Это событие, названное операцией «Оверлорд», занимает в учебниках истории заметное место. Но никак не первостепенное. Главные вехи Второй мировой – сражения под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. В трудные для Советского Союза времена, когда вермахт наступал, Сталин настаивал на открытии второго фронта. Однако руководители США и Великобритании Рузвельт и Черчилль под разными предлогами отказывались это сделать. Они решились на массированную атаку на Третий рейх лишь когда поняли, что Советская армия сумеет разгромить врага и без помощи союзников. А потом…
Если бы в сорок четвертом Германия и ее союзники имели бы стратегическое превосходство на Восточном фронте, лидеры Запада, возможно, продолжали бы тянуть время. Но армада Сталина неумолимо надвигалась на территорию Германии, и ее мужественные солдаты превратили лучшие части вермахта и СС в нескончаемую вереницу могильных крестов. Поэтому политики в Лондоне и Нью-Йорке с ужасом представляли, что Красная армия, захватив Третий рейх, устремится дальше – в Европу, усеяв ее просторы красными знаменами и портретами лидеров СССР.
Поэтому Рузвельт и Черчилль были вынуждены спешить…
На рассвете 6 июня 1944 года небо над Атлантикой затмили самолеты союзников, выбросившие тысячи парашютистов. Им на помощь были брошены солдаты на приплывших в Нормандию многочисленных судах. На немецкие позиции обрушился ливень пуль и водопад бомб.
Высадка в Нормандии стала абсолютным «мировым рекордом» – никогда в истории не производилась высадка столь крупного десанта. В операции участвовали 2395 самолетов и 847 планеров. Всего в немецкий тыл противника высадились 24 424 десантника и доставили 567 автомашин, 362 орудия, 18 танков, 360 тонн грузов. И все это только на первом этапе.
Удар англо-американской группировки был очень силен. Но немцы, оборонявшие Западный вал, не отступили. Двое суток продолжались упорные бои, и обе стороны вправе были рассчитывать на успех. Между прочим, командующий союзными войсками американский генерал Дуайт Эйзенхауэр был вовсе не уверен в удаче, несмотря на преимущество союзников – в живой силе в два раза, в авиации аж в 23!
На всякий случай он подготовил обращение, в котором были такие слова: «Наша высадка в районе Шербур-Гавр не привела к удержанию плацдарма, и я отвел войска. Мое решение атаковать в это время и в этом месте было основано на той информации, которой я располагал. Войска, авиация и флот сделали все, что могли сделать храбрость и верность долгу. Если кто-то виновен в неудаче этой попытки, то это только я…»
Но через несколько дней Эйзенхауэр облегченно вздохнул. В нормандском сражении наступил перелом. Французский берег буквально заполонили солдаты коалиции, которые развивали успешное наступление. Гитлер, который еще недавно верил, что Атлантический вал окажется неприступным для англосаксов, от ярости рвал и метал….
Сообщение о начале операции «Оверлорд» в Москве встретили со сдержанным оптимизмом. 7 июня 1944 года «Правда» на первой полосе опубликовала репортаж о ходе боев. Рядом был помещен большой портрет Эйзенхауэра.
Впрочем, журналисты и военные избегали прогнозов, видимо, опасаясь какого-то дьявольского сюрприза Гитлера. Поговаривали, что немцы завершают работу над своим секретным супероружием и вот-вот им воспользуются. Но эти слухи оказались выдумкой.
В дальнейшем сводки из Франции, которые становились все более оптимистичными, перешли на четвертую» полосу «Правды». Главными для читателей газеты, естественно, оставались события на советско-германском фронте. В то время у граждан СССР исчез страх перед черным рупором радио, и сердца уже не дрожали от привычной фразы «От Советского информбюро…». Красная армия беспрестанно наступала, и в Москве то и дело гремели салюты в честь очередного освобожденного города.
Да и ждали в Советском Союзе военной помощи союзников не так сильно, как в сорок первом или сорок втором. Точнее, устали ждать... Народ – и военный, и гражданский – шутил, проголодавшись: «Ну что, откроем второй фронт?» И вспарывал ножом очередную банку с американскими консервами.
Шутки шутками, но союзники здорово помогли Советскому Союзу и об этом нельзя забывать. Они присылали продовольствие, одежду, обувь, грузовики, вооружение и многое другое. В декабре 1943 года на торжественном обеде в честь окончания Тегеранской конференции, Сталин, обращаясь к Рузвельту, подчеркнул: «Без американской помощи мы не смогли бы победить врагов».
