Нынешний премьер-министр Японии Фумио Кисида установил рекорд непопулярности среди соотечественников, которые не желают прощать ему нарушающую жизненные интересы населения политику и отвратительный по своей сути коррупционный скандал незаконного обогащения, охвативший практически всю возглавляемую им партию. Сегодня от 70 до 80 процентов японских избирателей отказывают Кисиде и его Кабинету министров в доверии и требуют ухода в отставку с последующим проведением всеобщих парламентских выборов, которые не сулят правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) ничего хорошего. Как показали выборы мэра города Маэбаси в считающейся «заповедником ЛДП» префектуре Гумма, четыре выходца из которой занимали премьерский пост, возмущение аморальностью руководителей и депутатов от этой партии прежних ее верных сторонников настолько велико, что они провели в мэры кандидата, которого поддерживали оппозиционные силы страны – Конституционно-демократическая, Коммунистическая, Народно-демократическая и Социал-демократическая партии.
Японские обозреватели рассматривают этот результат как весьма тревожный сигнал для пока удерживающей власть в стране партии консерваторов. Вопреки принятой в Японии традиции потерявший поддержку подавляющего большинства народа Кисида с небывалым в данной ситуации упорством, если не сказать упрямством, отказывается уходить в отставку, рассчитывая с помощью ухищрений и неординарных решений как-то повысить рейтинг своего кабинета. Более того, как сообщают, он самонадеянно все еще рассчитывает вновь избраться председателем ЛДП в сентябре текущего года, что при большинстве этой партии в нижней палате представителей парламента гарантирует пост премьер-министра. И это притом что в списке популярных политиков из числа тех, кого население хотело бы видеть во главе государства, Кисида занимает лишь четвертое место с показателем в 7 % поддержки.
Будучи не в силах предложить что-то привлекательное для испытывающего реальные жизненные затруднения народа, Кисида вознамерился завоевать симпатии избирателей за счет активной дипломатической деятельности. В частности, надежды возлагаются на помощь «старшего брата» по военному союзу США, президент которых Джозеф Байден, спеша на выручку тонущему союзнику, широковещательно пригласил нынешнего японского премьера с супругой совершить государственный визит в Соединенные Штаты. Обычно пышно обставленные такие визиты вызывают в Японии интерес к руководителю страны, рассматриваются как свидетельство уважения и международной значимости Страны восходящего солнца.
Однако визит назначен на первую половину апреля, до которой как в Японии, так и в США могут произойти события, затрудняющие реализацию плана «спасения утопающего». Да и при его реализации в ходе визита едва ли будут приняты решения, способные дать большие результаты, способные обеспечить резкий подскок рейтинга Кисиды и его кабинета. Гораздо больший эффект имела бы встреча нынешнего главы японского правительства с набирающим политический вес не только в регионе, но и в мире лидером Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ыном.
Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын на испытаниях новой противокорабельной ракеты «Падасури-6»
Кисида уже неоднократно публично заявлял о стремлении организовать такую встречу «без предварительных условий». Однако условия с японской стороны есть, а именно в ходе японо-северокорейских переговоров на высшем уровне Пхеньян должен выполнить требование Токио вернуть на родину всех захваченных спецслужбами КНДР японских граждан.
Выступая на прошлой неделе в японском парламенте, премьер заявил законодателям, что для него «чрезвычайно важно взять на себя инициативу по налаживанию связей на высшем уровне» с Пхеньяном и что Японии «не следует терять ни минуты». По словам источников британской The Financial Times, Япония не сообщила США о возможном саммите, подчеркивая деликатность ситуации.
Как известно, в 2004 году с целью вызволить похищенных совершил смелую поездку в Пхеньян премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, результатом чего было извинение тогдашнего лидера КНДР Ким Чен Ира за похищения и фактическое освобождение пятерых японских граждан, которые вернулись на родину.
Сейчас ситуация иная. В Пхеньяне заявляют, что остальные захваченные японцы умерли, а потому-де «проблема похищенных» окончательно разрешена. В Японии этому не верят, утверждая, что предоставленные останки не принадлежат похищенным японским гражданам. Как бы то ни было, руководство КНДР, похоже, не намерено возвращаться к данной теме, а выступает за переговоры о нормализации японо-северокорейских отношений. Конечным результатом такой нормализации может быть установление между двумя государствами дипломатических отношений. Для этого японское правительство должно принести от имени своего государства официальные извинения за аннексию Кореи и многолетний колониальный режим угнетения корейского народа. Кроме того, Токио должен выплатить КНДР большую денежную компенсацию за порабощение и жестокую эксплуатацию корейского населения. Так что предложение Кисиды провести переговоры «без предварительных условий» практически невозможно.
Кроме «проблемы похищенных», причиной стремления установить диалог с Ким Чен Ыном является резкое обострение межкорейского противостояния, разрыв Пхеньяном соглашения о снижении напряженности в военной сфере с Южной Кореей от 19 сентября 2018 года, о чем сделало специальное заявление Министерство обороны КНДР. «Мы откажемся от мер, принятых для снижения напряженности в военной сфере во всех пространствах: на суше, на море и в воздухе и разместим мощные войска и современное вооружение в приграничных районах», – говорится в заявлении министерства. Более того, в последний день ушедшего года Ким Чен Ын заявил на пленуме ЦК Трудовой партии КНДР о подготовке страны и армии к «завоеванию территории Южной Кореи в случае ядерного конфликта». Это не может не волновать японцев, ибо их страна усилиями Вашингтона вовлечена в противостоящий КНДР, КНР и России военный блок США, Японии и Южной Кореи и в случае вооруженного конфликта на Корейском полуострове неизбежно будет вовлечена в него.
Наконец, японское правительство серьёзно озабочено дальнейшим сближением КНДР с Российской Федерацией, углублением, как считается в Токио, сотрудничества двух государств в военной области, в частности в разработке северокорейской ракетной техники. В Японии не могут не понимать, что, кроме всего прочего, такое сотрудничество стало и ответом на враждебную политику японского правительства в отношении нашего государства, активизацию военных маневров на границах России.
Думается, призывы Кисиды к диалогу с КНДР в интересах ослабления опасного противостояния активизировались в связи с недавним необычным жестом Ким Чен Ына в отношении Японии. Когда последний направил официальное соболезнование японскому правительству по поводу принесшего сотни жертв разрушительного землетрясения в районе полуострова Ното в префектуре Исикава, чего в подобных ситуациях Пхеньян ранее не делал.
Удастся Кисиде использовать внешне примирительную политику в отношении КНДР для приобретения столь необходимых ему политических очков, покажет ближайшее будущее. Пока же в Пхеньяне готовятся принять не близкого к политическому банкротству Кисиду, а совсем другого гостя. Визит которого, надо верить, окажет немалое влияние на развитие военно-политической обстановки в Северо-Восточной Азии, повысит авторитет КНДР в регионе, заставит Токио и союзные с ним столицы умерить свои планы сокрушения северокорейского государства и искать примирения с ним.