Начавшийся 16 мая двухдневный визит Владимира Путина в Китай стал не только особенно символичным, но и весьма многообещающим. Председатель КНР нанёс свой первый визит в Россию после переизбрания на высший государственный пост, и переизбранный российский лидер ответил взаимностью.
Си Цзиньпин прибыл в Москву с представительной делегацией, и Президент России прибыл в Пекин с группой высокопоставленных чиновников. Стороны согласовали очередное подписание пакетов важных документов, а также серию переговоров на высшем и высоком уровнях.
Геополитический контекст визита Путина в Пекин усиливает интригу. Встреча лидеров двух стран-цивилизаций проходит на фоне серьёзного давления, оказываемого и на Россию, и на Китай.
В этом году отмечается 75-летие установления дипломатических отношений между КНР и СССР, правопреемницей которого является Российская Федерация. Главное китайское информагенство «Синьхуа» накануне визита опубликовало интервью с Президентом России.
«В годы Второй мировой войны советские и китайские воины плечом к плечу сражались против японского милитаризма. Мы помним и высоко ценим вклад китайского народа в общую Победу. Именно Китай сковал крупные силы японских милитаристов и тем самым позволил Советскому Союзу сконцентрировать усилия на разгроме нацизма в Европе. И конечно, мы благодарны нашим китайским друзьям за бережное отношение к воинским мемориалам, к памяти советских граждан, которые сражались за освобождение Китая, оказывали помощь революционной борьбе китайского народа, его справедливой битве с захватчиками. Сегодня российско-китайские отношения достигли наивысшего за всю историю уровня и, несмотря на сложную обстановку в мире, продолжают укрепляться», – отметил, в частности, Президент России, обращаясь к страницам совместной истории.
Думается, глава государства не просто так напомнил об огромных жертвах Китая в войне, имеющей особое значение и для России. Президент как бы намекнул на современных неонацистов, воюющих с русскими при огромной всесторонней поддержке Запада.
Однако не этот исторический экскурс, а констатация укрепления наивысшего уровня российско-китайских отношений больше всего взволновала западных экспертов. Многие из них ещё со времён холодной войны специализируются на «сдерживании России». Они же продвигают тезис о «сдерживании Китая», который в официальных документах США (в частности, в стратегии национальной обороны) и риторике официальных лиц позиционируется врагом №1.
Эти же деятели через своих клиентов на постсоветском пространстве долго продвигали тезис о «китайской угрозе», пытаясь вбить клин между Москвой и Пекином. Очевидно, тезис ложный и нерабочий. Однако ничего лучшего у провокаторов нет. Поэтому им остаётся упрямо настаивать на своём, игнорируя и официальные заявления первых лиц России и Китая, и общеизвестные факты развития российско-китайского сотрудничества.
Причём с китайской стороны не только говорят о высочайшем уровне такого сотрудничества, но и формализуют их в нормативно-правовых документах. Официальный Пекин включил Россию в свой «ближний круг» немногих особо избранных государств, с которыми развивает всеобъемлющее стратегическое сотрудничество.
Что интересно: в этом «ближнем кругу» приоритетных партнёров Китая есть Пакистан, но нет Франции, есть Белоруссия, но нет США, есть КНДР, но нет Британии. Политологи западных аналитических центров предпочитают игнорировать этот факт, а обозреватели прозападных европейских СМИ пытаются преуменьшить его значение. Из наиболее популярных приёмов, якобы лучше знающих, что отвечает национальным интересам КНР, – попытки переключить внимание на товарооборот Китая с западными государствами.
Действительно, китайский экспорт США и ЕС огромен, значительно превышая показатели поставок в РФ. Однако над торговлей есть приоритет национальной безопасности. Кстати, такая иерархия ценностей имеется не только у Пекина, но и у Вашингтона. Белый дом постоянно это демонстрирует, подвергая санкциям китайских товаропроизводителей и на практике доказывая, чего на самом деле стоят «Экономикс» и прочие сборники либеральной мифологии.
Из недавних примеров – визиты в Пекин высокопоставленных чиновников администрации Байдена. Главы Минфина и Госдепа пытались убедить руководство КНР не только отказаться от сотрудничества с Россией и другими назначенными Западом «странами-изгоями», но и сократить китайское промышленное производство. Естественно, визитёрам дипломатично указали на несовпадение интересов и различия во взглядах.
