ЕАЭС созидает общеэкономическое пространство Большой Евразии

На подходе - очередные соглашения о зоне свободной торговли с рядом стран

Заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук на днях заявил, что ЕАЭС близок к подписанию соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ) «ещё с двумя странами» (по-видимому, имеются в виду ОАЭ и Индонезия), напомнив, что уже доказали свою взаимовыгодность действующие ЗСТ с Ираном, Вьетнамом и Сербией.

По мнению вице-премьера, необходимо создавать лучшие условия для продвижения товаров из ЕАЭС на экспорт. При этом у зарубежных партнёров «требуется и впредь добиваться таких условий». Тем более что каждое ЗСТ-соглашение «уникально, охватывая широкие товарные позиции». 

Ранее по итогам визита в Москву генерального секретаря ЦК коммунистической партии Вьетнама То Лама стороны договорились способствовать наращиванию сотрудничества между ЕАЭС и АСЕАН, выступая «за углубление региональной экономической интеграции и реализацию инициатив, касающихся межрегиональной взаимосвязанности, включая проект Большого Евразийского партнерства, а также за изучение потенциала экономического взаимодействия между АСЕАН и ЕАЭС, будут способствовать наращиванию сотрудничества между АСЕАН, ЕАЭС и Шанхайской организацией сотрудничества».

Дальнейшее развитие межгосударственных зон свободной торговли с участием РФ / ЕАЭС отнюдь не ограничивается ОАЭ и Индонезией. Уточним в этой связи, что такие товарные зоны формируются для устранения барьеров в двусторонних или многосторонних торговых взаимосвязях, предусматривая введение минимальных ограничений или полное устранение барьеров в виде экспортно-импортных пошлин или квот по товарным взаимопоставкам. В состав таких зон включаются, прежде всего, те товары, производство которых в какой-либо стране-члене ЗСТ недостаточно или отсутствует, а следовательно, может восполняться поставками означенных товаров из другой страны-участницы ЗСТ. По мере развития производства таких товаров в стране-импортере объёмы их поставок в рамках ЗСТ в эту страну подлежат корректировке. 

Для РФ-ЕАЭС проблемными товарами с точки зрения максимального насыщения ими за счет собственного производства, по оценкам ЕЭК и экономических ведомств стран союза, пока являются некоторые виды продовольственного (частично и мясного, рыбного) и текстильного сырья, некоторые виды промышленного и инфраструктурного оборудования, марганцевая, бокситовая (алюминиевая), оловянная руды, химические/синтетические волокна, маломощная сельхозтехника, изделия и компоненты радиоэлектроники, субтропическая-тропическая древесина. В основном именно эти виды товаров включаются в поставки из других стран-участниц ЗСТ.

В свою очередь, в зарубежных странах-членах ЗСТ с РФ-ЕАЭС, как и в странах-потенциальных участницах таких зон наиболее востребованы производимые и поставляемые из ЕАЭС многие виды промышленного, энергетического, железнодорожного, геологоразведочного оборудования, нефтепродукты, сжиженный газ, химические удобрения, зерновые и продукты их переработки, молочные продукты, ряд видов мясных изделий, продукция птицеводства, растительные масла. Взаимные поставки осуществляются в основном по взаимно согласованным ценам (в том числе по товарообменному бартеру) и плюс к тому закупки упомянутого и другого ассортимента из РФ-ЕАЭС никогда не сопровождаются внешнеполитическими условиями в отличие от товарных поставок с Запада в страны, участвующие и планирующие участвовать в ЗСТ с РФ-ЕАЭС. 

С учётом этих и смежных факторов неудивительно, что, по имеющимся данным, объёмы торговли Евразийского союза с участвующими в ЗСТ Ираном, Сербией и Вьетнамом увеличились в целом за 2019-24 гг. (с учётом реэкспорта) более чем на треть. Этот тренд сохраняется в текущем году. По тем же причинам быстрыми темпами растёт торговля РФ-ЕАЭС с потенциальными участниками ЗСТ – Индией, Таиландом, Египтом, ОАЭ, Пакистаном, Индонезией, Монголией, Камбоджой, Лаосом, Мьянмой. 

Отметим, в этой связи, что «ЕАЭС обсуждает возможность заключения соглашения о создании зоны свободной торговли с Пакистаном; на ранних этапах находятся переговоры по этой тематике с Индией», как заявил об этом вице-премьер РФ Алексей Оверчук в середине апреля с. г. в ходе правительственного часа в Совете Федерации. Пояснив, что политика союза в отношении ЗСТ нацелена «на дальнейшее улучшение торговых условий на пространстве Большой Евразии, с опорой на демонстрирующие свою эффективность ЗСТ-соглашения с Вьетнамом, Сербией и Ираном». 

Соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС с ОАЭ, Индонезией и Египтом «находятся в высокой степени проработки», уточнил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов, выступая 17 августа 2024 г. на встрече министров промышленности БРИКС. Подписание соответствующих документов планируется на второе полугодие 2025 г. Министр подчеркнул, что «важнейший механизм развития отношений ЕАЭС с внешними партнерами – соглашения о зоне свободной торговли. Они позволили существенно увеличить товарооборот РФ и всего ЕАЭС с Вьетнамом, Сербией и Ираном». 

Кроме того, на ближайшем заседании Высшего совета ЕАЭС планируется подписание временного соглашения по ЗСТ с Монголией. В первом полугодии 2026 г. оно будет расширено по товарному ассортименту и трансформируется в постоянное, о чём рассказал в начале июня с. г. посол России в Улан-Баторе Алексей Евсиков. 

Ранее член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнёв сообщил по итогам дополнительных консультаций с Монголией (весна с. г.), что в проект соглашения по ЗСТ включены по 367 товарных категорий с каждой стороны. По данным Слепнёва, в связи с постоянным последующим действием ЗСТ-соглашения после его подписания (предполагается к середине 2026 г.) и вступления в силу ЕАЭС получит преференциальный доступ на рынок Монголии по таким принципиальным для РФ и ЕАЭС экспортным позициям, как зерновые, мясная продукция, молочная продукция, мёд, растительные масла, сахар, металлургическая продукция, транспортные средства, шины, химудобрения, пластмассы.

По информации посла России в Улан-Баторе А. Евсикова, помимо Монголии, «ещё целый ряд стран региона работает над созданием зон свободной торговли с ЕАЭС»: имеются в виду, по данным ЕЭК и экономических ведомств стран ЕАЭС, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Малайзия и Мьянма, да и консультации с Индией по ЗСТ «активно ведутся». А в ходе недавнего телемоста Москва – Джакарта «Обмен опытом в области осуществления трансграничных сухопутных перевозок и их соответствующего регулирования» представители ЕЭК, транспортных ведомств стран ЕАЭС, Индонезии и стран АСЕАН договорились проработать варианты совместных железнодорожно-морских коридоров, нацеленных на полноценное обеспечение развивающихся торгово-экономических взаимосвязей между упомянутыми странами. «Страны ЕАЭС и АСЕАН обладают уникальным географическим и геоэкономическим положением, высоким транзитным и промышленным потенциалом. С учетом активно развивающихся рынков Юго-Восточной Азии и изменения транспортно-логистических поставок важной задачей становится координация усилий для создания логистических хабов и развития транспортных коридоров, мультимодального транспорта»,отметил в своём вступительным слове министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев.

Таким образом, РФ и ЕАЭС активно формируют общеэкономическое пространство Большой Евразии, оставляя в стороне политико-экономические санкции коллективного Запада против России и Белоруссии. 

Другие материалы