2023 год в Белоруссии продолжил и закрепил те тенденции, которые наметились после политического кризиса 2020 г.: жизнь под санкциями, продолжение вялотекущей конфронтации с Западом, укрепление военно-политического союза с Россией. Белоруссия достаточно успешно адаптировалась к новым геополитическим реалиям, при этом ей удается оставаться островком спокойствия на фоне нарастающей напряженности в Восточной Европе.
Жизнь под санкциями
Белоруссия три года живет в режиме западных санкций, которые начали вводиться с осени 2020 г. Было принято три пакета санкций, под которые попали белорусские предприятия, банки и физические лица, которые ЕС обвинил в поддержке и финансировании «режима Лукашенко».
Впрочем, тремя пакетами санкций дело не ограничилось. Летом 2021 года, после того как белорусские власти посадили в аэропорту Минска самолет Ryanair, следовавший по маршруту Афины – Вильнюс, чтобы задержать находившегося на его борту Романа Протасевича (бывший редактор запрещённого в России экстремистского канала Nexta), под удар попал национальный перевозчик «Белавиа», для которого было закрыто европейское небо.
Кроме того, лизинговые фирмы стали отзывать самолеты, находившиеся в эксплуатации у «Белавиа», которая лишилась из-за этого половины авиапарка. Западные авиакомпании также отказались от использования воздушного пространства республики для пролета своих лайнеров. Наконец, Литва и Латвия, воспользовавшись ситуацией, заблокировали транзит для белорусского экспорта через свои порты, несмотря на то что это решение било по экономическим интересам самих прибалтийских республик.
Кроме того, существенно осложнилась процедура получения шенгенских виз для белорусских граждан. До 2020 г. Белоруссия была мировым лидером по их количеству на душу населения.
Однако белорусская экономика в целом выдержала санкционное давление без особого ущерба для себя. Социально-экономической дестабилизации, на которую рассчитывали архитекторы санкций, не произошло.
Белорусская экономика оказалась не столь зависимой от связей с Евросоюзом, как ожидали в Брюсселе. Экспорт из Белоруссии в ЕС был в основном сырьевым – нефтепродукты из российских углеводородов и калийные удобрения. В незначительных объемах в Европу поставлялись продукты питания и ряд других товаров. Преимущественно на США и Евросоюз был ориентирован белорусский IT-сектор, который, по оценкам, давал до 7% национального ВВП накануне кризиса 2020 года. Однако значение этой отрасли также оказалось слишком переоцененным и преувеличенным.
Белоруссия имеет доступ к недорогим российским энергоносителям, основной объём продукции местных предприятий также поставляется в РФ. Более того, в условиях импортозамещения для белорусских производителей открылись новые ниши на рынке России.
Кроме того, Белоруссия смогла успешно переориентировать свои экспортные потоки на российские порты в Ленинградской области и Мурманске. По словам посла Белоруссии в России Дмитрия Крутого, в ближайшие два-три года российские порты окончательно заменят иностранные для белорусских перевозчиков.
Российское ядерное оружие в Белоруссии
Пожалуй, главным событием 2023 года в Белоруссии стало появление здесь российского ядерного оружия. Недооценить это событие сложно. Впервые с 1991 г. Россия не выводит свои вооружения, а снова размещает их в Восточной Европе.
На территории Белоруссии ранее находилось советское ядерное оружие, однако оно было выведено в Россию в 1994 г. Впоследствии А.Г. Лукашенко неоднократно публично сожалел об этом решении.
Размещение российских тактических ядерных вооружений в Белоруссии является закономерным ответом на геополитическую экспансию евроатлантических структур в Восточной Европе и конфронтацию на Украине.
Для самой Белоруссии это также является поворотным событием, которое демонстрирует окончательный разрыв с прежним многовекторным внешнеполитическим курсом официального Минска с его стремлением балансировать между Россией и коллективным Западом и заявками на нейтральный статус.
