130-миллионная Мексика – страна экзотики. Теперь пост главы государства заняла еще и экзотическая дама – представитель коалиции с символическим названием «Давайте продолжим творить историю» Клаудия Шейнбаум Пардо. Она смуглая, улыбчивая, жизнерадостная. Занимается не только политикой, но и наукой – у нее степень доктора философии, энергетики и физики. Кроме того, Клаудия – лауреат Нобелевской премии мира за работу в Межправительственной группе экспертов ООН по изменению климата. И еще Шейнбаум – первая женщина, избранная президентом Мексики за более чем два столетия сущствования страны.
Прежний глава государства 70-летний Андрес Мануэль Лопес Обрадор не участвовал в выборах, поскольку по конституции президент Мексики вправе занимать эту должность только один срок – шесть лет. Уходя, он заявил, что «очень доволен, завершая свою работу», и скромно добавил: «Я помог трансформации страны».
Обрадор обещал, что отныне «не будет участвовать ни в какой публичной деятельности» и будет жить как простой пенсионер. Наверняка он вздохнул с облегчением, поскольку политика в Мексике – дело опасное. Даже смертельно опасное. И это факт.
В стране уже который год с легкостью убивают кандидатов на различных выборах. Это следствие неутихающих битв за власть преступных группировок. Не стала исключением и нынешняя избирательная кампания. Как сообщила министр безопасности и защиты граждан страны Роза Исела Родригес, на местных выборах были убиты 22 (!) кандидата.
Густой криминальный слой заполнил все нижнее политическое пространство и уже стремится наверх. В конце мая кандидат в мэры города Коюка-де-Бенитес в штате Герреро Хосе Альфредо Кабрера Баррьентос был убит во время финальной предвыборной встречи с избирателями.
Эту печальную участь разделила глава небольшого городка Котиха в штате Мичоакан, Иоланда Санчес Фигероа. Несчастная женщина получила множество пулевых ранений, от которых скончалась.
Что же касается борьбы за президентский пост, то она обошлась без жертв. Да и интриги особой не было: Шейнбаум – протеже Обрадора, продолжательница его политического курса, легко обошла Сочитль Гальвес, представлявшую оппозиционный альянс «Сила и сердце за Мексику».
Единственный мужчина среди кандидатов – представитель «Гражданского движения» Хорхе Альварес Майнес – был отброшен на третье место. Причем почти в прямом смысле: на предвыборном митинге в городе Сан-Педро-Гарса-Гарсия сильный порыв ветра обрушил сцену и он получил сильные травмы. Но Майнес еще хорошо отделался – пять человек в той печальной истории погибли.
…Обрадор заботливо вел Шейнбаум по всем ступеням политической карьеры. Почти как Гельмут Коль в свое время опекал «малышку» Меркель. Правда, потом Ангела ответила старику черной неблагодарностью. Как будет с мексиканским тандемом?
Еще в конце прошлого века Обрадор позвал Шейнбаум в Партию демократической революции, которую возглавлял. Он не забыл ее и позже, став мэром Мехико. Видимо, его вполне устраивали знания и деловые качества политической партнерши. Иначе Обрадор не доверил бы Шейнбаум пост министра по вопросам окружающей среды и транспорта.
При массе проблем, которые на нее свалились, энергичная Клаудия успевала заниматься научной деятельностью. Она автор двух книг и более сотен статей по вопросам энергетики и окружающей среды.
Когда Обрадор победил на президентских выборах 2018 года, мало кто сомневался, что Шейнбаум станет его преемником. Так и произошло – она заняла кресло мэра (алькаде) Мехико, став первой женщиной на этом посту. Считается, что на посту градоначальника она добилась определенных успехов. Впрочем, оценивать их следует жителям мексиканской столицы.
В республике обсуждают не только характер нового президента, его качества и даже матримониальные дела – незадолго до выборов Клаудия объявила, что во второй раз выходит замуж. Ее избранником стал финансовый аналитик Хесус Мария Тарриба Унгер, с которым Клаудию связывали романтические отношения еще во время учебы в университете. Жизнь их надолго разлучила, однако спустя 32 (!) года они снова сблизились.
