В Белоруссии на протяжении последних нескольких лет неоднократно сообщали о потенциальной угрозе со стороны Украины. Напряжённая ситуация на границе двух стран, а также поддержка киевским режимом белорусской оппозиции долгое время были одними из главных претензий, которые Минск предъявлял Киеву.
Начало специальной военной операции (СВО) изменило ситуацию в худшую сторону. С этого момента перед Белоруссией возникла новая опасность – украинский терроризм, который сегодня проявляется в нескольких формах.
Во-первых, распространение особо опасных для здоровья наркотиков, что несёт в себе и серьёзную социальную опасность. Известно, что киевский режим уже не первый год формирует из своей страны одну из главных на постсоветском пространстве площадок для производства, транзита и распространения так называемых тяжёлых наркотиков, то есть синтетического производства. Именно с Украины после 2014 года в Россию и Белоруссию хлынул поток синтетических наркотиков, мефедрона, альфа-PVP и пр. Уже тогда было очевидно, что происходящее напрямую связано с политической и военной обстановкой, а также желанием украинских спецслужб нанести удар по внутренней ситуации в соседних странах. После начала СВО в рамках украинского наркотерроризма наблюдалось стремление создать в России и Белоруссии контролируемые массы наркоманов, а также увеличить смертность среди населения этих стран, посеяв в обществе панику. Например, начиная с 2022 года в российских и белорусских городах начали фиксироваться схожие по своей сути смертельные случаи, связанные с употреблением наркотических смесей, в первую очередь мефедрона с метадоном, который ранее массово завозился на Украину в рамках «метадонзаместительной» терапии. Намеренное подмешивание данного вещества в другие наркотики и распространение таких смесей на территории РФ и Белоруссии стало приводить к передозировкам и массовым смертельным случаям среди злоупотребляющих и наркоманов. Помимо этого, именно Украина за последние несколько лет стала своеобразным хабом для переброски в соседние страны «классических» наркотиков: героина и кокаина. В конечном счете к настоящему времени наркотерроризм стал одним из важнейших инструментов гибридной войны против России и Белоруссии, главной целью которой является дестабилизация ситуации в этих странах.
Во-вторых, это так называемый кибертерроризм, который сегодня стал настоящей головной болью и в России, и в Белоруссии. Речь в данном случае идёт не только о кибератаках, но и о телефонных и интернет-мошенниках, которые не просто выманивают деньги из белорусов и россиян, но и подталкивают их на террористические действия. Сегодня мошенники с Украины и вовсе перешли к новой террористической тактике — они не просто лишают людей денег, но и путём психологической манипуляции заставляют их совершать различные диверсии.
Можно вспомнить, что летом по России прокатилась волна поджогов военкоматов, а в Белоруссии – зданий и имущества силовиков. Так, еще в июле 50-летнюю жительницу Гродно «сотрудник банка» убедил перевести на счёт мошенников деньги, после чего появились «правоохранители», которые предложили ей «восстановить справедливость» путем поджога служебного автомобиля милиционера. В Барановичах мошенники пытались заставить 43-летнюю жительницу поджечь здание военкомата, но та отказалась. В конце августа украинские кибертеррористы и вовсе организовали «психо-шоу», сначала обобрав до нитки 53-летнюю жительницу Барановичского района, а после за «неправильные» политические взгляды убедили её сжечь ноутбук в духовке. И таких случаев в Белоруссии, как и в России в последнее время становится всё больше. На удочку украинских спецслужб и подконтрольных им структур попадают доверчивые и внушаемые граждане, пациенты психдиспансеров, порой не осознающие последствий своих действий.
Однако наиболее серьёзной опасностью для Белоруссии, как и для России, сегодня можно считать «классический» терроризм, связанный с организацией диверсий и различного рода атак на гражданские объекты. Как показывают последние события, Киев перестал считаться с жизнями людей и готов идти на кровавые преступления на территории других стран.
Как отмечали в белорусском Комитете государственной безопасности (КГБ), под руководством сотрудника Главного управления разведки (ГУР) Минобороны Украины Вячеслава Розума украинские спецслужбы через своих агентов планировали организовать теракты в Гродно, а их целью были несколько объектов, в том числе генконсульство России. В мае белорусские силовики сообщили о еще одной попытке совершить в республике теракт, который снова готовили в Киеве и при помощи беглой белорусской оппозиции. Тогда с Украины через Болгарию, Грузию, Армению и Россию в республику завезли закамуфлированное взрывное устройство, где взрывчатым веществом было С4 американского производства. Однако и этот инцидент оказался не последним.
В сентябре в КГБ Белоруссии сообщили о раскрытии целой сети террористических ячеек, которые прямо или косвенно контролировались украинскими спецслужбами. В частности, завербованные граждане Белоруссии Павел Вабищевич и Андрей Зиненко сначала занимались съёмкой различных объектов в Белоруссии, а позже получили задание забрать из тайника взрывчатку и устроить теракт на железнодорожном пути «Столбцы – Барановичи». Как отмечали в белорусских правоохранительных органах, изъятое взрывное устройство с боевой частью массой 1,2 кг в тротиловом эквиваленте было способно не просто повредить железнодорожные пути, но и привести к катастрофе, в результате которой могли пострадать простые граждане.
Параллельно с Вабищевичем и Зиненко в республике были задержаны два жителя Гродно Иван Бородич и Борис Пухальский, которые, как сообщили в КГБ, имели профессиональные навыки минно-взрывного дела. Им помогал гражданин Украины Иван Лихолат, напрямую связанный с украинским ГУР. Изначально они выполняли разведку и собирали данные о наличии российских войск на территории Белоруссии, передвижении военной техники и т. д. Однако позже их задачей стал теракт на железной дороге в Толочинском районе, которого удалось избежать только благодаря действиям белорусских силовиков.
Важным действующим лицом в сети украинских спецслужб в Белоруссии оказался гражданин Украины Вячеслав Бородий с позывным Мангуст, который ещё в апреле 2022 года оказался на службе ГУР и проходил подготовку в одном из учебных центров в Киевской области. Он сотрудничал и с СБУ, которое готовило его к организации «партизанского движения» в случае занятия российскими войсками Житомирской области. Позже Бородию дали задание перебрасывать в Белоруссию оружие и взрывчатку. Во время задержания «Мангуста» в его доме нашли ПЗРК, гранатометы и взрывчатку, а в тайнике – два автомата Калашникова, БПЛА, а также взрывчатое вещество, закамуфлированное под пауэрбанки. И все это должно было использоваться для организации терактов в Белоруссии, в том числе на железной дороге.
Сегодня все фигуранты данного дела находятся под стражей и дают признательные показания, которые свидетельствуют о том, что украинские спецслужбы начали свою работу в Белоруссии задолго до СВО, создавая в республике собственную агентурную сеть, опирающуюся на противников власти и асоциальные элементы.
Стоит заметить, что, несмотря на наличие в Белоруссии смертной казни, в том числе за попытку совершения теракта, сегодня вряд ли можно сомневаться, что в стране не осталось тех, кто готов к террористической деятельности. Именно это и позволят украинским и иным иностранным спецслужбам продолжать деструктивную работу на территории республики, заманивая людей не только деньгами, но и различными лозунгами о «борьбе за справедливость». И такая тенденция не прекратится до тех пор, пока будет существовать нынешний киевский режим, одним из отвратительных родимых пятен которого стал терроризм. Поэтому для обеспечения национальной безопасности, как Белоруссии, так и России, с ним должно быть покончено раз и навсегда. В ином случае избавиться от террористической угрозы со стороны Украины Минску и Москве вряд ли удастся.