Что стоит за арестом обвинённого в коррупции американского адмирала Роберта Бёрка?

Разгул коррупции в военно-промышленных сферах ставит крест на разработке эффективной оборонной политики

Министерство юстиции США сообщило об аресте бывшего командующего военно-морскими силами в Европе и Африке четырехзвёздного адмирала Роберта Бёрка по обвинению во взяточничестве на федеральном уровне за то, что он якобы заключил контракт с единственным поставщиком в 2021 году в обмен на работу с зарплатой 500 тысяч долларов в год.

Обвинительное заключение по пяти пунктам было передано в Окружной суд США в Вашингтоне.

Как заявили в прокуратуре, 62-летний Бёрк был арестован вместе с Ёнгчулем Чарли Кимом, 50 лет, и Меган Мессенджер, 47 лет, основателями нью-йоркской компании технологических услуг Next Jump.

Всем троим предъявлены обвинения в сговоре с целью получения и дачи взятки, наказуемых лишением свободы на срок до 20 лет. Бёрку предъявлены дополнительные обвинения в совершении действий, затрагивающих личный финансовый интерес и сокрытие существенных фактов, наказуемых сроком до 30 лет.

Арестованные бизнесмены возглавляли компанию, которая занималась «пилотной программой подготовки рабочей силы» ВМС США в 2018–2019 годах. Они пытались возобновить связи с военными, и, по данным следствия, на встрече с адмиралом договорились, что тот обеспечит фирме выполнение услуг по контракту с ВМС в обмен на дальнейшее трудоустройство в компании.

Адмирал Бёрк, как говорится в сообщении Минюста, в декабре 2021 года поручил подчиненным выделить компании $355 тыс. по контракту подготовки персонала в Италии и Испании. Позднее, как говорится в сообщении Минюста США, он также неудачно пытался способствовать заключению еще одного контракта. В октябре 2022 года Бёрк начал работать в компании, которой помогал. Его годовой оклад составил $500 тыс.

62-летний Роберт Бёрк в 2020–2022 годах «курировал военно-морские операции в Европе, России и большей части Африки и командовал тысячами гражданских и военных сотрудников». Он также был главой командования союзных объединенных сил НАТО в Неаполе.

До сих пор лишь один адмирал ВМС США был признан виновным в совершении федерального преступления во время нахождения на действительной военной службе: контр-адмирал Роберт Гилбо был приговорен к 18 месяцам тюремного заключения в 2017 году за ложь федеральным агентам о своем участии в крупнейшем коррупционном скандале в истории ВМФ, в котором участвовал оборонный подрядчик Леонард Толстый Леонард Фрэнсис.

Арест Бёрка последовал вскоре после выхода в свет разоблачительной книги Fat Leonard Крейга Уитлока о скандале с Толстым Леонардом, «самой крупной и самой постыдной коррупционной схеме в истории ВМС США», как отмечает портал Responsible Statecraft. 

Книга Уитлока показывает, «как харизматичный малайзийский оборонный подрядчик подкупил множество высокопоставленных офицеров, украл у ВМС США десятки миллионов долларов и поставил под угрозу безопасность нашей страны», говорится в аннотации книги.

«Очевидно, что ВМФ необходимо навести порядок в своих действиях, и, если Бёрк будет признан виновным, ему придется столкнуться с последствиями за свое участие в вопиющем деле о коррупции. Но это всего лишь часть пагубной системы коррупционных сделок и спекуляции в закупочной практике Пентагона, и большая часть этой системы совершенно законна. Он включает в себя пожертвования на предвыборную кампанию крупных подрядчиков по производству оружия ключевым членам конгресса, имеющим наибольшую власть определять размер и форму бюджета Пентагона, а также шантаж рабочими местами, при котором компании размещают объекты в как можно большем количестве избирательных округов конгресса, но сокращают местные рабочие места, если законодатели голосуют против программы вооружения, какой бы ошибочной или дисфункциональной она ни была», отмечают аналитики Института ответственного государственного управления Куинси (Quincy Institute for Responsible Statecraft). 