Шейнбаум принадлежит еще два «рекорда»: она была первой представительницей еврейской общины на должности столичного мэра. И опять же стала первой в том же «качестве» на посту президента Мексики. Родители отца Клаудии – ашкеназы, эмигрировали в Америку из Литвы в 20-е годы, а семья матери – сефарды, переселились в Мексику из Болгарии, когда та стала союзницей нацистов.
О происхождении нового президента, который, по слухам соблюдает все иудейские традиции, наверняка будут вспоминать, когда речь пойдет о событиях на Ближнем Востоке и ей нужно будет высказать отношение к израильско-палестинскому конфликту. Как еврейка, Шейнбаум, возможно, ощущает «зов предков» и сочувствует своему народу, но как президент должна учитывать политические реалии и настроение мексиканского общества.
В стране между тем выросли антиизраильские настроения и состоялись митинги в поддержку Палестины. Ранее предшественник Шейнбаум Обрадор присоединился к судебному иску ЮАР в Гаагу, который призывает считать действия Израиля в секторе Газа геноцидом. Ранее это решение поддержали Колумбия, Чили, Бразилия, Венесуэла.
Впрочем, Ближний Восток далек от Мексики в прямом и переносном смысле. Шейнбаум придется разгребать целых ворох проблем, которые совсем рядом и не терпят отлагательств. Да, она знает, что ее ждет, но сможет ли решить хотя бы часть проблем?
Вопрос задан неспроста, ибо лозунги Шейнбаум напоминают старые, потрепанные, провозглашенные не только учителем Клуадии Обрадором, но и его предшественниками: борьба с бедностью и обуздание преступности. Это популизм, но сладкий, ласкающий слух доверчивых мексиканцев. Обещания правительства давно входят в их в неизменное меню вместе с кофе и лепешками с разнообразными начинками: буррито, челакилес, позоле, фахито.
Более реальные и осуществимые задачи – развитие системы здравоохранения, повышение минимальной зарплаты в стране, учреждение специальной стипендии для школьников и студентов, пересмотр концессии на добычу полезных ископаемых с учетом интересов местного населения. Эти и другие задачи Шейнбаум собирается решать в режиме жесткой экономии, который и сама намерена соблюдать. В частности, она хочет отказаться от президентского самолета. Так что жители страны смогут встретить Клаудию в обычном пассажирском лайнере и затеять непринужденную беседу.
Президент США Джо Байден поздравил Шейнбаум с победой на выборах и выразил надежду на тесное партнерство. В ответ глава Мексики пообещала, что с Америкой «будут отношения дружбы, взаимного уважения и равенства, как это было до сих пор».
Понятно, что это не более чем вежливые слова, которые не могут заслонить огромный клубок противоречий. Главная проблема – миграционная: миллионы нелегалов рвутся в США. Символ разногласий – стена, выстроенная на границе двух стран по приказу предшественника Байдена Дональда Трампа.
Пока американцы спорят и препираются с соседями, тихо и вкрадчиво действует Китай: Пекин вкладывает огромные средства в экономику Мексики, все больнее наступая на интересы США. И нет оснований полагать, что подобная экспансия будет ослаблена.
Как будет Мексика строить свои отношения с Россией? И в этом случае перемены, вероятно, не ожидаются, хотя Шейнбаум на эту тему еще не высказывалась. Но, по прогнозам политологов, скорее всего, сохранится нейтральное отношение к конфликту на Украине. Возможно, новый президент Мексики, как и Обрадор, будет призывать к мирному решению проблемы, а это не более чем декларация.
…В августе нынешнего года исполняется 100 лет со дня установления дипломатических отношений между СССР и Мексикой. Конечно, хотелось бы отметить эту памятную дату позитивными переменами, но пока к этому нет основательных предпосылок. К сожалению…
Однако представитель России уже собирается в гости к новому президенту Мексики. Это ее родственник, двоюродный дядя Виктор Шейнбаум, живущий в Москве. Он уже поздравил свою племянницу Клаудию с избранием и получил приглашение прибыть в гости.
Так, может быть, ему поручить дипломатическую миссию? Два Шейнбаум между собой непременно договорятся…