Норвежец Йенс Столтенберг, который десять лет тянул лямку генерального секретаря НАТО, в октябре этого года уходит в отставку. Его место займет бывший премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. Его кандидатуру поддерживали 29 стран альянса из 32-х. В числе тех, кому он оказался не по нраву, были представители Венгрии, Словакии, Румынии. И, как всегда, стала торговаться Турция. Однако Тефлоновый Марк – так прозвали Рютте за умение выходить из сложных политических ситуаций – сумел уломать всех.
Словаки хотели, чтобы новый генсек НАТО был из Центральной и Восточной Европы, венгры вспомнили старые обиды: Рютте предлагал «поставить Венгрию на колени» и исключить ее из Евросоюза. Кроме того, Будапешт получил письменное обязательство, что его военные не будут привлечены к операциям Североатлантического альянса.
Румыны обиделись, что в НАТО пренебрегли их представителем – президентом страны Клаусом Йоханнисом, который тоже метил на должность генсека. Ну а с турками Рютте расходился по вопросам миграционной политики. Сошелся ли, неизвестно, но протест Анкары был снят.
…Рютте начал с маленьких скандальчиков, но на горизонте маячат большие распри. Столтенберг оставляет ему в наследство дом, где царит беспорядок, и его хозяева ходят мрачные и насупленные. США по-прежнему доминируют в НАТО, но все чаще слышатся протестующие голоса из других стран, не желающих подчиняться диктату Вашингтона. Однако норвежцу почти всегда удавалось сглаживать острые углы разногласий. Наверняка американцы хотят, чтобы и его последователь был таким же покладистым. И, разумеется, с почтением смотрел в сторону Вашингтона.
Кстати, Рютте давно сватали на пост генсека НАТО. Но он дважды отказывался. Причем своеобразно – говорил президенту США Джо Байдену, что, если позовут в третий раз, он согласится.
Тем временем всплывали другие претенденты: бывший премьер- министр Великобритании Борис Джонсон, министр обороны этой страны Бен Уоллес. Кроме них, на престижную, хотя и хлопотливую должность претендовал целый женский батальон – датчанка Метте Фредериксен, литовка Даля Грибаускайте, эстонка Керсти Кальюлайд, хорватка Колинда Грабар-Китарович. Поговаривали и о вездесущей немке Урсуле фон дер Ляйен.
Они наперебой болтали, красовались перед кинокамерами, и каждая из них предвкушала свой триумф. Да и многие наблюдатели были уверены, что во главе НАТО наконец-то воцарится женщина. Однако их кандидатуры – вероятно, не без команды из США - были отвергнуты, а Столтенберг был вынужден задержаться с уходом на пенсию.
Итак, в НАТО приходит Рютте – человек, который слывет успешным политиком. Он четырежды занимал пост премьера, пробыв у власти в общей сложности более 13 лет. При нем ужесточили миграционное законодательство, был введен запрет на воссоединение с семьей мигрантам и их взрослым детям, увеличили с трех до пяти лет срок получения вида на жительство после вступления в брак с гражданами Нидерландов. Кроме того, женщинам отказали в ношении традиционных мусульманских убранств - паранджи и никаба.
Рютте ссылался на то, что «коренное население испытывает нарастающее недовольство из-за приезжих, которые не хотят адаптироваться». И подчеркивал, что те, кому не нравятся законы его страны, могут уехать. Тем самым давал понять, что мигрантам придется жить по установленным в Нидерландах правилам.
Установит ли Рютте свои «правила» в НАТО? Почти нет сомнений, что альянс при нем сохранит традиционную агрессивность и враждебность в отношении России и продолжит активно помогать киевскому режиму.
«Столтенберг не русофоб, – считает политолог Вадим Трухачев. – И на фоне иных лидеров НАТО он смотрелся умеренно. Рютте же с самого начала относился к России с предубеждением. Он давно уже играл роль неформального координатора антироссийской политики и продолжит это делать».
Действительно, нет оснований думать, что Рютте свернет с выбранной им политической дороги. Он с самого начала обострения ситуации на Украине повернулся спиной к Москве. В частности, поддержал введение санкций против нашей страны и настаивал на их усилении.
В 2021 году Рютте отказался от участия в саммите Россия – ЕС в случае присутствия там Президента РФ. Свое решение он связал с авиакатастрофой малайзийского Boeing МН17 в небе над Донецкой областью, в которой Запад обвинял Россию.
После начала СВО в феврале 2002 года Рютте призвал ввести санкции для Президента и правительства РФ. Он считает, что Европа должна усилить военную и финансовую поддержку киевского режима.
Тем не менее Рютте понимает, что с Россией не следует разрывать отношения и «нам придется каким-то образом выстроить свое отношение к ней». Он был уверен, что представители России должны были присутствовать на недавней конференции в Швейцарии.
Издание Politico обращает внимание на один нюанс: «Рютте приступает к работе чуть более чем за месяц до выборов в США, которые определят судьбу военного альянса, ставшего наиболее успешным средством сдерживания агрессивной России в Восточной Европе». В этих словах содержится явственный намек на решающее слово Вашингтона.
Однако на посту генсека НАТО Рютте вряд ли пойдет напролом. Ему, возможно, придется умерить свой пыл: с чем-то мириться, где-то лавировать и даже, не исключено, умерять агрессивность. Хотя бы потому, что конфронтация между Североатлантическим блоком и Россией дошла уже до последней черты и неосторожный шаг может привести к необратимым последствиям. Да и не хочет, конечно, господин Рютте, чтобы его прекрасная страна сгорела в атомном пламени…
Теперь о прошлом, которое приходится вспоминать с сожалением. В конце ХХ века наметилось сближение России и НАТО. В частности, был учрежден Совет Россия - НАТО. 30 лет назад, в июне 1999 года, обе стороны подписали рамочный документ программы «Партнерство ради мира». Вскоре появился основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и Североатлантическим блоком.
Приведу полузабытый, факт, который сегодня кажется невероятным: в 2001 году премьер-министр Великобритании Тони Блэр обратился с письмом к лидерам государств – членов НАТО, предложив принять в эту организацию Россию. Но эта идея не нашла поддержки.
Бывший генсек НАТО Джордж Робертсон, занимавший пост генсека НАТО в 1999–2004 годах, рассказывал корреспонденту Foreign Policy, что Путин был не против присоединения России к НАТО. Об этом он упоминал в интервью телеканалу Би-би-си в марте 2000 года.
Его спросили, может ли когда-нибудь Россия присоединиться к НАТО? «Я не исключаю такой возможности, – ответил Путин. – Но в том случае, если с интересами России будут считаться, если она будет полноправным партнёром».
При этом Президент напомнил, что Россия возражает против расширения НАТО на восток. Он пояснил, что в основе такого несогласия лежат не интересы России в отношении других территорий, а беспокойство о «месте в мире, которое занимает сегодня и будет занимать завтра наша собственная страна. Но это не значит, что мы готовы захлопнуть дверь и замкнуться, заниматься изоляционизмом», - заключал Путин.
Эта дверь долго оставалась открытой. Однако злой ветер с Запада ее захлопнул.