Накануне в Белграде продолжались спорадические протесты. Отдельные группы граждан, среди которых было немало студентов, пытались перекрывать улицы в центральной части города. Вечером часть демонстрантов попыталась подойти к зданию полицейского управления с требованием освободить арестованных в ночь на 25 декабря экстремистов.
Впрочем, попытка направить некоего переговорщика для обсуждения этого заведомо абсурдного условия закончилась безрезультатно, и протестующие разошлись, передав петицию с требованием освобождения задержанных.
«Очевидны попытки коллективного Запада раскачать ситуацию в стране, используя техники „майданных переворотов”», - заявила официальный представитель МИД Мария Захарова, добавив, что единственная возможная реакция на происходящее - это строгое следование конституции и уважение к выбору сербского народа, проголосовавшего за национальные интерес.
Президент Вучич имеет неопровержимые доказательства подстрекательства протестов в стране со стороны Запада, заявил посол России в республике Александр Боцан-Харченко. Как мы писали накануне, преуменьшать опасность возобновления массовых беспорядков и их возможных последствий не следует. Протесты в Сербии - это хорошо продуманное и спланированное действие серьезных структур, действующих в интересах Запада, считает доктор политических наук, президент Международного института развития научного сотрудничества, профессор МГИМО МИД России Елена Пономарёва.
При том, что тех, кто выходит на улицу, не так уж и много, к происходящему в Сербии нужно относиться со всей серьезностью:
"Это не случайная акция каких-то, так скажем, маргиналов. Это хорошо продуманное, спланированное и целенаправленное действие, за которым стоят весьма серьезные структуры и организации, которые реализуют интересы ведущих игроков мировой политики. Это не только западные государства, это и транснациональные компании, и наднациональные структуры".
При этом у властей Сербии имеются всё необходимое для противостояния протестным акциям.
"Есть все ресурсы. Только [посредством] очень жёсткого силового противостояния уличным оппозиционерам, включая их организаторов, то есть тех политиков, которые выступают фактически против суверенитета, которые являются иноагентами, безусловно, получают финансирование от всевозможных фондов, начиная от экологических движений западных и заканчивая всевозможными ассоциациями, я думаю, даже и правительствами конкретных стран".
Сербия - единственная страна из европейских государств, которая, несмотря на оказываемое на неё колоссальное давление, не присоединяется к антироссийским санкциям, отмечает Е. Пономарёва. Кроме того, страна на Дунае поддерживает прямое авиасообщение с РФ, что, конечно, "не нравится западным визави. Более того, Сербия - это страна, которая имеет военный нейтралитет, это записано в стратегии обороны. Это тоже не нравится ни НАТО, ни Западу. Поэтому [им нужно] расшатать ситуацию, посеять недовольство, продемонстрировать то, что "мы за тобой следим внимательно".
Как известно, коалиция "Сербия против насилия" возникла недавно как движение после двух случаев массовой стрельбы в школах в минувшем мае. Возникшее общественное возмущение было тонко разыграно в деструктивных целях
"И вот это движение против такой страшной волны насилия впоследствии приобрело политическую окраску и теперь его можно называть партией-големом, которую используют для очень конкретной задачи - нейтрализации, свержения или демонстрации своей силы правительству Вучича. Есть мнение, что все эти протесты как раз-таки призваны показать Вучичу, что если он не будет выполнять волю западных кураторов, то его могут свергнуть. Но я думаю, что к этому следует добавить внутреннее противоречие между политическими структурами".
Одним из лидеров "Сербии против насилия" является этническая румынка, журналистка 49 лет Мариника Тепич, вышедшая "из партии Драгана Джиласа - бывшего мэра Белграда, одного из богатейших людей Сербии, который давно уже находится в оппозиции к Вучичу, и связано это, естественно, с утратой власти и доступа, например, к деньгам. Она выступает, например, за введении санкций против России и, кстати, очень показательно - за децентрализацию Сербии. Второй лидер [оппозиции в Сербии] - это Мирослав Алексич, агроном по профессии, 45 лет, он из партии такой более консервативной - "Народной партии" Вука Еремича. Он выступает, например, против признания Косова, все они за европейский путь, но в более консервативном направлении. Это совершенно несовместимые люди в других условиях, сейчас они объединили свои силы, для чего? Для того, чтобы только свергнуть Вучича или показать ему силу".
Если президенту Александару Вучичу на удастся справиться с протестами, это может обернуться долгосрочными негативными последствиями, так как "изменение политического курса Сербии, слом политики Вучича будет означать и автоматически наступление на [президента Республики Сербской] Милорада Додика и на Республику Сербскую, поглощение ее Боснией и Герцеговиной. Если же это произойдет, произойдет слом Республики Сербской, то Босния и Герцеговина в скором будущем станет еще одним членом НАТО и займет супер антироссийскую позицию. Сейчас она, в частности, не может ввести санкции против России из-за позиции одной из частей - энтитета Республики Сербской", отмечает Елена Пономарёва.
Заметим, в ходе беспорядков в сербской столице активно применяются технологии, успешно опробованные 10 лет назад на киевском майдане. Здесь и студенты и молодежь как ударный таран, и провокационные слухи о "жестокости полиции" (по аналогии с "избитыми" "Беркутом" киевскими студентами), и голубые флаги со звёздами во всей красе, и бездоказательные утверждения о том, что Вучич-де "украл выборы". Не исключено, что с целью гальванизировать угасающий протест закулисные кукловоды резко повысят градус противостояния, и тогда на улицах и площадях Белграда, как и в феврале 2014 года в Киеве (не дай, конечно, Бог), появятся "неизвестные" снайперы...