Страны Балтии торопятся покончить с «мазохистской самодискриминацией», под которой с лёгкой руки экс-президента Латвии Эгилса Левитса понимают «искоренение русификации и наследия российского колониализма».
С властных высот отчётливо видно: часть прибалтийского общества продолжает считать, что Латвию, Эстонию и Литву ещё немало нитей связывают с Россией. Так европейцам из бывших республик СССР даже спустя более тридцать лет после восстановления независимости аукается «репрессивное оккупационное насаждение чувства принадлежности или по крайней мере близости к Русскому миру», говорят лидеры трёх стран, обсуждая на своих саммитах «русский вопрос».
Поэтому агрессивная «дерусификация» стала для Балтии задачей № 1 после декоммунизации и победы в войне против мемориального наследия Союза ССР. Дискриминация по языковому признаку – визитная карточка Прибалтики, «великий и могучий» – объект нападок и угнетения. С благословения и при государственной поддержке националисты и русофобы атакуют всё, до чего дотягиваются глаза и руки. Иной раз доходит до абсурда.
В Эстонии требуют от владельцев АЗС удалить русский из меню выбора языка на экранах самообслуживания. Опция иллюстрируется иконкой в виде флага. «Триколор, своей тенью накрывающий Украину, не может присутствовать на табло заправочных автоматов, автомоек и в меню выбора еды на автозаправках свободной Эстонии!» – захлёбываются наследники кочегаров Освенцима.
В Латвии законодательство предусматривает использование иностранных языков государственными и муниципальными структурами только в особых случаях. Правда, во многих законах de facto и даже de jure фигурирует право на использование русского.
Рижская поэтесса Лиана Ланге, инициатор широкой «дерусификации» (именно с подачи несостоявшейся литераторши в столице Латвии снесли памятник Пушкину и начали кампанию по переименованию улиц с неправильными названиями: академика Мстислава Келдыша, кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна, писателя Валентина Пикуля, правозащитника Андрея Сахарова и так далее), считает, цитируем, «законное двуязычие противоречащим логике жизни».
Ланге так же собирает подписи под петицией о запрете русского в частном бизнесе и в общественных пространствах. То есть вне недвижимости, принадлежащей физическому лицу на правах личной собственности. Депутат сейма националист Андрис Бутанс нахваливает бабёнку: «Мы прекратили бы начатую в советское время традицию двуязычия».
А вот случай из литовской действительности. Игрушечный тигрёнок «Я – русский» стал яблоком раздора между титульными и нетитульными пассажирами автобуса. Первые настрочили донос: «Мы в шоке от того, что в Вильнюсе многие водители общественного транспорта не говорят по-литовски. Но это ничто по сравнению со вседозволенностью русских, безнаказанно демонстрирующих на лобовом стекле «маршрутки» кремлёвские символы. Ватники реально борзят!»
Увы, в «очень цивилизованной, с доминированием западноевропейских традиций и ценностей Прибалтике набирает обороты язык вражды. Нападки на конкретного человека или группу людей стали опасным явлением. Представители власти «порой тонко разжигают ненависть в отношении этнических групп, призывают к насилию, сыплют проклятьями», утверждал депутат парламента Латвии, юрист Андрей Юдин в интервью национальному радио. «Вражду сеют политики, подавая плохой пример обществу. И не несут при этом никакой реальной ответственности, хотя должны бы».
Всё так. Внутренняя социальная напряжённость подпитывается в том числе решениями, направленными на ухудшение положения носителей русского языка. В частности, депутаты Сейма Латвии приняли поправки к закону об образовании, и с 1 сентября 2023/2024 учебного года 1-е, 4-е и 7-е классы школ нацменьшинств полностью перешли на латышский язык обучения. По мнению главы государства Эдгара Ринкевича, «одержана историческая победа».
На её фоне комиссия экспертов по латышскому предложила отказаться от использования в публичном пространстве обозначений «русские», а в качестве альтернативы рекомендовала термины «русофоны», «русскоговорящие» и «русолингвы».
Вот как «викторию» прокомментировала экс-президент Вайра Вике-Фрейберга, цитируем фрагмент радиоинтервью: «Учить русский язык вредно для мозга. Мы не можем позволить себе враждебные двухобщинные государства, которые, подобно израильтянам и палестинцам, скатываются к насилию друг против друга».
Депутаты Рийгикогу (парламента) Эстонии обскакали латышей. Мало того что приняли долгосрочный, до 2032 года, план перевода школьного образования на язык титульной нации. Премьер Кая Каллас и её Партия реформ предложили с сентября 2025 года не открывать новые группы в русскоязычных детских садах. «К тому времени, когда "ясельки" пойдут в первый класс, русский язык уже окажется невостребованным».
Литва отстаёт. Глава Минобразования Гинтаутас Якштас, в недавнем прошлом национал-социалист, в декабре 2023 года попытался ликвидировать школы с русским языком обучения, но получил отпор на всех этажах власти, включая президентскую. Сегодня новатор-энтузиаст рассматривает предложения по отказу от русского как второго иностранного, хотя, по данным департамента статистики при Минфине, его выбирают более 60% школьников.
