Внешний долг при Байдене растёт астрономическими темпами

МВФ: тренды государственного долга в мире

Россия должна оставаться в клубе стран с минимальной суверенной задолженностью

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Одним из важнейших параметров экономики любой страны XXI века является величина и динамика ее государственного долга. Государственный долг – важнейший фактор, определяющий состояние экономики страны, а также влияющий на внешнюю и внутреннюю политику государства. Полезным и практически важным является сравнение показателей государственного долга разных стран. На сегодняшний день наиболее совершенной и полной информационной базой по государственному долгу стран мира можно считать базу данных Международного валютного фонда. Она начала создаваться еще в первые годы существования МВФ. По некоторым странам имеется информация с 1950 года. По целому ряду стран (особенно по странам Африки и другим развивающимся странам) в базе данных МВФ наблюдаются пробелы (не представляется первичная информация от стран или она вызывает большие сомнения). По Российской Федерации информация по государственному долгу имеется начиная с 1998 года. 

База данных по государственному долгу стран является частью проекта Базы данных глобального долга (GDD - The Global Debt Database). GDD, помимо государственного долга, содержит информацию по долгу всех секторов экономики, включая сектор домашних хозяйств. GDD аккумулирует информацию из более чем 190 стран мира. 

Что касается показателей государственного долга, то их в базе данных МВФ несколько. Наиболее значимым является показатель, называемый General Government Debt («Долг общего правительства»). Он представляет собой сумму долга центрального правительства (Central Government Debt) и долгов государственных институтов, не относящихся к центральному правительству (в том числе государственных властей нижних уровней). 

Весьма интересным и важным также является показатель Public Sector Debt («Долг государственного сектора»). Речь идет о долге компаний и организаций с полным или доминирующим участием государства в капитале, занимающихся экономической и финансовой деятельностью. Но, к сожалению, в базе данных МВФ информация по второму из названных показателей имеется по очень немногим странам (нет ее и по Российской Федерации). 

Для удобства международных сопоставлений все показатели по странам имеют относительное значение, представлены в виде доли в валовом внутреннем продукте (ВВП). Разброс значений по странам колоссальный. 

По показателю долга общего правительства (будем далее его называть просто государственным долгом) на одном полюсе находятся страны, у которых его величина превышает 100 % ВВП. Назовем их клубом стран с рекордно высокой суверенной задолженностью. По итогам прошлого года таких стран оказалось девять (% ВВП): Великобритания – 101,36; Бельгия – 105,27; Канада – 106,59; Франция – 111,67; Испания – 111,98; США – 121,38; Италия – 144,41; Венесуэла – 157,81; Япония – 261,29. В группе лидеров все страны за исключением Венесуэлы относятся к группе «экономически развитых стран». Абсолютным рекордсменом является Япония. Хотя США занимают лишь четвертое место по величине относительного государственного долга, однако по абсолютному значению госдолга Америка намного опережает все остальные страны. 

На другом полюсе находятся страны, у которых уровень государственного долга не превышает 20% ВВП (клуб стран с минимальной суверенной задолженностью). Таковых в базе данных МВФ оказалось всего шесть: Туркменистан, Демократическая Республика Конго, Эстония, Кирибати, Микронезия и… Российская Федерация. Если удалить Кирибати и Микронезию, являющиеся экзотическими юрисдикциями, то в группе остается всего четыре государства. Абсолютным рекордсменом в группе оказалась Туркмения с показателем, равным 5,19% ВВП. У Российской Федерации показатель составил 19,6% ВВП. Нельзя не признать уникальность России на фоне подавляющей массы стран, которые достаточно глубоко увязли в государственном долге. 