Коррупционная практика американской корпоратократии включает в себя также «вращающиеся двери», когда руководители оборонной промышленности занимают высшие посты в сфере национальной безопасности, или по другую сторону «вращающейся двери», когда высокопоставленные чиновники Пентагона переходят на работу в оборонные компании, покидая государственную службу.

Вращающаяся дверь Пентагона также «лихорадочно вращается перед иностранными правительствами». Расследование The Washington Post показало, что более 500 бывших сотрудников Пентагона, в том числе многие высокопоставленные генералы и адмиралы, перешли на работу в иностранные компании.

Топ-менеджеры крупнейших оборонных подрядчиков Пентагона не бегают в личном порядке по комитетам конгресса, а делегируют лоббистские полномочия знающим все ходы и выходы в коридорах законодательной власти лоббистам. По данным НКО OpenSecrets, только в прошлом году подрядчики Пентагона потратили на лоббирование почти $138 млн, и от их имени работали 905 лоббистов. Это почти два лоббиста на каждого члена конгресса и более 600 из них прошли через вращающуюся дверь, ранее работая в Пентагоне, конгрессе или исполнительной власти.

«Все вышеперечисленное касается исключительно денег и рабочих мест, а не разработки эффективной оборонной стратегии или покупки систем вооружения, подходящих для реализации этой стратегии. В качестве примера можно привести слушания в октябре прошлого года по рассмотрению доклада о стратегической (имеется в виду ядерной) позиции Америки, подготовленного комиссией конгресса, почти все члены которой имеют финансовые связи с военной промышленностью», – отмечают в Институте Куинси.

Сопредседателем комиссии, давшим показания на слушаниях, был бывший сенатор от Аризоны Джон Кил, давний противник контроля над ядерными вооружениями, который также работал лоббистом в компании Northrop Grumman, производящей ядерные бомбардировщики и ядерные ракеты наземного базирования. Кил рекомендовал конгрессу выделить больше средств на ядерное оружие в дополнение к нынешней программе Пентагона по «модернизации» ядерного оружия, рассчитанной на три десятилетия и стоимостью 2 триллиона долларов.

На слушаниях не было упомянуто, что оборонные подрядчики, в том числе компания Northrop Grumman, которая производит ядерное оружие, являются одними из крупнейших спонсоров предвыборной кампании членов комитета, согласно OpenSecrets.

Трудоустройство по выходу в отставку по схеме «вращающихся дверей» – наиболее распространенный путь для старших офицеров США. Как показал анализ Института Куинси, более 80% четырехзвездных генералов и адмиралов, вышедших в отставку за последние пять лет (26 из 32), продолжили работу в оборонном секторе. Иными словами, большинство уходящих на пенсию четырехзвездных генералов и адмиралов, таких как Бёрк, продолжают занимать прибыльные должности в военной промышленности. «В отличие от Бёрка, они следуют правилам, так что это совершенно легальная коррупция».

Правила безопасной коррупции довольно просты.

Хотя контракты Пентагона реализуют около 30 тысяч компаний, две трети военных заказов размещается, как мы писали, всего в шести корпорациях: Lockheed Martin, Northrop Grumman, Raytheon, General Dynamics, Boeing и BAE Systems. Все остальные являются субподрядчиками.

Все контракты, заключенные с участием большой шестерки монстров ВПК, по сути, неподконтрольны американской юстиции. Через «серые схемы» на низовых уровнях цепочки субподрядчиков уходят «налево» астрономические средства. 

В 2016 году Reuters рассказал, что «американская армия подделала свою отчетность на триллионы долларов, как установила проверка». «Куда идут деньги? Никто не знает», – писал Франклин Спинни, отставной военный аналитик Пентагона.

В Конгрессе США потребовали, чтобы Пентагон провел аудит. В 2018 году впервые в истории такой аудит состоялся, но Пентагон его провалил. «Мы провалили аудит, но мы никогда не ожидали, что он состоится», – сказал заместитель министра обороны Патрик Шэнахан журналистам, добавив, что результаты показали «необходимость большей дисциплины в финансовых вопросах» в Пентагоне.

