13 сентября знаменитая китайская инициатива «Один пояс и один путь» отметила первый десятилетний юбилей. Формально наша страна не участвует в этом проекте, ставшем одной из геоэкономических осей планеты. Мы не подписывали соглашений или иных документов. Однако с первых дней реализации инициативы «Пояс и путь» Россия стала важной составной частью будущей глобальной инфраструктурной системы. Проходящий на тысячи километров по территории России Новый Евразийский транспортный мост пересек два континента и связал порт Ляньюнган на побережье Жёлтого моря с морскими портами в Западной Европе через земли Китая, Казахстана, России, Белоруссии, Польши, Германии. Этот железнодорожный маршрут стал действующей моделью для других крупных проектов «Пояса и пути». Наглядной демонстрацией продуктивности сотрудничества России и Китая в рамках инициативы «Пояс и путь» стало участие Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда «Шелковый путь» в нефтегазовых проектах в российской Арктике.
Безграничные перспективы сотрудничества Москвы и Пекина в рамках «Пояса и пути» или за этими формальными границами открываются в нынешней геополитической и геостратегической обстановке попытки Запада сдерживать независимое развитие России и Китая. В новой «холодной войне» сложились два фронта – Западный против России и Восточный против Китая. Вводя санкции и объявляя блокады, разрывая традиционные торговые цепочки, создавая угрозы для налаженных маршрутов, США разрушают глобальную транспортную систему. В этих условиях особую ценность приобретают торговые пути, которые не контролируются с американских баз, с американских авианосцев.
Пересекающие Евразию Новый транспортный мост, Транссибирская магистраль, БАМ, Северный морской путь, системы газо- и нефтепроводов из Центральной Азии и России уже являются такими животворящими артериями. В ближайшей перспективе на территории России будет достроено идущее из Ляньюнгана в Санкт-Петербург скоростное шоссе «Западный Китай – Западная Европа», построена Северная железная дорога. Спровоцированная НАТО война на украинском участке Западного фронта и готовящийся конфликт вокруг Тайваня на Восточном фронте, по существу, подтолкнули Москву и Пекин перейти с уже достигнутого уровня «стратегического партнерства новой эпохи» на новый уровень взаимопонимания и взаимодействия, который можно назвать «боевое слаживание». Точкой отсчета можно считать встречу двух глав государств в марте нынешнего года в Москве. После продолжавшегося около 8 часов «боевого слаживания» двух главнокомандующих последовала интенсивная череда встреч и переговоров министров обороны, руководителей системы национальной безопасности, глав правительств, министерств, крупных корпораций и банков. Ускорилось решение проблем в транспортной, финансовой, визовой сферах, которые все еще тормозят взаимодействие двух сопредельных держав.
Новое качество российско-китайских отношений способствует переменам и на глобальном уровне. Устойчивость и надежность военно-политического и экономического тандема Москва-Пекин привлекает к ним страны, уставшие от гегемонизма Запада и ищущие альтернативу для своего участия в мировых делах на принципах подлинного суверенитета. Этим можно объяснить стремление многих стран войти в ШОС и БРИКС. Этим объясняется растущая привлекательность инициативы «Пояс и путь».
Третий саммит «Пояса и пути» в Пекине не только подведет итоги первого десятилетия, но и наметит новые ориентиры. Участие Президента Путина в качестве главного гостя подчеркивает то значение, которое Председатель Си Цзиньпин уделяет участию Москвы в дальнейшем развитии своей инициативы. Думаю, что Президент Путин в свою очередь по-новому оценит перспективы подключения России к глобальным инфраструктурным, промышленным и торговым проектам Китая.
В условиях «боевого слаживания» Москвы и Пекина сопряжение двух интеграционных проектов – «Пояса и пути» с ЕАЭС – будет нарастать и совершенствоваться. Это объясняется близостью или даже полным совпадением национальных интересов всех вовлеченных стран. Запад пытается конкурировать с инициативой «Пояс и путь» при помощи выдвижения собственных проектов транспортных коридоров. Он использует оставшиеся с прежних времен взаимные обиды и нерешенные территориальные проблемы. Он старается переманивать на свою сторону националистически настроенную часть элит стран Центральной Азии. Он все новыми приемами будет тормозить интеграционные тенденции в новом макрорегионе. Однако географические, исторические и современные военно-политические факторы не позволят разрушить уже сформировавшиеся процессы. Ведь факты говорят сами за себя. Уважение национальных интересов друг друга было наглядно продемонстрировано за годы, минувшие после подписания Соглашения о сопряжении ЕАЭС и «Пояса и пути» в 2015 году. За это время произошло сложение, а на некоторых направлениях синергия векторов развития в сердце Евразии. Можно верить, что после 3-го саммита «Пояса и пути», после важных двусторонних и многосторонних встреч и переговоров «на полях» этого масштабного форума сопряжению ЕАЭС с «Поясом и путем» будет придан новый импульс.