Подданные Карла III, избравшие своим ремеслом службу по контракту в армии, увольняются пачками, не справившись с бытовыми напастями, отравляющими в буквальном смысле жизнь их семей. Оказавшись в казенном помещении, где на стенах плесень, в воздухе сырость, а визиты хвостатых грызунов происходят с монотонной регулярностью, они через некоторое время решают покинуть житейское поле боя, где терпят поражение за поражением.
Один военнослужащий, имя которого не называется газетой «Дейли мейл», в исповедальном порыве рассказал, что за время проживания в семейном общежитии у них случилось семь аварий. То «поваленный забор, то сломанный бойлер, то протекающие трубы, то заплесневелые краны». Особенно было обидно остаться на Рождество, праздник семейный с застольем, без горячей воды.
Другой обиженный боец пожаловался на то, что «в нашем доме плесень в ванной и платяном шкафу, что портит одежду». Другой казус: «В прошлом году у нас протекла крыша, которая просачивалась в спальню нашего сына. На ремонт ушло семь месяцев». А главное – у их дочери развились астма и ларингит из-за плесени в ванной комнате.
Прискорбное состояние жилого фонда на балансе министерства обороны выявлено в ходе годичной инспекции, которая проводилась созданной в феврале 2023 года т. н. Комиссией Керслейка по жилищному строительству Вооруженных сил Британии. Этот орган возглавлял ныне покойный лорд Боб Керслейк, бывший руководитель всей системы государственной службы в стране. В распоряжении министерства обороны находится около 48 000 объектов недвижимости для семей и около 154 000 для одиноких военнослужащих.
Инспекторы, проводившие опросы и обследования на местах, были шокированы собранной ими статистикой. С апреля 2022 года в 29 886 казенных квартирах (примерно 62%) пришлось заниматься… неисправностями электрических сетей. У половины семей военнослужащих за этот период возникали ЧП по причине замерзших труб, отсутствия горячего водоснабжения и остывших радиаторов. По данным на февраль текущего года, в 1679 домохозяйствах приходилось принимать отчаянные меры для выведения сырости и плесени, а в 5123 квартирах велись боевые действия по изведению тараканов и мелких, но настырных грызунов.
Как следствие, за последние годы треть военнослужащих сочли нужным не продлевать контракт и уйти «на гражданку».
Скандальные факты, ставшие достоянием гласности, побудили официального представителя военного ведомства занять оборонительную позицию, заявив прессе следующее: «В рамках увеличения расходов на оборону до 2,5% ВВП мы будем инвестировать 4 млрд фунтов в военное строительство в течение следующего десятилетия».
Важная деталь: премьер-министр Риши Сунак, пообещавший ударную возгонку для людей в погонах и кокардах, запланировал наращивание бюджета… только после 2025 года. В каком состоянии будет находиться бывшая владычица морей через полтора года, никому не ведомо.
Публикация доклада Комиссии Керслейка вызвала громкий резонанс. Бывший министр обороны в кабинете тори Марк Франсуа не сдерживал своего возмущения: «Мы применяем двойные стандарты; некоторых храбрых военнослужащих и их близких постоянно подводят незадачливые домостроители, в то время как нелегальных мигрантов размещают в отелях». Для сравнения: правительство Риши Сунака расходует по 8 млн фунтов в день на размещение мигрантов в отелях».
Бывший глава Объединенного командования Вооруженных сил Великобритании генерал сэр Ричард Бэрронс назвал сложившуюся ситуацию «неприемлемой». Он вынес обвинительный приговор своим сменщикам: «Некачественные условия проживания фактически стали налогом на репутацию высокопоставленных людей, что напрямую подрывает оперативную эффективность наших вооруженных сил» (“Decent and affordable accommodation is crucial for the wellbeing of our armed forces personnel and is essential for maintaining the operational effectiveness of our national defence”).
Для повышения этой самой «оперативной эффективности» и, что существеннее, для преодоления ситуации с оттоком контрактников в Лондоне вознамерились вернуть обязательную воинскую службу.
«В течение следующих трех лет мы должны увеличить британскую армию до 120 000 человек, включая резерв и стратегический резерв. Но и этого будет мало», – заявил генерал Патрик Сандерс журналу Politico.
В номере журнала The American Conservative от 28 мая Сумантра Майтра, старший редактор этого журнала, а также директор по исследованиям и связям с общественностью Американского института идей и член Лондонского королевского общества, приводит доводы, вскрывающие изначальные изъяны идеи кабинета Сунака вернуть воинский призыв.
На протяжении истории британская армия обычно полагалась вовсе не на призывников. Британская армия, «в отличие от французской или немецкой, всегда опиралась в войнах на марионеточные силы. Нередко в этой роли выступали небольшие страны, нуждающиеся в британской технологической помощи, стратегической поддержке или военном руководстве – будь то напрямую или через частные предприятия».
