Польша не ответила на предложения Минска по восстановлению добрососедства. Об этом заявил президент Белоруссии А. Лукашенко во время поездки в Минскую область. Вместе с тем, по мнению белорусского лидера, к положительным сдвигам в белорусско-польских отношениях могут привести результаты парламентских выборов в Польше, которые прошли 15 октября. "Молодцы поляки! Я этого варианта не ожидал, – сказал Лукашенко. – И оппозицию к власти фактически привели. Уже Польша будет не та. Пускай это не наши люди, не настроены с нами разговаривать. Поляки показали: делайте так, как мы хотим, не будете делать – и вас выкинем. Молодцы поляки!"
Белорусско-польские отношения оставались натянутыми весь период нахождения Лукашенко у власти. В отличие от соседней Украины, где Польша весьма преуспела в продвижении своего влияния, фактически привязав к себе Киев и экономически, и политически, с Белоруссией этот номер не прошел.
Польша – страна с выраженными имперскими амбициями и стремлением к региональному лидерству. Польская политическая культура до сих пор определяется памятью о Речи Посполитой, которая в свое время была одной из крупнейших и могущественных держав в Восточной Европе. Соответственно, земли, когда-либо входившие в состав Речи Посполитой, Польша воспринимает как зону своих приоритетных интересов.
Белоруссия и Украина, естественно, входят в зону этих внешнеполитических приоритетов Варшавы.
В настоящее время польский империализм носит «мягкий» характер. Он предполагает не аннексию территорий, а установление зоны экономического, политического и культурного доминирования Польши, при сохранении формального суверенитета стран, ныне существующих на пространстве бывшей Речи Посполитой.
Именно этой логикой руководствовалась Варшава на Украине. Учитывая, что с самого момента распада СССР Киев взял прозападный курс и рассматривал Польшу как противовес России, польская политика здесь увенчалась серьезным успехом. В результате событий 2014-22 гг., когда Украина практически полностью разорвала отношения с Россией, Польша стала для нее основным окном в мир.
Почему с Белоруссией этого не получилось? Конечно, основным препятствием на пути Польши стала фигура белорусского президента. Сближение Польши с Украиной происходило в рамках так называемого демократического консенсуса. И Киев, и Варшава хором декларировали свою приверженность «демократическим ценностям», под соусом «защиты демократии» Польша активно вмешивалась во внутренние дела Украины, поддерживала «майданы» и формировала свое лобби в украинских элитах.
Лукашенко как авторитарный лидер был воспринят в Польше и на Западе в целом как чужак и нежелательная фигура. Однако такой подход резко ограничил возможности по внутреннему влиянию на ситуацию в Белоруссии. Ставка на националистическую белорусскую оппозицию себя не оправдала, т. к. эта оппозиция оказалась очень слабой и неспособной влиять на государственную политику.
Определенным исключением стал период 2014-20 гг., когда Запад начал заигрывать не только с белорусской оппозицией, но и с правящей элитой, рассчитывая постепенно подорвать созданную Лукашенко систему изнутри. Но даже в этот период отношения Минска и Варшавы оставались весьма натянутыми и холодными.
Политический кризис в Белоруссии 2020 г., а также начало СВО на Украине окончательно испортили белорусско-польские отношения. В 2020 г. Варшава открыто поддержала протесты против результатов президентских выборов, что перевело двусторонние отношения из холодных в почти открыто враждебные. Польша стала основным направлением для эмиграции противников действующей белорусской власти. По разным оценкам, сейчас в Польше постоянно проживает от 100 до 200 тысяч граждан Белоруссии. Впрочем, это не только политическая эмиграция, но и экономическая – IT-специалисты, врачи, студенты, да и простые гастарбайтеры.
В 2022 г. Польша закрыла большинство контрольно-пропускных пунктов на границе с Белоруссией. В настоящее время действуют лишь два погранперехода – Брест-Тересполь (для пассажирского транспорта) и Козловичи-Кукурыки (для грузового). Сделано это под предлогом угрозы нелегальной миграции, идущей со стороны Белоруссии. Варшава обвиняет Минск в том, что он целенаправленно завозит нелегалов с Ближнего Востока и переправляет их на польскую границу.
В августе этого года Варшава заявила о создании 10-тысячной военной группировки на границе с Белоруссией. Повод все тот же – противодействие нелегальной миграции, а также прикрытие так называемого Сувалкского коридора. Тема Сувалкского коридора и угроз, исходящих для него со стороны Белоруссии, особенно активизировалась во внешнеполитической риторике Варшавы после начала СВО.
Белоруссия на недружественные действия западного соседа реагирует двояко. С одной стороны, белорусская риторика в отношении Польши стала заметно более жесткой. Начиная с 2020 г., в Минске не раз заявляли об угрозах, исходящих со стороны Польши, и даже обвиняли Варшаву в намерении аннексировать западные области республики.
В 2021 г. в Белоруссии был учрежден новый праздник – День народного единства. Он отмечается 17 сентября и приурочен к Освободительному походу Красной армии, в результате которого западные области Белоруссии, входившие тогда в состав Польши, были присоединены к БССР. Дискуссии о необходимости учреждения такого праздника велись давно, однако официальный Минск долгое время явно не хотел раздражать Варшаву, для которой тема событий 1939 г. весьма болезненная. Очевидно, учреждение нового праздника стало не только внутри- но и внешнеполитическим сигналом.
С другой стороны, Белоруссия всё ещё рассчитывает на возобновление прагматического экономического сотрудничества со своими западными соседями и посылает им соответствующие сигналы. Так, Минск в одностороннем порядке ввёл безвизовый режим для граждан Польши, Литы и Латвии. По данным белорусского Государственного пограничного комитета, этим правом за минувшие два года воспользовались порядка 700 тысяч человек.
Впрочем, рассчитывать на некий экономический прагматизм со стороны властей Литвы, Латвии и Польши вряд ли стоит. Все три страны последовательно сокращают свои связи с Белоруссией и отгораживаются от нее. Примеру Польши, закрывшей большинство пропускных пунктов на границе с Белоруссией, последовали и ее прибалтийские соседи. На границе с Литвой из шести погранпереходов работают только четыре, и Вильнюс грозит закрыть еще два, а на границе с Латвией остался только один пропускной пункт. Кроме того, оказался полностью перекрыт транзит белорусских грузов через прибалтийские порты.
Смена правящей коалиции в Польше, если она произойдет, также не несёт Белоруссии ничего хорошего. В своем неприятии официального Минска едины все основные политические силы этой страны. Впрочем, нельзя исключать, что в случае формирования правительства во главе с «Гражданской коалицией» она может попытаться начать заигрывания с белорусской стороной. Стиль этой партии более мягкий, чем у «Права и справедливости». Однако нужно понимать, что цель этих заигрываний – вовсе не установление какого-то равноправного партнерства и прагматичного сотрудничества, а превращение Белоруссии в еще один аналог Украины.