Даже те страны, которые представляются как пример динамичного экономического развития, имеют сегодня весьма солидный государственный долг. У Китая, который является второй экономикой мира (если считать ВВП по паритету покупательной способности национальной валюты) государственный долг в 2022 году составил 77,1% ВВП. В абсолютном выражении государственный долг Китая сегодня является вторым после США. Индия, также демонстрирующая высокие темпы экономического развития и все более явно претендующая на то, чтобы заместить Китай в качестве локомотива мировой экономики, имеет государственный долг 83,13% ВВП. Бразилия, также входящая в группу БРИКС, в прошлом году имела государственный долг, равный 85,33% ВВП. Что касается Южной Африки, еще одного члена группы БРИКС, то в базе данных МВФ информации по государственному долгу этой африканской страны нет. Можно сделать предварительный вывод, что в группе БРИКС Россия имеет такое важное отличие от других стран-членов, как низкий уровень государственного долга. 

База данных МВФ позволяет проследить динамику государственного долга за многие годы. За редчайшими исключениями мы наблюдаем наращивание и абсолютных, и относительных размеров государственного долга. Особенно явно эта тенденция просматривается по группе стран, которые по классификации МВФ относятся к «развитым экономикам». По развивающимся странам эта тенденция не столь ярко выражена. Вероятно, этому способствует тот же Международный валютный фонд, который уже долгие годы продвигает в развивающихся странах политику так называемого «Вашингтонского консенсуса». Одно из главных правил этого «консенсуса» – жесткий контроль за величиной государственного долга как внешнего, так и внутреннего. Согласно оценкам МВФ, в текущем году в целом по группе экономически развитых стран уровень государственного долга составит 112% ВВП, а по группе развивающихся стран – 67%. 

В качестве примера страны с ярко выраженной тенденцией наращивания государственного долга можно привести США. Справедливости ради следует сказать, что до начала 1980-х годов в Америке наблюдалась устойчивая тенденция к снижению относительного уровня госдолга. Это было снижение с тех рекордных пиков, которые возникли во время Второй мировой войны. В середине 1940-х годов уровень государственного долга США превышал 120% ВВП. А в 1950 году, согласно данным GDD, его уровень упал до 83,13%. Сокращение продолжалось до 1981 года, когда было достигнуто минимальное послевоенное значение в 40,39% ВВП. А дальше начался неуклонный рост, который продолжается уже более 40 лет. В 2022 году, как было отмечено выше, госдолг США превысил 121% ВВП. 

Еще более стремительный взлет государственного долга можно наблюдать у Японии. Первые данные по этой стране – на 1955 год, тогда уровень долга составлял скромную величину в 13,52% ВВП. Каждый год хоть понемногу, но государственный долг Японии прирастал. И вот в 2022 году он превысил 261% ВВП. 

Интересны тенденции у Китая и Индии. Первые данные по Китаю в базе GDD – на 1995 год. Тогда показатель государственного долга Китая равнялся 21,62% ВВП. До середины прошлого десятилетия уровень долга повышался, но очень плавно и осторожно. В 2015 году он составил 41,49% ВВП. А вот далее началось более энергичное наращивание государственного долга Китая, который, как отмечено выше, в прошлом году превысил 77% ВВП. Как отмечают эксперты, Пекин более смело стал идти на то, чтобы сохранять и даже наращивать дефициты своего государственного бюджета, стимулируя через бюджетные расходы экономическое развитие страны. Считается, что причиной энергичного наращивания государственного долга Китая стали попытки партийно-государственного руководства Поднебесной противостоять обозначившемуся с середины прошлого десятилетия снижению темпов экономического развития страны. 

По Индии первые данные в базе GDD – на 1991 год. Тогда уровень государственного долга составил 75,33% ВВП. В 2022 году, как отмечено выше, показатель оказался равным 83,13% ВВП. За три с лишним десятилетия произошло повышение уровня государственного долга, но оно было очень осторожным и умеренным. 