О чем это ведет речь д-р Майтра? Цитата: «На пике своей мощи армии трех президентств Ост-Индской компании с гарнизонами в Калькутте, Бомбее и Мадрасе имели совокупную численность свыше 260 000 военнослужащих, примерно три четверти из которых составляли индийцы. Для сравнения, нынешняя британская армия насчитывает лишь 75 000 человек – настолько мало, что вся она уместится на футбольном стадионе».
Сегодня завербовать индийцев или иных бывших подданных империи, над которой «никогда не заходило солнце», проблематично. Можно разве что пользоваться зомбированными наемниками, состоящими в украинских нацбатальонах, или польскими «солдатами удачи». Как бы то ни было, милитаризация английского общества сама по себе, по замыслу стратегов правящей Консервативной партии, способна послужить временной анестезией для вскрывшихся социально-экономических язв и консолидировать хотя бы их ядерный электорат.
С этой целью проигрывающий свою политическую карьеру с крупным счетом бизнесмен и по совместительству премьер-министр Риши Сунак, уже явно мечтающий поскорее перебраться на ПМЖ в Калифорнию и заняться ай-ти проектами, объявил, что будет переводить экономику на военные рельсы. Этого требуют, мол, интересы национальной безопасности, потому как вот-вот бурятские казаки с шашками наголо начнут кромсать основной боевой танк (ОБТ) сухопутных войск Британии, засветившийся в полях бывшей Украины, – «Челленджер-2».
Глава Минобороны Грант Шэппс еще в начале года заявил, что Британии и ее союзникам по военно-политическому блоку НАТО следует энергично готовиться к «глобальной войне» против России, Китая, Ирана и Северной Кореей. Причем, выступая 15 января с речью в Ланкастер-хаусе в Лондоне, он допустил, что, «скорее всего», число противников НАТО будет множиться.
Едва ли Шэппс подразумевал, скажем, трепетно защищающую остатки своего суверенитета Венгрию. «Скорее всего», учитывая, с каким пристальным вниманием наблюдают за ходом войны НАТО с Россией на украинском ТВД страны Глобального Юга, кровно заинтересованные в сокрушении однополярного миропорядка, Шэппс просчитывает вероятное расширение неформального антизападного альянса за счет государств, не завершивших процесс своего освобождения от неоколониальной зависимости.
Шеф британского «Пентагона» полагает также, что «2024 год должен стать переломным моментом» в подготовке Британии к войне по всем фронтам, которая состоится, по его расчетам, через пять лет.
«Налицо спланированная Вашингтоном (скорее всего, в рамках НАТО) информационная кампания, которая преследует цель планомерно готовить общественное мнение Европы к тому, что война с Россией якобы неизбежна „через пять-восемь лет“. Причём состояться она должна не с участием США и не на территории США, а на территории Европы», – комментирует происходящее Игорь Пшеничников, обозреватель информационного интернет-телеканала «Царьград».
Вспомним нескончаемую череду враждебных акций Британии в отношении России. Соучастие в убийстве императора Павла I. Провоцирование Первой мировой войны, предположительно, через тайное манипулирование сербскими националистами. Убийство Григория Распутина – контрольный выстрел сделал агент британской секретной службы Освальд Рейнер. Разработанная по инициативе Черчилля операция Unthinkable («Немыслимое»), предполагавшая именно вероломное нападение на СССР, союзника по антигитлеровской коалиции, сразу после окончании Второй мировой. Сетевая пропагандистско-психологическая кампания в рамках холодной войны. Финансирование, вооружение и дирижирование ключевыми фигурами киевской хунты. Список, естественно, неполный.
Однако для Британии ввязаться в новую, ею же провоцируемую (благо опыт есть) мировую войну будет означать одно. Это станет, по английскому выражению, «последним ура!» (Last Hurrah) и финалом для до конца не выветрившегося духа Британской империи. Непонятно только, каким образом Шэппс и говорящие его устами потомки джентльменов со стеком, воспринимающие окружающих как низшую расу (Lesser breeds), намерены воевать, имея сухопутные войска численностью 72,5 тысячи, как и в эпоху многолетней конфронтации с наполеоновской Францией.
Для России очевидна необходимость поставить жирную точку в хронологии британской диверсионной русофобии. Затишье на этом участке западного фронта наступит тогда, и в этом трудно не согласиться с мнением, звучащим все громче в русской блогосфере, когда Британия плавно (или, напротив, взрывным образом) перейдет в разряд страны третьего мира. Иными словами, превратится в страну, не обладающую ни военно-стратегическим, ни финансово-экономическим, ни демографическим потенциалом, чтобы угрожать существованию и просто образу жизни других государств.
Судя по тому, по каким направлениям и с какой ускоряющейся интенсивностью происходит деградация бывшей империи, можно не ставить на боевое дежурство пару «Посейдонов», а просто выждать.