Российский ядерный зонтик над Белоруссией окончательно знаменует, что Москва и Минск находятся в одной геополитической лодке. По словам самого А.Г. Лукашенко, размещение российских ядерных вооружений было окончательно завершено осенью уходящего года.
Напряженность на западных границах
На этом фоне продолжилась эскалация напряженности на границе Белоруссии со странами ЕС – Польшей, Литвой и Латвией.
Западные соседи продолжают планомерно обрубать связи с Белоруссией. В 2023 году Польша, Литва и Латвия закрыли значительную часть погранпереходов на белорусской границе. На границе с Польшей сейчас работают два из шести погранпереходов, на границе с Литвой – четыре из шести, на границе с Латвией – один из двух.
Подобные меры западные соседи Белоруссии обосновывают защитой от трафика нелегалов, якобы идущего с ее территории.
После размещения в Белоруссии российского тактического ядерного оружия и бойцов ЧВК «Вагнер» Польша объявила о создании новой 10-тысячной военной группировки в восточных воеводствах, граничащих с Белоруссией. В целом Литва и Польша активно нагнетают тему военных угроз, исходящих от Белоруссии, прежде всего для т. н. Сувалкского коридора. Очевидно, делается это с целью наращивания натовских контингентов в регионе.
На этом фоне в Литве разворачивается настоящая шпиономания, жертвой которой становится проживающая в этой стране 60-тысячная белорусская диаспора. Это люди, в основном покинувшие Белоруссию после 2020 г., и их сложно назвать лояльными «режиму Лукашенко». Тем не менее в Литве смотрят на белорусов все более подозрительно, как на потенциальных или реальных агентов белорусских спецслужб. Более того, начались изъятия видов на жительство и депортации, жертвами которых становятся те, кто когда-либо служил в белорусских силовых структурах или работал в атомной энергетике.
В Белоруссии на постоянные выпады со стороны западных соседей реагируют двояко. С одной стороны, Минск все время напоминает, что не он является инициатором конфронтации, и призывает к восстановлению прагматичных добрососедских отношений. В этой связи в Белоруссии возлагали определенные надежды на результаты выборов в польский сейм и формирование правящей коалиции во главе с Дональдом Туском. Впрочем, надежды эти оказались беспочвенными, и новое правительство уже дало понять, что оставит курс своих предшественников без принципиальных изменений.
Белоруссия также продлила действие безвизового режима для граждан Польши, Литвы и Латвии. Этим шагом Минск подчеркивает, что не заинтересован в конфронтации и перекладывает ответственность за нее на Варшаву, Вильнюс и Ригу. Кроме того, таким образом Белоруссия пытается заручиться поддержкой общественного мнения в сопредельных странах.
В то же время Минск не может игнорировать и объективные угрозы, исходящие с Запада. Если в Литве любят говорить об опасности инфильтрации в местную белорусскую диаспору агентов белорусского КГБ, то верно и обратное. Проживающие в Литве и Польше белорусы становятся объектами вербовки со стороны западных спецслужб с целью осуществления диверсий и дестабилизации обстановки в Белоруссии и на территории Союзного государства в целом.
Об этих угрозах недавно говорил глава КГБ Белоруссии Иван Тертель. По его словам, в Польше в настоящее время действует семь так называемых хоругвей, которые готовятся к терактам и захвату объектов на белорусской территории.
Недавняя диверсия в Северомуйском туннеле БАМа, осуществленная гражданином Белоруссии по заданию из Литвы, говорит о том, что эта угроза отнюдь не иллюзорная, и к ней следует относиться со всей серьёзностью.
Таким образом, несмотря на внешнюю стабильность и спокойствие, Белоруссия остается в зоне серьезных вызовов и угроз, обусловленных ее геополитическим положением. Несмотря на то что коллективный Запад сейчас сосредоточен на других направлениях, задача дестабилизации и геополитической переориентации Белоруссии не снимается с повестки дня. Белоруссия остается последним недостающим звеном в антироссийском «санитарном кордоне» на балто-черноморской дуге. Противодействие этим угрозам станет основой задачей на ближайшие годы.