Аварии с самолётами производства Boeing случаются всё чаще

Фемида по-американски: «Боинг» признался в мошенничестве, которое привело к гибели сотен пассажиров, но судим не будет

Подлинное лицо дикого капитализма

Американская корпорация Boeing признала свою вину в преступном сговоре в связи с двумя катастрофами лайнера 737 Max, приведших к гибели сотен людей. Такое признание заклеймило аэрокосмического гиганта как преступника, но, с другой стороны, «позволяет избежать жестокой конфронтации в зале суда, ибо компания пытается оправиться от многочисленных кризисов»,  пишет Bloomberg,

Согласно соглашению с американской прокуратурой, Boeing грозит уголовный штраф в размере $487,2 млн – это максимум, разрешенный законом. Но фактическая сумма будет определена судьей. Минюст США попросил судью зачесть Boeing сумму ранее выплаченного штрафа, в результате чего новый штраф в случае одобрения снизится до $243,6 млн.

В рамках соглашения, требующего одобрения суда, компания установит корпоративный контроль и должна будет потратить не менее $455 млн на укрепление своих программ по соблюдению правил и безопасности в течение следующих 3 лет. Также будет установлен испытательный срок под надзором суда.

Признание вины ознаменовало «низшую точку» в столетней истории компании после потрясений, вызванных двумя авариями лайнеров 737 Max в 2018 и 2019 годах, в результате которых погибло 346 человек. Соглашение также потенциально может осложнить получение Boeing правительственных заказов. 

С другой стороны, соглашение с Минюстом «избавит Boeing от необходимости отвлекаться на уголовный процесс в то время, когда ее финансы в беспорядочном состоянии, а руководство – в подвешенном состоянии».

В мае 2024 года Министерство юстиции США установило, что компания Boeing нарушила соглашение об отсрочке судебного преследования от 2021 года, связанное с авариями 2018 и 2019 года. Такое решение Минюста было вызвано тем, что 5 января, за несколько дней до истечения срока действия соглашения, взорвалась дверь фюзеляжа на самолете Boeing 737 MAX 9 из-за того, что рабочие на заводе Boeing в Рентоне, штат Вашингтон, не закрутили четыре болта, которые должны были фиксировать дверь. Взрывная разгерметизация салона самолёта авиакомпании Alaska Airlines произошла из-за того, что аварийная дверь не выдержала разницы давления и «выстрелила» в воздушное пространство. 

Позже министерство юстиции пришло к выводу, что компания Boeing не выполнила требование соглашения о внедрении эффективной программы по предотвращению и выявлению нарушений законодательства о мошенничестве.

«В результате аварии фюзеляжа в руководящем составе Boeing возникла сумятица, пока совет директоров ищет нового генерального директора, который сменит Дэйва Калхуна в конце года. На финансах компании также сказывается снижение темпов производства после аварии в январе, поскольку компания работает над повышением качества и переобучением работников под пристальным контролем Федерального управления гражданской авиации США (FAA)», – пишет Bloomberg. 

Компания заявила о возможной потере около $8 млрд наличными в первой половине 2024 года.

По соглашению 2021 года Boeing выплатил уголовный штраф $243,6 млн и признался, что обманывал FAA в отношении недоработанной системы управления полётом, которая и вызвала две аварии. Компания также пообещала улучшить внутренний контроль безопасности. Взамен правительство через три года должно было отозвать уголовное обвинение.

Это соглашение подверглось резкой критике со стороны семей жертв катастрофы, с которыми не было проведено никаких консультаций перед его обнародованием. Семьи жертв также подали заявление о возражении против этого соглашения.

«Мы крайне разочарованы тем, что министерство юстиции продвигает эту совершенно неадекватную сделку о признании вины, несмотря на решительное несогласие семей с ее условиями, – заявила адвокат Эрин Эпплбаум, партнер компании Kreindler & Kreindler LLP, представляющая семьи жертв авиакатастрофы. – Несмотря на то что мы воодушевлены тем, что Boeing не сможет самостоятельно выбирать внешних наблюдателей, сделка по-прежнему является не более чем легким нагоняем и не приведет к значимым изменениям внутри компании».

