Действующий глава Римско-католической церкви регулярно высказывается на разные актуальные темы. Столь же регулярно он нервирует всех, кому высказывания эти не нравятся. Не стало исключением и очередное его интервью американской телекомпании CBS.
Папа римский Франциск призвал: «Пожалуйста, все страны в состоянии войны, прекратите войну. Ищите переговоров. Ищите мира».
Его послание адресовано не только Украине и России, проводящей специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации своей бывшей провинции. Оно также обращено к Израилю, объявившему войну палестинскому движению ХАМАС и уничтожающему сектор Газа вместе с населением и гражданской инфраструктурой.
«Мир, достигнутый путём переговоров, лучше, чем война без конца», – подчеркнул в интервью глава РКЦ.
Владимир Зеленский и его пропагандисты крайне нервно отреагировали на очередное заявление главы католической церкви по проблеме СВО. Например, один из телеканалов представил ситуацию так: «Циничные призывы понтифика возмущают украинское общество, но к ним надо относиться проще. В эксклюзивном интервью 24 каналу советник председателя ОПУ Михаил Подоляк отреагировал на новое лицемерное заявление Франциска, подчеркнув, что Украина не заинтересована ни в каких переговорах с Владимиром Путиным».
Это же СМИ отметило, что, по словам неоднократно пойманного на лжи и безумных фантазиях советника президентского офиса Подоляка, «все, что говорит папа римский на сегодня вообще не влияет на ход событий по линии фронта, политических событий вокруг этой войны, на наших партнеров и союзников по коалиции, которые, наоборот, говорят о необходимости увеличить военную помощь Украине».
Иначе говоря, нынешнее руководство Украины и его пропагандисты пытаются представить главу Католической церкви как неадекватного комментатора, который несёт какую-то чепуху, ни на что не влияющую и противоречащую позиции лидеров государств Запада. Парадокс в том, что после госпереворота 2014 года новое фактическое руководство постсоветской республики позиционировало РКЦ и Ватикан как очень влиятельную силу, усиленно пыталось привлечь её на свою сторону и часто ссылалось на понтифика как на авторитетного лидера глобального масштаба.
Нынешней, апрельской попытке подвергнуть главу РКЦ буллингу предшествовала мартовская. Тогда поводом тоже стало интервью Франциска: в интервью телерадиокомпании RSI он заявил, что «сильнее те, кто видит ситуацию, те, кто думает о людях, те, у кого есть смелость поднять белый флаг и вести переговоры».
Глава РКЦ акцентировал внимание на переговорах как о смелом и правильном решении, гораздо лучшем, чем война. При этом он не упомянул нынешнее руководство Украины, запретившее себе вести переговоры с Россией на тему спецоперации, которую в Киеве публично называют «войной».
Франциск сказал в мартовском интервью: «Вам стыдно, но сколькими смертями это закончится? Вовремя ведите переговоры, ищите какую-нибудь страну, которая выступит посредником. Сегодня, например в войне на Украине, есть много желающих выступить в роли посредников. Турция предложила себя для этого. И другие. Не стыдитесь вести переговоры, пока ситуация не ухудшилась».
После заявления Франциска о «мужестве белого флага» Зеленский устроил медийную истерику. Он выступил со специальным заявлением. В нём содержались унижающие главу католической церкви формулировки и другие резкие выпады.
В этом же ключе отработали по Ватикану и РКЦ комментаторы из окружения Зеленского и их медийная обслуга. МИД Украины 11 марта вызвал «на ковёр» и попытался отчитать дипломатического представителя римского понтифика Висвальдаса Кульбокаса.
В марте многим показалось, что конфликт исчерпан. Тем более что представители официального Ватикана попробовали сгладить углы чем-то вроде уточнений позиции главы церкви. В частности, директор ватиканской пресс-службы Маттео Бруни напомнил, что образ белого флага был введён вопросом журналиста и Франциск всего лишь отвечал по существу.
Отмечалось также отсутствие тождества между переговорами и капитуляцией. Любопытно, что свои пять копеек в поддержку антиватиканского дискурса внёс даже открытый гомосексуалист и русофоб в кресле президента Латвии: Эдгар Ринкевич прокомментировал слова римского понтифика призывом бороться со злом (явно не содомского характера) «и победить его, чтобы зло подняло белый флаг и капитулировало». Высказались и другие зарубежные озабоченные.
Однако прошёл март, и в апреле возник новый инфоповод для нового скандала. Точнее, для продолжения старого, хотя и с меньшим накалом страстей.
Похоже, что Киев заложил очередную традицию, традиционно нехорошую. В её основе вопрос не столько политический, сколько гуманитарный и даже духовный.
Проблема в нетерпимости киевской хунты к инакомыслию и отрицанию традиционных христианских ценностей. Украинским католикам и униатам ничто не угрожает, пока они явно не противопоставляют себя необандеровскому неонацизму.
Реальные угрозы актуальны для православной церкви, которую на Украине целенаправленно уничтожают почти 10 лет разными способами – от отъёма храмов и различного имущества до жестоких избиений и даже убийств священников. Активно участвуют в этом не только СБУ и другие госорганы, но также неоязычники и неонацисты, которых Зеленский обтекаемо называет «они такие, какие они есть».
Ватикан настаивает на мирном урегулировании вооружённых конфликтов не только на Украине. В предыдущие годы глава РКЦ тоже призывал Киев к остановке кровопролития и переговорам. Однако киевское руководство считает для себя неприемлемым вести переговоры, что систематически демонстрировалось не только в Минске.
Нынешнее руководство Украины делает ставку на вооружённую силу, отрицая авторитет религиозных лидеров и вообще всё, что мешает физическому уничтожению врага. Причём врагами объявлены формально граждане Украины и украинские религиозные объединения.
В борьбе с диссидентами киевское руководство не только отрицает их принадлежность к Украине. Происходит также расчеловечивание инакомыслящих. Самый известный пример реализации этих установок на практике – жестокое массовое убийство мирных митингующих в Одессе 2 мая 2014 года и дальнейшее позиционирование жертв «Одесской Хатыни».
Нечто подобное наблюдалось в гитлеровской Германии почти век назад. Тогда нацисты освободили солдат от «химеры совести», санкционировав геноцид огромного масштаба и столь же огромной жестокости. Эти ценностные установки и практики переняли украинские коллаборационисты периода Второй мировой войны, которым наследовали современные украинские неонацисты.
Поэтому проблема целей СВО не теряет своей актуальности. Денацификации не может быть без демилитаризации режима, публично позиционирующего себя как идейного наследника Донцова и Бандеры, как продолжателя практик вдохновителей и участников «Волынской резни», массового убийства в Бабьем Яре и многих других преступлений против мира и человечности.
Ватикан устами понтифика Франциска призывает к переговорам и миру тех, кто практикует культ смерти, основанный на инфернальной ценностно-мировоззренческой системе. Возможно, такие призывы выглядят наивно, а католическая церковь – заложницей своего идеализма.
Похоже, в этом пацифистском идеализме не осталось ничего существенного от воинственности прошлых веков. РКЦ медленно, но верно дрейфует в сторону пресловутых «общечеловеческих ценностей» западного либерального нарратива. Ещё остаются принципиальные неодобрения абортов и торговли детьми под вывеской «суррогатного материнства». Однако уже есть отступления в сторону вовлечения в церковную жизнь содомитов.
По итогам нынешнего обострения отношений Киева с Ватиканом, как и в прошлый раз, ничего существенного не произойдёт. Стороны останутся при своём, отыграв свои социальные роли в пересекающихся реальностях.
Фото: catholicnewsagency.com