Си Цзиньпин и Владимир Путин на форуме в Пекине

Третий форум инициативы «Пояс и путь»: ещё один шаг к многополярному миру

Прошедший форум китайской инициативы международного сотрудничества «Один пояс – один путь» (ОПОП) собрал глав правительств и высокопоставленных должностных лиц из более чем 140 стран и более 30 международных организаций.

Форум ОПОП подтвердил, что в основе новой модели межгосударственных отношений находятся принципы «открытости», «взаимовыгодности», «взаимных консультаций», «общего выигрыша». Принципиальная позиция всех участников Форума – развитие иных стран не должно восприниматься как угроза, а экономическая взаимозависимость является не риском, а возможностью развития. 

На форуме был подведён 10-летний опыт реализации проектов ОПОП и намечена программа дальнейшего взаимодействия в рамках этой Инициативы с упором на научно-техническое сотрудничество, цифровизацию экономики, «зелёное» развитие и гуманитарные проекты. 

В условиях стремления США восстановить гегемонию Запада в мире даже ценой развала мировой торговли и риска новой мировой войны ОПОП, по сути, является альтернативным вариантом глобализации, который основывается на более справедливых, чем западный вариант, принципах и, потому исключает искусственные препятствия типа санкций и торговых войн. 

Исходя из принципов разделения, противостояния, изоляции и игры «с нулевой суммой», Запад навязывал своё лидерство в мире путём колониальных войн, грабежа чужих ресурсов и силового навязывания своих ценностей. Китайская сторона на Форуме обратила внимание, что Китай не пойдёт по этому пути, о чём, действительно, свидетельствует весь опыт сотрудничества в проектах ОПОП.

Конструктивная позиция китайской стороны предполагает готовность работать в том числе над сопряжением проекта «Пояс и путь» с ЕАЭС в рамках Большого Евразийского партнёрства, которое действительно может реально объединить страны Евразии во всём многообразии их культур, политико-экономических моделей и национальных интересов. Это отвечает интересам России. 

Китайская сторона на всех уровнях подчёркивает, что проект «Пояс и путь» всегда согласуется с задачами развития каждой страны, чтобы не противоречить её национальным интересам, поскольку инфраструктурные проекты определяются страной – получателем, а не Китаем. О том же свидетельствуют и эксперты из стран – участниц ОПОП. Экономист из Шри-Ланки Касун Кариявасам подтверждает, что «китайские кредиты более гибкие и не включают никаких условий, не связанных с кредитованием», а средства обычно направляются в «реальные активы, которые повышают стоимость реальной экономики».

Проект ОПОП оценивается в Китае, как возможность демонтировать неоколониализм и решить главную и неотложную задачу в повестке мирового управления - сократить разрыв между Севером и Югом. В связи с этим на Форуме были широко представлены развивающиеся страны, и в частности из Африки. 

По мнению Хуана Ренвэя, исполнительного директора Фуданьского института "Пояса и пути" и глобального управления, "Пояс и путь" обеспечивает экономическую основу для Глобального Юга, соединяя родственные страны и формируя новые и более крупные рынки и поэтому развивающиеся страны являются основными участниками Форума. 

Новая модель межгосударственных отношений, которая будет развиваться в рамках ОПОП включает экономическое и гуманитарное взаимодействие. Соответствующие направления работы в рамках ОПОП Си Цзиньпин изложил в восьми пунктах.

Среди них следует особо выделить продолжение работы над расширением торгового маршрута «Китай – Европа», в рамках которого планируются развитие соответствующей железнодорожной магистрали и организация Форума сотрудничества Китай-Европа по железнодорожной магистрали «Экспресс». КНР также будет участвовать в Транскаспийском международном транспортном коридоре.

Китай будет поддерживать открытую мировую экономику, а его общий объём торговли товарами и услугами, как ожидается, превысит 32 трлн. долл. и 5 трлн. долл. соответственно в период 2024-2028 гг. 

