Президент России Владимир Путин сообщил, что поручил Воздушно-космическим силам (ВКС) РФ начать постоянное патрулирование пространства над Чёрным морем самолетами с комплексами «Кинжал».
П. Зарубин: Президент Украины практически похвастался тем, что Киев не только получил, но уже и начал использовать американские дальнобойные ракеты ATACMS. Насколько мы понимаем, эти ракеты значительно расширяют радиус возможных ударов, в том числе и вглубь территории России. Насколько это серьезно может изменить обстановку? И как Россия будет реагировать?
Владимир Путин: «…и наконец, ошибкой уже более масштабного, пока невидимого характера, но все-таки имеющего большое значение, является то, что Соединенные Штаты все больше и больше лично втягиваются в этот конфликт. Они втягиваются – это очевидная вещь. И пускай никто не говорит, что они к этому не имеют отношения. Мы считаем, что имеют. Плюс еще на фоне ближневосточного конфликта все это происходит, все это накаляет атмосферу.
Они взяли, затащили две авиационные группировки в Средиземное море. Хочу сказать, это не угроза – то, что я сейчас скажу и о чем вас проинформирую, но по моему поручению Воздушно-космические силы России начинают на постоянной основе патрулирование в нейтральной зоне воздушного пространства над Черном морем. Наши самолеты МиГ-31 вооружены комплексами "Кинжал". Они, как известно, имеют дальность свыше тысячи километров со скоростью девять махов».
Президент России не стал вдаваться в более подробные объяснения по этому поводу, ибо незачем давать противнику лишнюю информацию. Однако кое-какие выводы, помимо озвученных главой государства, в этой связи представляются вполне очевидными.
Во-первых, данное заявление было сделано именно в контексте обсуждения в ходе пресс-конференции вопроса об уже состоявшейся передаче киевскому режиму баллистических ракет ATACMS. Сам по себе этот факт, бесспорно, является значительной эскалацией прямого участия США в войне против РФ на стороне киевского режима. Кроме того, никак нельзя исключать, что эти ракетные установки управляются непосредственно боевыми расчётами Вооружённых сил США в качестве гарантии их использования в точном соответствии с инструкциями Пентагона.
С учётом этой новой реальности становится более понятной и ответная реакция России, которая, на наш взгляд, связана отнюдь не только с гипотетической угрозой со стороны американских авианосцев. Хотя и по этому поводу стоит быть начеку.
Напомним, что самолеты-носители МиГ-31 с гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» и прежде использовались для нанесения ударов по целям в ходе СВО. Новшество в данном случае заключается в том, что «ВКС России начинают на постоянной основе патрулирование в нейтральной зоне воздушного пространства над Чёрным морем».
Здесь налицо два ключевых момента.
Во-первых, заявлено постоянное, то есть непрерывное патрулирование в режиме полной готовности к немедленному нанесению гиперзвукового удара по наземной цели. Такой режим, очевидно, не нужен для борьбы со стационарными, привязанными к местности, целями. Для этого вполне достаточно дежурства самолета на аэродроме и вылета на боевое задание в случае его получения.
В данном же случае используется такой режим, который позволяет практически мгновенно реагировать и поражать цель с учётом гиперзвуковой скорости ракеты «Кинжал» в считанные минуты. Разумеется, это вполне подходит и для действий против вражеских авианосцев.
Думается, что этим смысл данного нововведения отнюдь не исчерпывается, так как одновременно это оптимальный и единственно возможный режим реагирования в случае с мобильными пусковыми установками баллистических ракет противника. Таким ракетным комплексам, какими бы мобильными они ни были, все равно необходимо какое-то время для боевого развертывания в пусковом районе, для подготовки данных, привязки к местности и т. д.
Можно предположить, что возможности российской инструментальной разведки, в том числе космической и воздушной, за последние полтора года существенно возросли. И сегодня они уже позволяют в реальном режиме времени контролировать и выдавать целеуказания практически по всей территории Украины.
В сочетании с постоянно готовым к нанесению удара комплексом «Кинжал» это даёт возможность нанести по ударным ракетным средствам противника упреждающее поражение практически на любой дальности, уничтожив цель еще до момента пуска ракеты.
