Латвийский политик, член «Национального объединения» Гундарс Калве, который в Екабпилсе в ночь с 23 на 24 февраля 2021 года похитил орудие с могилы артиллеристов, павших при освобождении города от нацистов, заочно приговорён российским судом к 10 годам заключения с объявлением в международный розыск. Такой срок латышский националист получил за совершённый им акт вандализма и участие в боевых действиях на Украине в качестве наёмника на стороне киевского режима. Об этом сообщает официальный сайт Следственного комитета России.
Таков промежуточный итог трёхлетней истории, полной политических интриг. А началась она февральской глухой ночью, когда представитель местного националистического истеблишмента Екабпилса Гундарс Калве в одиночку, как он утверждает, на принадлежащем ему погрузчике своротил орудие с постамента братской могилы погибшим артиллеристам. И, увезя его подальше, сбросил где-то в реку.
Сразу же опровергнем слова Калве, что он совершил это преступление в одиночку. Дело в том, что на месте преступления валялись бутылки, которые, видимо, распили вандалы. Да и справиться с такой задачей одному человеку, даже с погрузчиком, невозможно. Орудие-то весит с треть тонны.
Местная полиция для галочки начала выяснение обстоятельств произошедшего, надеясь дело слить. Но такие планы порушила Россия, твёрдо потребовавшая расследования акта вандализма, так как данный памятник на братской могиле находился под защитой как статьи 13 российско-латвийского соглашения 1994 года по социальным гарантиям российским военным пенсионерам, так и российско-латвийского соглашения о воинских захоронениях 2008 года. Свою лепту внесли и местные латыши, которые опубликовали видео погрузчика с орудием, сделанное с видеокамеры на частном доме.
После такого неожиданного для местных националистов резонанса полиции пришлось расследовать дело. Тем более что речь шла о повреждении могилы, что в соответствии с латвийскими законами наказывается тюремным заключением сроком до двух лет.
Найти преступника было несложно, тем более что сам Калве «по секрету» рассказал об этом всему городу. И вот, как вспоминал сам Калве в одном из интервью, к нему вечером пришёл его друг, начальник местной полиции. И они за бутылкой водки порешали, как в этих обстоятельствах формально завершить дело без тюремного срока. Благо в тот момент министерство внутренних дел возглавлял выходец из Екабпилса Сандис Гиргенс.
Уголовное дело бы слили, Калве получил бы условный приговор, но настойчивая позиция России привела к тому, что в вопрос вмешалась Генпрокуратура Латвии. А Калве в этой ситуации ничего лучшего не придумал, как публично обвинить латвийскую прокуратуру в том, что она «красная». Вообщем, за дело взялись всерьёз, и Калве ожидал реальный суд. Попутно его уволили из Земессардзе (официальное ополчение при Министерстве обороны Латвии. – Прим. ред.).
Но Калве, не дожидаясь посадки на скамью подсудимых, сбежал на Украину, заявив, что будет там воевать на стороне киевского режима. Попутно сказав, что латыши на Украине создают свой легион (явная отсылка к популярному у членов «Национального объединения» латвийскому легиону СС. – Прим. ред.).
Как только в Латвии в 2022 году стали массово сносить памятники, в том числе власти Екабпилса в нарушение российско-латвийского соглашения 2008 года о воинских захоронениях разрыли эту же могилу павших при освобождении города от нацистов артиллеристов, Калве спокойно вернулся в Латвию. Радуясь, что дело под общий шум со сносом памятников тихо закрыли.
Но у латышей есть пословица: «Как трясогузка ни крутится, хвост у неё всё равно сзади». Так что как Калве ни крутился, приговор он всё равно получил. Хотя и заочный. Так что сидеть ему теперь на своём хуторе, не высовываясь.
Фото: Спутник