Джозеф Байден предсказуемо ответил на неуступчивость Си Цзиньпина расширением антикитайских санкций. Об этом он объявил 14 мая, обложив запретительными пошлинами поставки в США ряда китайских товаров. В частности, почти в четыре раза – с 27,5% до 102,5% повышены ввозные пошлины на китайские электромобили, с 7,5% до 25% – на литиевые батареи, с 25% до 50% – на солнечные панели и полупроводники. Не пощадили вашингтонские протекционисты даже поставщиков китайского медоборудования.
Сонный Джо не впервые повышает пошлины на китайские товары. Так же поступали и его предшественники в президентском кресле. Дональд Трамп и вовсе развязал серию торговых войн не только с КНР, но и с западными как бы «союзниками» Америки. Каждый раз Белый дом выдумывал нелепые предлоги для протекционизма, с чем немедленно соглашались прикормленные «либералы», «экологи» и прочие профессиональные бездельники.
Белый дом фактически снова расписался в неспособности США конкурировать с КНР. В официальном пояснении администрации Байдена сказано, что целью повышения пошлин (тарифов) является стремление принудить Китай «отказаться от его несправедливой торговой практики в отношении трансфера технологий, интеллектуальной собственности и инноваций».
И вполне логично, что 14 мая МИД КНР обвинил Вашингтон в «одностороннем повышении тарифов в нарушение правил ВТО», а 15 мая официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь публично заявил, что «КНР примет все необходимые меры для защиты своих прав и интересов».
ВТО, как и другие международные организации, полностью подконтрольна коллективному Западу и действует в его интересах. Эта проблема тоже будет обсуждаться лидерами РФ и КНР, сообщил накануне помощник российского Президента Юрий Ушаков.
Он также заявил: «Мы ценим мудрую, взвешенную позицию наших китайских партнеров касательно неучастия Китая в организуемой в Швейцарии международной конференции, посвященной реализации "формулы мира" Зеленского».
Намеченная на июнь сомнительная сходка в курортном Бюргенштоке досрочно обесценена, превращена в малозначительную тусовку с таким же нулевым практическим выходом, как и предыдущие. Очередное политическое поражение Запада – хороший подарок председателя КНР дорогому гостю и другу.
Немудрено, что Запад крайне нервно реагирует на нынешние переговоры лидеров России и Китая. Авторитетные западные издания встревожены «процветанием» экономических отношений двух держав, подчёркивая влияние этого фактора на мировую политику. В частности, британская Financial Times пришла к выводу, что российско-китайская «экономическая «дружба» может потрясти мир».
Такие выводы указывают на подлинную систему ценностей Запада. Накануне визита в КНР Президент России правомерно констатировал: «Ведомые США западные элиты отказываются уважать цивилизационное и культурное многообразие, отвергают формировавшиеся веками традиционные ценности. В попытках удержать своё глобальное доминирование они присвоили себе право указывать другим народам, с кем им можно дружить и сотрудничать, а с кем нельзя. Отказывают им в праве выбирать собственные модели развития. Не считаются с их суверенными интересами. Как и в прошлые времена, стремятся обеспечить своё благополучие за счёт других государств, прибегают для этого к неоколониальным методам. Естественно, такое положение дел ни Россию, ни её партнёров не устраивает».
Впрочем, есть и иные мнения. В частности, некогда брезговавшая заказными статьями итальянская Corriere della Sera попыталась представить очередные переговоры Си Цзиньпина и Владимира Путина как будто бы «два друга играют в разные игры» и российский лидер может не надеяться получить в Пекине какую-либо конкретику. Газета опустилась до напёрсточничества с данными по российско-китайской торговле для продвижения инсинуаций о том, что Китай якобы сокращает сотрудничество с Россией под давлением США.
Между тем статистика КНР констатировала рекорд торговли с Россией в прошлом году (240,11 млрд долл.). В нынешнем тоже констатирует рост – на 5,2% за I квартал. Похоже, что и с политическими выводами западные пропагандисты снова попадут впросак.