Во-вторых, речь идет о патрулировании нейтральной зоны Чёрного моря. Это может означать в общем плане создание условий, в максимальной степени благоприятствующих действиям ВКС по нейтрализации ракетных позиций противника. Российские самолёты получают возможность наносить удары из любой точки воздушного пространства Чёрного моря, наиболее подходящей для решения боевой задачи. А эта точка будет тем более подходящей, чем ближе она окажется не только к месту дислокации американского авианосца, но и к месту ожидаемого пуска вражеской ракеты.
Кроме того, это ещё и сигнал некоторым не в меру ретивым иностранным союзникам киевского режима. На тот отнюдь не невероятный случай, если они вздумают «подсобить» этому режиму запуском ракет непосредственно со своей территории. В этом случае радиус оперативного контроля комплекса «Кинжал» позволит нейтрализовать ракетную угрозу, откуда бы с европейской территории она ни исходила. И, что существенно, даже в том случае, если номенклатура поставляемых Киеву американских ракет, а также их дальность пуска будут и дальше увеличиваться.
А такую возможность игнорировать никак нельзя, поскольку США уже сегодня находятся на пороге принятия на вооружение нового поколения наземных баллистических ракет с радиусом действия от 1 тысячи километров.
Продолжаются работы по созданию для армии США перспективного наземного подвижного ракетного комплекса средней и меньшей дальности Mid-Range Capability (MRC), недавно получившего официальное название Typhon. В армии США комплекс MRC (Typhon) должен стать промежуточным звеном по дальности действия между перспективным оперативно-тактическим ракетным комплексом Lockheed Martin PrSM (Precision Strike Missile) с дальностью стрельбы 499-550 км (в перспективе до 1000 км) и перспективным наземным гиперзвуковым ракетным комплексом средней дальности LRHW (Long Range Hypersonic Weapon), недавно получившим официальное название Dark Eagle, с заявляемой дальностью более 2775 км.
Ракетный комплекс наземного базирования LRHW (Long Range Hypersonic Weapon) Dark Eagle представляет собой фактически баллистическую ракету средней дальности наземного базирования AUR (All-Up-Round), оснащенную универсальной управляемой маневренной гиперзвуковой боевой частью Common-Hypersonic Glide Body (C-HGB) в исполнении Block 1. Дальность стрельбы комплекса официально заявлена в 1725 миль (2775 км).
Предположительно, гиперзвуковая боевая часть C-HGB основана на разработанной Сандийскими национальными лабораториями в интересах армии США экспериментальной гиперзвуковой боевой части Advanced Hypersonic Weapon (AHW). Её лётные испытания проводились в 2011 и 2012 годах и достигавшей скорости 8М. Для C-HGB официально пока что заявляется скорость «более 5М».
Получение двух опытных образцов подвижной пусковой установки и массо-габаритных макетов транспортно-пусковых контейнеров ракет перспективного американского гиперзвукового ракетного комплекса наземного базирования LRHW (Long Range Hypersonic Weapon) Dark Eagle 5-м батальоном (дивизионом) 3-го артиллерийского полка 17-й бригады полевой артиллерии армии США в Льюис-Маккорд (штат Вашингтон), 14-15 сентября 2021 г.
Таким образом, можно констатировать, что Россия принимает адекватные оборонительные меры, существенно повышающие ее возможности по упреждающему реагированию на попытки противника использовать на поле боя американское баллистическое ракетное оружие – как представленное в данный момент системами ATACMS, так и в перспективе теми ракетами повышенной дальности, которые будут поступать на вооружение ВС США.
Возможность для нанесения таких упреждающих ударов можно рассматривать как результат ряда важных достижений в ходе самой Специальной военной операции, в том числе:
Запуск в серийное производство и накопление достаточных запасов гиперзвукового оружия театра военных действий;
Значительное усиление группировки космических и авиационных средств ведения разведки, что обеспечивает онлайн-контроль всей территории Украины и прилегающих государств;
Расширение номенклатуры авиационных платформ, адаптированных к применению гиперзвукового авиационного ракетного комплекса «Кинжал» (Ту-22М3, Су-34 и другие), что позволяет обеспечить достаточными силами и средствами реальный режим постоянного воздушного боевого дежурства с целью упреждающего подавления наземных ракетных систем противника.
Что же касается американских авианосцев в Средиземном море, то если у Вашингтона действительно хватит дури влезть в большую ближневосточную войну, то Владимир Путин по сходным поводам уже не раз говорил: «Кто не спрятался, я не виноват!»