Действительно, без помощи союзников, в первую очередь США, Великая Отечественная продолжалась бы дольше и потребовала еще более тяжелых потерь. Это подтверждали многие военные, в том числе маршал Жуков.
Но и союзники многим были обязаны Красной армии. После того как Сталин получил телеграмму от Черчилля об успешном развитии операции «Оверлорд», он сообщил, что «летнее наступление советских войск, организованное согласно уговору на Тегеранской конференции, начнется к середине июня на одном из важных участков фронта».
Вскоре позиции вермахта в Белоруссии содрогнулись от исполинского удара Красной армии, который в итоге завершился разгромом многотысячной немецкой группировки. В июле 1944 года по улицам Москвы провели колонну из 57 тысяч пленных немцев.
Третий рейх подвергался могучим ударам уже с двух сторон. Это был конец всем иллюзиям Гитлера. На карикатуре Кукрыниксов, опубликованной в «Правде», он был изображен в виде гиены, голова которой придавлена советским капканом, а англо-американский меч вонзился в ее заднюю часть.
…Шли годы. Юбилейные даты высадки союзников отмечали торжественно, с помпой, но все чаще, все сильнее на Западе выпячивали военные операции англо-американцев и, наоборот, принижали заслуги Советского Союза. История рвалась на куски, переписывалась, искажалась.
Дошло до того, что Вторую мировую якобы блистательно выиграли США и Великобритания, а Советский Союз им лишь малость подсобил.
Впрочем, на прошлогодних торжествах в Нормандии СССР вообще не упоминался! Глава Пентагона Ллойд Остин говорил о десантной операции, как о самом главном событии Второй мировой: «Молодые люди из Соединенных Штатов, Британии, Австралии, Канады, Франции и других стран объединились, чтобы, как говорил Рузвельт, освободить страдающее человечество».
Пока еще на Западе живы люди, которые помнят ход Второй мировой. Они знают о героизме советских воинов, сражавшихся под Москвой, в Сталинграде, на Курской дуге. Помнят о тех, кто освобождал Украину, Белоруссию, Польшу, Чехословакию, Австрию, штурмовал Берлин. Но когда они уйдут, история предстанет насквозь лживой. И молодые люди в разных странах будут уверены, человечество спасли от нацизма американцы, англичане, канадцы, австралийцы, новозеландцы. Ах, да, еще французы…
На 80-летии событий в Нормандии президент США Байден напомнит о «73 000 храбрых американцах», которые участвовали в высадке союзников, чтобы «проложить путь к освобождению Франции и Европы». Но о вкладе нашей страны вполне могут снова промолчать.
Сейчас Россия и страны Запада находятся в конфронтации. Но в сорок четвертом эти державы были союзниками, сражались против общего врага, и факты, связанные с этим, незыблемы. Зачем же их искажать злобным забвением?..
Организацией нормандского юбилея занималась Франция, которая лишь формально числится среди победителей Второй мировой. Это произошло не благодаря доблести ее военных, а из-за успехов Красной армии, милости Черчилля, Рузвельта, Сталина.
Но теперь лидер Пятой республики Макрон суетится, выпячивает грудь, словно его страна сыграла главную роль в разгроме нацизма. Однако в это могут поверить лишь самые наивные, не ведающие истории люди. В 1940 году французы безвольно отдали свою страну завоевателям, а затем бросились к ним в объятия. Сотрудничали с гитлеровцами, выдавали им евреев, партизан. Да и немецкую оккупацию неспроста прозвали «комфортабельной»: в стране веселились, пили вино, занимались любовью. Это был настоящий пир во время чумы!
Поразительно, но многие жители Франции не желали победы союзникам! Летом 1944 года немцы провели по Парижу захваченных при высадке в Нормандии пленных англичан и американцев. И горожане их отнюдь не приветствовали, а, наоборот, оскорбляли, хватали за волосы, били! Это вакханалия запечатлена на кадрах кинохроники…
Именно Макрон, жаждущий войти в историю, счел нежелательным присутствие делегации РФ на юбилее. Это стало уже недоброй традицией и происходит вопреки громадным заслугам России во Второй мировой войне. Забыты традиции, растоптана память. Никто уже не поет старую песню: «Спросите тех, кто воевал, кто нас на Эльбе обнимал…»
В Нормандии ожидается еще одно событие – там Макрон, вероятно, сообщит об отправке французских военных на Украину. Что это, как не объявление войны России?
Кстати, военные действия против нашей страны Запад всегда начинал в июне – так делали Наполеон, Гитлер. И вот сейчас Макрон. История снова сплетается в тугой узел…