По состоянию на 9 января 2021 года в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 215 самолётов Boeing 737. Всего в этих происшествиях погибли 5634 человека. Крупнейшей катастрофой считается, как мы писали, крушение рейса JT-610 (погибло 189 человек) 29 октября 2018 года возле Джакарты из-за ошибочных данных системы предупреждения сваливания MCAS.

Необходимость установки этой системы возникла после того, как обнаружилось, что лайнер оказался аэродинамически неустойчивым. Но система MCAS, которая должна была спасать самолет, стала его убийцей. 10 марта 2019 года система MCAS погубила самолёт Ethiopian Airlines. Катастрофы унесли жизни 336 человек, из находившихся на борту не выжил никто.

В обоих случаях причиной срабатывания MCAS стала неправильная работа датчика углов атаки, расположенного с левой стороны самолёта. Самое удивительное, что инженеры Boeing не установили на лайнере проверку датчиков «на вшивость», поэтому дефектный датчик, посылавший в систему ложные данные о запредельных углах атаки, был принят MCAS на веру, и она, повинуясь коду, заложенному в нее «эффективными программистами», начала перекладывать стабилизатор на пикирование лайнера и вонзила его в землю. 

После этих резонансных катастроф два менеджера по качеству одного из поставщиков «Боинга» ушли из жизни, как мы писали, при странных обстоятельствах, после того как посмели резко критиковать корпорацию. Джошуа Дин умер от неизвестной инфекции, а менеджер по качеству «Боинга» Джон Барнетт был застрелен. Серьёзного расследования этих смертей не проводилось.

Стоило «Боингу» заняться космосом – и тут полный провал, к счастью, пока без человеческих жертв. История создания корпорацией Boeing космического корабля Starliner напоминает, как мы писали, фильм ужасов.

Разработку «Звёздного лайнера» в «Боинге» начали в начале 2010 года, но лишь через почти полтора десятка лет состоялся первый пилотируемый полет, когда 5 июня 2024 года Starliner с двумя астронавтами на борту стартовал к Международной космической станции (МКС). 

За время разработки испытаний «Старлайнера» были выявлены и устранены сотни недоработок и неисправностей, но, как оказалось, далеко не все.

Космический корабль CST-100 Starliner американской корпорации Boeing, доставивший таки двух астронавтов NASA на МКС, не смог в запланированное время отстыковаться от МКС из-за обнаружения сразу нескольких утечек гелия в двигательной установке. Помимо утечек гелия, во время полета отказали четыре двигателя.

Из-за этого возвращение астронавтов, запланированное на 14 июня, отложено на неопределенный срок. Скорее всего, NASA придется снаряжать специальную экспедицию (без участия Boeing) для спасения астронавтов. 

Эрин Фавилл, президент компании ValveTech, одного из подрядчиков NASA, незадолго до старта призвала американское космическое агентство «удвоить проверки безопасности и пересмотреть протоколы безопасности, чтобы убедиться, что Starliner безопасен, прежде чем произойдет что-то катастрофическое». Фавилл заявила Daily Mail: «Я их предупреждала». По ее мнению, компания Boeing запустила астронавтов на неисправном корабле.

По мнению отставного аналитика Пентагона Чака Спинни, проблемы Boeing имеют глубокие корни и не ограничиваются какой-либо конкретной моделью авиалайнеров или программой.

«Упадок Boeing имеет давнюю историю и уже глубоко укоренился, – указал Спинни. – Газета Financial Times сообщила, что следующим гендиректором Boeing станет инженер. Но я не удивлюсь, если для этого слишком поздно, поскольку культура производственного усовершенствования в коммерческой деятельности уже может быть полностью разрушена».

Американские СМИ дружно осуждают корпорацию Boeing за техническую деградацию, коррупцию и мошенничество, но ни слова не говорят и не пишут в осуждение американской Фемиды, согласившейся заменить уголовное преследование корпорации, повинной в гибели сотен человек, в обмен на большой штраф.

Это и есть лицо американской цивилизации, где жизнь и смерть оценивают не на весах правосудия, а в конвертируемой валюте.