным источником финансирования нефтегазовых проектов является созданный в 2011 году суверенный «Фонд национального развития Ирана», формируемый за счет экспортной выручки. Кроме того, инвестиции привлекаются за счёт развития свободных торгово-промышленных зон, где зарубежные компании пользуются правами собственности и пользуются налоговыми льготами. Наибольшую эффективность показало применение кластерного подхода к развитию крупных нефтехимических проектов в особых индустриальных зонах, для чего была основана специализированная компания по развитию химических парков (ICPDC). Немалую роль в процессах взаимовыгодной международной кооперации занимают неформальные сети, сформированные иранской диаспорой и способствующие передаче инвестиции и технологии для развития производства, а также деятельность Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) и благотворительных фондов (боньядаов).

Только в первые дни Исламской революции импровизированную могилу Мосаддыка в его имении посетило около миллиона человек. Память об этом политике-патриоте и его идеи свободного от колониальных пут суверенного развития востребованы не только в публичной риторике, но и в конкретной политико-экономической практике современного Ирана.

Примечание

(1) В 1976 г. Тегеран и Багдад проводили переговоры по включению иранской нефти в трубопровод из Мосула к сирийским портам Банияс / Тартус. Характерно, что IOP поддержать этот проект отказался. Стороны договорились построить нефтепровод Нефтшах (западный Иран) – Мосул и провести пробную перекачку не позже 1979 года. Такой проект укрепил бы стартовавшее несколькими годами ранее ирано-иракское партнёрство. Однако в конце 70-х обострилась ситуация не только в Иране, но и Иракском Курдистане, в том числе в районе Мосула, и означенный проект был забыт. Резонно предположить, что «совпадение» этих ситуаций, обусловленных деструктивными действиями спецслужб Запада, было частью стратегии на раздувание враждебности между Ираком и Ираном.

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться