Глава военного комитета НАТО голландский адмирал Роб Бауэр заявил, что власти стран – членов блока и их население должны быть готовы к полномасштабной войне с Россией в ближайшие два десятилетия.
По его словам, в случае начала войны придется мобилизовать большое количество населения, поэтому члены НАТО должны быть готовы. «Мы должны понимать, что мы сейчас находимся в мире, не является само собой разумеющимся. И именно поэтому мы должны подготовиться к конфликту с Россией... Нужно иметь систему, позволяющую мобилизовать много людей, если дело дойдет до войны независимо от того, произойдет она или нет», – отметил Бауэр.
Он указал, что, помимо подготовки к мобилизации, странам военного блока необходимо наладить производство оружия и боеприпасов, чтобы выпускать их «достаточно быстро и иметь возможность продолжать конфликт».
Из его слов следует, что в настоящее время страны НАТО не готовы к прямому военному конфликту с Россией. Если так, то какой срок потребуется альянсу, чтобы быть в полной готовности развязать войну против нашей страны?
Американский военный аналитик Уилл Шрайвер прикинул, как обстоят дела к ЗРК Patriot, основой ПВО США и НАТО, так как «при ведении войны против России, Китая или Ирана защита важнейших передовых авиабаз ВВС США станет тем условием, от которого будет зависеть успех [военной кампании]».
«Для надлежащего прикрытия любой из крупных авиабаз от нанесения ударов с помощью 100-200 единиц высокоточных беспилотников, крылатых, баллистических или гиперзвуковых ракет, а также от многочисленных ложных целей потребуется не менее дивизиона Patriot, который состоит из 6 батарей, по 6 пусковых установок в каждой. Одна пусковая установка вмещает до 16 ракет PAC-3. А это значит, что одна полная загрузка дивизиона Patriot составляет 576 таких ракет», – пишет Шрайвер.
Он сделал простой, но наглядный расчет: «Даже при 100% эффективности перехвата защита от двух волн из 100 воздушных целей потребует израсходовать не менее 300 ракет PAC-3. Ведь, как правило, по каждой цели запускается не менее двух противоракет. А если учесть, что основными целями ракетных ударов будут именно неподвижные мобильные командные посты, радиолокационные станции и пусковые установки Patriot, а также места хранения ракет, это приведет к их значительному истощению».
«Россия наглядно продемонстрировала уязвимость Patriot для контрбатарейных ракетных ударов. По крайней мере, три батареи Patriot были уничтожены на Украине», – отмечает американский военный аналитик, который резонно указывает, что «попытка прикрыть три крупные авиабазы от серии залпов из 100 с лишним ракет различных типов, вероятно, исчерпает весь американский запас противоракет PAC-3 за неделю или две. А нынешнее годовое производство таких противоракет легко может быть израсходовано за пару дней».
Шрайвер делает вывод, что реалии конфликта высокой интенсивности в XXI веке против противника, способного нанести ответный удар, таковы, что к такой войне «Вооруженные силы США крайне плохо подготовлены как материально, так и доктринально».
Ход военного конфликта на Украине показал, что в современной войне по-прежнему «царицей полей» остается артиллерия, от успешной работы которой зависит успех любой планируемой операции.
В настоящее время Россия в разы превосходит ВСУ по расходу артиллерийских снарядов. Это связано как с увеличением работы российской военной промышленности, так и с уменьшающейся военной поддержкой Украины на Западе.
The Wall Street Journal опубликовала таблицу со среднесуточным расходом боеприпасов в сутки в ходе военного конфликта на Украине. По данным газеты, еще летом 2023 года ВСУ опережали Россию по использованию боеприпасов. Средний расход боеприпасов украинскими войсками обозначается как около 7 тысяч в сутки. В то время как ВС РФ выпускали около пяти тысяч снарядов.
К концу прошлого года ситуация радикально изменилась. Сейчас русская армия расходует в сутки около 10 тысяч снарядов, в то время как ВСУ могут себе позволить лишь около 2 тысяч. Отмечается, что это связано как с наращиванием возможностей российской военной промышленности, так и с сокращением военной помощи Украине из-за оскудения запасов боеприпасов у стран НАТО.
В июне прошлого года начальник отдела закупок сухопутных войск США Даг Буш в интервью The Wall Street Journal сообщил, что США значительно увеличили производство артиллерийских снарядов на фоне образовавшейся их нехватки из-за поставок Украине.
По его словам, США стали производить 24 тысячи снарядов калибром 155 миллиметров ежемесячно по сравнению с 14 тысячами до начала российской спецоперации. Буш также заявил, что к 2025 году США хотят нарастить производство до 70-80 тысяч боеприпасов в месяц.
«Победитель в затяжной войне между двумя практически равными державами всё ещё определяется тем, какая из сторон обладает наиболее мощной промышленностью. Страна должна либо обладать производственными мощностями для изготовления огромного количества боеприпасов, либо иметь другие отрасли обрабатывающей промышленности, которые можно быстро перепрофилировать на их производство. К сожалению, Запад, похоже, уже не обладает ни тем ни другим», – пишет аналитик британского Королевского объединенного института военных исследований Алекс Вершинин.