Американский военный портал Defence One поведал, что потребовалось применение запроса на основании закона о свободе информации, чтобы министерство обороны опубликовало доклад о степени мошенничества со стороны преступных подрядчиков, назвав девять фирм, которые были отстранены от сотрудничества или их работа была приостановлена.

Были возбуждены уголовные дела в отношении 111 физических и 435 юридических лиц, причастных к «распилу» около 6 триллионов долларов США за период 2013-2017 годов. Однако лишь 168 юридических лиц или индивидуальных подрядчиков были оштрафованы или осуждены.

Нейл Гордон, следователь государственного надзора (Government Oversight), который отслеживает мошенничество с подрядчиками Пентагона, заявил: «Для подрядчиков, совершающих мошенничество, не наступает никаких последствий. Уму непостижимо, насколько министерство обороны готово снова и снова отдавать доллары налогоплательщиков тем же плохим исполнителям».

В декабре прошлого года Пентагон провалил, как мы писали, уже шестой подряд аудит. Пентагон смог отразить в отчетности только половину своих активов в размере 3,8 триллиона долларов (включая оборудование, помещения и т. д.). Это означает, что неучтено 1,9 триллиона долларов – больше, чем весь бюджет, согласованный конгрессом на текущий финансовый год.

Однако рекордную неучтенку выявил аудит, проведенный осенью 2022 года. После того как 1600 аудиторов проверили активы Пентагона на сумму 3,5 трлн. долларов и обязательства на 3,7 трлн, официальные лица обнаружили, что министерство не может учесть около 61% своих активов. При этом финансовый директор Пентагона в ранге заместителя министра Майк МакКорд на голубом глазу заявил журналистам: «Я бы не сказал, что мы провалились. Процесс важен для нас, и он помогает нам становиться лучше».

МакКорд тогда в свое оправдание сослался на огромный, по его словам, объем аудиторских проверок, для которых требуется свыше двухсот личных и около 800 виртуальных посещений объектов должностными лицами Пентагона и сотрудниками независимых аудиторских фирм.

На самом деле бухгалтерские записи, необходимые для полноценного аудита, были просто недоступны во всех шести аудитах. Когда проверяющие пытались открыть необходимую им страницу на пентагоновских компьютерах, то почти во всех случаях получали «отказ от выражения мнения» (disclaimer of opinion). 

Бесконтрольность и безнаказанность американского военного ведомства обеспечивается в числе прочего «полным подчинением Конгресса США военному бизнесу, чтобы избежать каких-либо сомнений в отношении чрезмерных бюджетов Пентагона и войн, спровоцированных исполнительной властью», – пишет известный американский экономист профессор Колумбийского университета Джеффри Сакс в своей статье на портале Common Dreams.

«Подчинение конгресса происходит следующим образом. Во-первых, надзор конгресса за войной и миром в основном возложен на комитеты палаты представителей и сената по вооруженным силам, которые в значительной степени определяют общую политику конгресса (и бюджет Пентагона). Во-вторых, военная промышленность (Boeing, Raytheon и остальные) финансирует кампании членов комитета по вооруженным силам обеих партий. Военная промышленность также тратит огромные суммы на лоббирование, чтобы обеспечить прибыльные зарплаты уходящим в отставку членам конгресса, их сотрудникам и семьям, либо непосредственно в военных предприятиях, либо в вашингтонских лоббистских фирмах», – указывает Джеффри Сакс. 

Адмирал Бёрк попал «под раздачу» за то, что посмел нарушить священные заповеди американского военно-промышленного лоббизма: он заключил оборонный контракт в обход шестерки основных подрядчиков Пентагона, то есть полез «со свиным рылом в калашный ряд», а также проигнорировал интересы лоббистов и конгрессменов. 

Его арест – это не начало чистки авгиевых конюшен Пентагона и ВПК, а всего лишь показательная порка нарушителя корпоративной этики, посмевшего проскочить сквозь «вращающиеся двери», не спросив позволения у «старших по званию».

В Институте Куинси печалятся, что разгул коррупции в военно-промышленных сферах ставят крест на разработке эффективной оборонной политики, но мы не уроним по этому поводу даже слезинки.

Статьи по теме