Владимир Путин и Си Цзиньпин

«Пояс и путь»: новое десятилетие, новые перспективы

Перспективы сотрудничества Москвы и Пекина в рамках «Пояса и пути» выглядят многообещающе

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

13 сентября знаменитая китайская инициатива «Один пояс и один путь» отметила первый десятилетний юбилей. Формально наша страна не участвует в этом проекте, ставшем одной из геоэкономических осей планеты. Мы не подписывали соглашений или иных документов. Однако с первых дней реализации инициативы «Пояс и путь» Россия стала важной составной частью будущей глобальной инфраструктурной системы. Проходящий на тысячи километров по территории России Новый Евразийский транспортный мост пересек два континента и связал порт Ляньюнган на побережье Жёлтого моря с морскими портами в Западной Европе через земли Китая, Казахстана, России, Белоруссии, Польши, Германии. Этот железнодорожный маршрут стал действующей моделью для других крупных проектов «Пояса и пути». Наглядной демонстрацией продуктивности сотрудничества России и Китая в рамках инициативы «Пояс и путь» стало участие Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда «Шелковый путь» в нефтегазовых проектах в российской Арктике.

Безграничные перспективы сотрудничества Москвы и Пекина в рамках «Пояса и пути» или за этими формальными границами открываются в нынешней геополитической и геостратегической обстановке попытки Запада сдерживать независимое развитие России и Китая. В новой «холодной войне» сложились два фронта – Западный против России и Восточный против Китая. Вводя санкции и объявляя блокады, разрывая традиционные торговые цепочки, создавая угрозы для налаженных маршрутов, США разрушают глобальную транспортную систему. В этих условиях особую ценность приобретают торговые пути, которые не контролируются с американских баз, с американских авианосцев.

Пересекающие Евразию Новый транспортный мост, Транссибирская магистраль, БАМ, Северный морской путь, системы газо- и нефтепроводов из Центральной Азии и России уже являются такими животворящими артериями. В ближайшей перспективе на территории России будет достроено идущее из Ляньюнгана в Санкт-Петербург скоростное шоссе «Западный Китай – Западная Европа», построена Северная железная дорога. Спровоцированная НАТО война на украинском участке Западного фронта и готовящийся конфликт вокруг Тайваня на Восточном фронте, по существу, подтолкнули Москву и Пекин перейти с уже достигнутого уровня «стратегического партнерства новой эпохи» на новый уровень взаимопонимания и взаимодействия, который можно назвать «боевое слаживание». Точкой отсчета можно считать встречу двух глав государств в марте нынешнего года в Москве. После продолжавшегося около 8 часов «боевого слаживания» двух главнокомандующих последовала интенсивная череда встреч и переговоров министров обороны, руководителей системы национальной безопасности, глав правительств, министерств, крупных корпораций и банков. Ускорилось решение проблем в транспортной, финансовой, визовой сферах, которые все еще тормозят взаимодействие двух сопредельных держав.

Новое качество российско-китайских отношений способствует переменам и на глобальном уровне. Устойчивость и надежность военно-политического и экономического тандема Москва-Пекин привлекает к ним страны, уставшие от гегемонизма Запада и ищущие альтернативу для своего участия в мировых делах на принципах подлинного суверенитета. Этим можно объяснить стремление многих стран войти в ШОС и БРИКС. Этим объясняется растущая привлекательность инициативы «Пояс и путь».

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
США спланировали распад Украины ещё в 2014 году
«Мне в Париж по делу срочно!», или Как Зеленский скакал галопом по Европам

Третий саммит «Пояса и пути» в Пекине не только подведет итоги первого десятилетия, но и наметит новые ориентиры. Участие Президента Путина в качестве главного гостя подчеркивает то значение, которое Председатель Си Цзиньпин уделяет участию Москвы в дальнейшем развитии своей инициативы. Думаю, что Президент Путин в свою очередь по-новому оценит перспективы подключения России к глобальным инфраструктурным, промышленным и торговым проектам Китая.

В условиях «боевого слаживания» Москвы и Пекина сопряжение двух интеграционных проектов – «Пояса и пути» с ЕАЭС – будет нарастать и совершенствоваться. Это объясняется близостью или даже полным совпадением национальных интересов всех вовлеченных стран. Запад пытается конкурировать с инициативой «Пояс и путь» при помощи выдвижения собственных проектов транспортных коридоров. Он использует оставшиеся с прежних времен взаимные обиды и нерешенные территориальные проблемы. Он старается переманивать на свою сторону националистически настроенную часть элит стран Центральной Азии. Он все новыми приемами будет тормозить интеграционные тенденции в новом макрорегионе. Однако географические, исторические и современные военно-политические факторы не позволят разрушить уже сформировавшиеся процессы. Ведь факты говорят сами за себя. Уважение национальных интересов друг друга было наглядно продемонстрировано за годы, минувшие после подписания Соглашения о сопряжении ЕАЭС и «Пояса и пути» в 2015 году. За это время произошло сложение, а на некоторых направлениях синергия векторов развития в сердце Евразии. Можно верить, что после 3-го саммита «Пояса и пути», после важных двусторонних и многосторонних встреч и переговоров «на полях» этого масштабного форума сопряжению ЕАЭС с «Поясом и путем» будет придан новый импульс.