По его данным, США уже длительное время сокращали запасы артиллерийских боеприпасов. В 2020 году их закупки сократились на 36% до $425 млн. В 2022-м расходы на закупку 155-мм артиллерийских снарядов были сокращены до $174 млн.
По расчётам британского аналитика, годового производства артиллерии в США в лучшем случае хватит лишь на 10-14 дней боевых действий на Украине. «США не единственная страна, столкнувшаяся с этой проблемой. На недавних армейских учениях с участием Вооруженных сил США, Британии и Франции британские войска исчерпали национальные запасы критически важных боеприпасов уже через восемь дней».
В конце прошлого года Даг Буш сообщил, что армия США планирует потратить 3,1 млрд долл. в виде экстренного дополнительного финансирования в 2024 финансовом году для увеличения внутреннего производства 155-мм артиллерийских снарядов.
По его словам, США отправили более двух миллионов 155-мм снарядов на Украину, что привело «к безумному оскудению арсеналов вооруженных сил».
За последний год Пентагон предпринял определенные меры для укрепления своей 155-миллиметровой промышленной базы по выпуску 155-мм снарядов.
До начала СВО США могли производить около 14 400 артиллерийских снарядов в месяц. Но США надеются увеличить производство примерно до 100 тысяч снарядов в месяц к концу 2025 года, пообещал Буш.
До сих пор США производили 155-мм снаряды на единственном государственном заводе в Скрэнтоне (штат Пенсильвания) и на частном предприятии неподалеку.
Сейчас Пентагон, как рассказал Даг Буш, заключил контракт с компанией General Dynamics Ordnance and Tactical Systems на строительство нового автоматизированного завода по производству снарядов в Меските (штат Техас), для производства большего количества снарядов, а также с компанией IMT Defense в Канаде.
Также заключены контракты на 1,5 млрд долл. с девятью компаниями в США, Канаде, Индии и Польше на увеличение мирового производства 155-мм артиллерийских снарядов. Контракты включают закупку 14,2 миллиона фунтов взрывчатки, в том числе тротила и взрывчатки IMX-104, а также 270 000 капсюлей, 678 000 взрывателей и гильз.
США уже производят 28 тысяч 155-мм снарядов в месяц. По словам Буша, в следующем году армия, скорее всего, достигнет 36 тысяч в первом квартале календарного года и будет постепенно приближаться к 60 тысячам к концу 24 финансового года. Пентагон планирует производить к 2025 году 80 тысяч снарядов в месяц. «Мы говорим о конце календарного года, когда мы доберемся до 100 000, но в этом есть много чего… Это цель, но много чего нужно собрать вместе, чтобы выдержать эти сроки», – сказал Буш.
Невнятица, прозвучавшая в его словах, отражает неуверенность главного закупщика Пентагона, что законодатели дадут армии эти деньги.
Есть также серьезные проблемы с тротилом и черным порохом, которые давно уже в США не производятся, а импорт недостаточен для реализации амбициозных планов американских военных. Намечено строить заводы по производству взрывчатки, но и тут нужно опять же кланяться в ножки конгрессменам и сенаторам.
По данным эстонской разведки, «на территории Российской Федерации в настоящее время находится 4 миллиона артиллерийских снарядов, чего достаточно для годичного конфликта низкой интенсивности».
«В октябре прошлого года глава разведывательного центра Сил обороны Эстонии Антс Кивисельг подтвердил, что Российская Федерация получила 350 000 единиц боеприпасов из Северной Кореи… Северная Корея может стать постоянным поставщиком артиллерийских снарядов для России... Возможность того, что это будет долгосрочный альянс с запланированными будущими поставками, вызывает беспокойство», – пишет портал Bulgarianmilitary.com.
«В сентябре [2023 года] западные СМИ сообщили, что в Российской Федерации планируют увеличить ежегодное производство артиллерийских боеприпасов до 2 миллионов, причем сроки пока не уточняются. В настоящее время Россия имеет возможность производить от 1 до 1,5 миллиона артиллерийских выстрелов в год, или 83-125 тысяч единиц в месяц», – отмечает издание.
Таким образом, Россия уже сейчас выпускает такое количество снарядов, которое США рассчитывают достичь лишь к 2025 году. Есть уверенность, что наша промышленность способна выдержать конкуренцию с американским ВПК по крайней мере в части производства артиллерийских боеприпасов. Да и помощь дружественных КНДР и Ирана, где производство вооружений и военной техники работает на больших оборотах в течение десятилетий, весьма уместна.
То, что системы ПВО США не готовы отразить массированный удар русских ракет, было известно и до Уилла Шрайвера. Налицо и отставание США и их союзников в производстве снарядов.
Но натовские вояки рвутся ликвидировать отставание от русской армии, причем не только в артиллерийских снарядах.
Ну что ж, предупреждён – значит вооружён.