А теперь несколько подробнее по государственному долгу Российской Федерации. Как выше отмечено, информация в базе данных МВФ по РФ начинается с 1998 года. Если опираться на иные источники информации (в том числе и в первую очередь на данные Минфина РФ), то до указанного года наблюдалось стремительное наращивание государственного долга (как внутреннего, так и особенно внешнего). На протяжении нескольких лет Минфин РФ наращивал заимствования за счет размещения ГКО (государственные краткосрочные бескупонные облигации Российской Федерации). Кончилось это, как известно, дефолтом в августе 1998 года. Согласно разным источникам, этот год был пиковым по величине государственного долга. Согласно GDD, в 1998 году государственный долг Российской Федерации составил 135,9% ВВП. Это был рекордный показатель по всему миру. Для сравнения: у США в 1998 году государственный долг составил 60,34%, а у Японии – 71,75% ВВП. 

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Британская империя живее всех живых Экзистенциальный вызов исторического врага
О военно-экономической готовности России к войне в начале прошлого века

На протяжении следующего десятилетия Россия очень энергично снижала свой государственный долг как внешний, так и внутренний, как в абсолютном, так и относительном выражении. В 2008 году было достигнуто рекордно низкое значение государственного долга – 7,45% ВВП. Вероятно, это даже был мировой рекорд по итогам 2008 года. Удивительные пируэты и кульбиты: в 1998 году Россия оказывается мировым рекордсменом, добившись максимально высокого относительного уровня госдолга, а в 2008 году оказывается мировым рекордсменом по максимально низкому уровню такого долга. Можно сказать, что Россию швыряло из огня в полымя. После этого началось достаточно плавное и осторожное наращивание долга. Так, в 2009 году он равнялся 9,92% ВВП. А вот данные за последние годы (% ВВП): 2019 г. – 13,75; 2020 г. – 19,16; 2021 г. – 16,46; 2022 г. – 19,60. 

МВФ на своем сайте представляет не только фактические данные по государственному долгу стран, но также дает прогнозные оценки этого показателя. По группе экономически развитых стран относительный уровень госдолга должен вырасти со 112% ВВП в нынешнем году до 116% в 2028 году. По развивающимся странам прогнозируется рост за указанный период времени с 67 до 75% ВВП. По очень немногим странам ожидается снижение государственного долга. Например, в Индии к 2028 году государственный долг должен понизиться до 80,5% ВВП (примерно на 2,5 процентных пункта по сравнению с 2022 годов). Ожидается, что и Япония, наконец, от наращивания государственного долга перейдет к его осторожному сокращению. К 2028 году, согласно прогнозу МВФ, уровень госдолга Японии должен снизиться до 252,8% ВВП (т. е. примерно на 9 процентных пунктов по сравнению с 2022 годом). 

По ряду ведущих экономик ожидается ускоренное наращивание государственного долга. Так, государственный долг США в 2028 году должен составить 137,5% ВВП (прирост на 16 процентных пунктов по сравнению с 2022 годом). У Китая государственный долг должен перейти черту в 100 процентов, и он войдет в клуб стран с рекордно высокой суверенной задолженностью. В 2028 году его уровень составит 104,3% (прирост на 27 процентных пунктов по сравнению с 2022 годом). 

А что предсказывают России? Вот оценочные цифры госдолга РФ по годам (% ВВП): 2023 г. – 21,2; 2024 г. – 21,8; 2025 г. – 21,7; 2026 г. – 20,9; 2027 г. – 19,8; 2028 г. – 18,2. Видимо, авторы прогноза исходили из посыла, что до середины текущего десятилетия Россия будет находиться в состоянии войны (специальная военная операция на Украине), что, конечно, будет требовать повышенных бюджетных расходов, которые будут частично покрываться за счет размещения казначейских бумаг (преимущественно на внутреннем рынке). А дальше, в ходе сворачивания военной операции будет сокращаться и государственный долг. Очевидно, что прогноз МВФ по России очень условный. Но, наверное, это редкий случай, когда хочется, чтобы прогноз МВФ по России сбылся. Российская Федерация должна оставаться в клубе стран с минимальной суверенной задолженностью.