В целом с образованием не на титульных языках в Балтии ситуация трагична. Чтобы навсегда забыть о русском, в педвузах трёх стран солидарно перестали готовить профильных преподавателей, совершенно исключив возможность миграции кадров из республики в республику. При этом Вильнюс, Рига с Таллином ещё в 2000 году ратифицировали Конвенцию по защите национальных меньшинств, в которой прописано, что новые правовые акты не могут ухудшать существующее положение в нацобщинах.
Прибалты давно забыли и не вспоминают пока ещё действующие Всеобщую декларацию прав человека 1948 года и Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Кроме этого, языковая политика Европейского союза урегулирована рядом основополагающих документов: договором о ЕС, договором о функционировании ЕС, хартией ЕС об основных правах, директивой Совета и Европейской комиссии 1/1958, которой определяются языки, используемые в Европейском экономическом сообществе.
«Согласно перечисленным документам о защите прав меньшинств, им должно быть разрешено изучать родной язык. Но это не должно препятствовать изучению или преподаванию государственного языка», – объяснила прибалтийскую трактовку «папер» советник представительства ЕК в Эстонии Элис Паэмурд. «Возможность учиться на русском языке – привилегия, а не фундаментальное право. Что касается Конвенции, она не обязывает содержать русские школы».
Любопытно: Европейский суд по правам человека признал, что школьные реформы в Балтии, ограничившие преподавание на русском языке, не противоречат правам человека.
Дурной пример заразителен. В Хельсинки заговорили о необходимости закрыть филиалы Школы Восточной Финляндии (Itä-Suomen koulu) в Лаппеенранте, Йоэнсуу, Иматре, где с 1997 года преподают русский язык и русскую культуру.
Действующая депутат Европарламента рижанка Татьяна Жданок поинтересовалась у коллег по Брюсселю, должны ли многонациональные страны-члены ЕС быть мононациональными, с одним официальным языком, единственной религией и единым пониманием истории? «Или для Евросоюза ценнее приверженность слогану "Единство в разнообразии"»?
«Если ценнее разнообразие, как любят утверждать руководители сообщества, в таком случае прибалтийскими странами практикуется языковой геноцид». Позиция Жданок вышла ей боком. В январе текущего года женщину обвинили в работе на ФСБ РФ.
Вообще власти Прибалтики обожают искать врагов, носителей т.н. кремлёвских нарративов, тех, кого они называют «полезными идиотами Путина» и «агентами российских спецслужб». Под этими соусами арестованы, лишены свободы или выдворены сотни русских. Осатанелые репрессии продолжаются. «Лишённые права жить в Балтии представляли угрозу не только странам региона, но и всему Европейскому союзу», – заявил Дарюс Яунишкис, директор Департамента госбезопасности Литвы.
Русских в прямом смысле выдавливают. На слуху новости из Латвии, откуда планируют выслать 985 россиян, не выполнивших требования поправок к иммиграционному закону и не подавших документы для получения какого-либо ВНЖ. Доктора экономических наук депутата Европарламента Инесе Вайдере попросили объяснить, в чём экономическая целесообразность и какие преференции получат рядовые латыши после свершения такого недружественно в отношении Москвы акта?
Вайдере ответила: «Думаю, латыши получат возросшую уверенность в себе, поймут – мы можем защитить ценности нашей страны, язык нашей страны. Мы можем быть очень последовательными. Я думаю, нам это действительно нужно».
Абсолютный бред, как и в Эстонии. «Граждане страны-агрессора не должны участвовать в выборах депутатов местных самоуправлений, – считает депутат парламента Пяртель-Пеэтер Пере. – Страну должны строить граждане Эстонии». Поэтому полиция безопасности КаПо еженедельно рекомендует МВД депортацию новых подозрительных элементов, явно вредящих строительству своим присутствием.
С 4 августа 2023 года в Литве 43 гражданам РФ отказано в выдаче временного ВНЖ, 46 – в его продлении, 59 отменены имевшиеся и всё ещё действительные документы, 52 лишились ВНЖ, 52 не выдана национальная виза, 2 не выдан постоянный вид на жительство. Во всех случаях приняты решения о пожизненном запрете на въезд иностранцев в Литву.
Тысячи людей в странах Балтии признаны неполноценными. Маховик репрессий раскручен так, что русских здесь через 10 лет не останется. И ничего не светит. Они лишены самых элементарных прав и подвергаются травле.
Но пока вот какой парадокс с недоумением фиксируют прибалтийские силовики: «Из-за страха быть высланными в Россию ряды патриотов за счёт русских не прибавились, ряды сторонников Кремля не убавились, тенденция к росту прославляющих российскую внешнюю политику сохраняется».
К такому выводу пришёл ни кто иной, как директор ДГБ Литвы Яунишкис. Соответствующее признание он сделал 22 января на заседании Госсовета обороны, куда был приглашён для доклада о ситуации в стране на старте подготовки к военным действиям против Российской Федерации вперёд ногами.