Интересен упор Китая в будущем не только на знаковые проекты, но и на «небольшие, но умные» программы обеспечения средств к существованию. 

Также Китай продолжит реализацию Плана действий по сотрудничеству в области науки, технологий и инноваций ОПОП, которые предполагают обмен разнообразным опытом в этой области. Для этого будет проведена первая конференция ОПОП по научно-техническому обмену. 

К этому направлению примыкает «мировая инициатива по управлению искусственным интеллектом» (ИИ) на специальном форуме, который планируется провести в этом году. Си Цзиньпин выразил готовность Китая совместно с иными странами «содействовать разумному, упорядоченному и безопасному развитию искусственного интеллекта в мире». Позиция Китая в этой области выгодно отличается от стремления США и некоторых стран ЕС использовать технологические преимущества для изоляции и сдерживания развития других стран. 

Примечательно заявление Си Цзиньпина об институциализации форума ОПОП. Увеличение числа участников ОПОП и разнообразных проектов, увеличение финансирования, положение Форума как постоянно действующей площадки межгосударственного сотрудничества требуют постоянных и сложных организационных усилий. Для решения этой задачи будет создан секретариат Форума ОПОП. 

Названные проекты потребуют больших сумм финансирования. Председатель КНР в программном докладе Форуму пообещал увеличить финансовую поддержку проектов ОПОП на рыночной основе, отметив, что Банк развития Китая и экспортно-импортный банк Китая выделят по 350 млрд. юаней (48,75 млрд. долл.) каждый и дополнительные 80 млрд. юаней будут выделены в Фонд Шёлкового пути.

Директор Института международных отношений Китайского университета Жэньминь Ван Ивэй уверен, что новый план финансирования позволит привлечь больше средств из частных капиталов по всему миру, а также будет способствовать реформе китайских государственных компаний и ещё больше продвинет интернационализацию юаня.

Естественно, что за предыдущие годы действия Инициативы выявились проблемы, которые в полной мере осознаются всеми участниками и партнёрами Инициативы. Не везде результативно воспользовались открывшимися возможностями из-за неумелого распоряжения китайскими кредитами или неправильного определения приоритетов капиталовложения. 

В Китае обращают внимание на попытки западных СМИ исказить реальные причины задолженности некоторых (далеко не всех) стран-партнёров ОПОП. Китайские и объективные внешние эксперты указывают, что «их долговые проблемы возникли в основном из-за неправомерных действий местных элит и финансовых рынков, на которых доминируют западные страны». 

В Шри-Ланке и Малайзии обычно они приводятся западными СМИ, как пример «долговой ловушки»: «Наиболее противоречивые проекты BRI были инициированы правительствами стран-получателей помощи, которые преследовали свои собственные внутренние цели»,отмечается в отчёте лондонского института политики Chatham House.

Согласно статистике международного долга Всемирного банка, к концу 2020 года на долю коммерческих и многосторонних кредиторов приходилось 40% и 34% государственного внешнего долга 82 стран с низким и средним уровнем дохода соответственно. Доля двусторонних официальных кредиторов составила 26%, а Китая – менее 10%. 

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Пусть гибнет Америка, лишь бы досадить Трампу Пусть гибнет Америка, лишь бы досадить Трампу
Впереди натовского «паровоза»

Китайские эксперты обращают внимание, что, несмотря на враждебное отношение некоторых политических кругов на Западе к ОПОП, почти не слышно критики со стороны западных компаний. Причина в том, что они получают свою выгоду от участия в этой инициативе. На конференции генеральных директоров, состоявшейся в рамках форума, были заключены разного рода соглашения на сумму 97,2 млрд. долл.

Опираясь на накопленный опыт, Китай пересматривает и уточняет свои проекты за рубежом, более тесно сотрудничая со странами-получателями помощи в их разработке, отборе, ценообразовании, проведении тендеров и управлении, чтобы повысить прибыльность. На сегодня чётко обозначилась тенденция присоединения к ОПОП всё большего числа стран и регионов, которая укрепляет путь к многополярному миру.

Статьи по теме