Союзная миграция: выгоды, проблемы и перспективы

Успехи налицо, но остаются и проблемы, которые необходимо решать

Белоруссия остаётся ближайшим союзником России на постсоветском пространстве. Характеристика Союзного государства как локомотива и образца евразийской интеграции – это не просто фигура речи, но состоявшаяся политико-правовая конструкция. Она позволяет и Минску, и Москве развивать успех. Он выражен в том числе вполне конкретными объёмами товаров и услуг, ежегодно оцениваемыми в десятки миллиардов долларов. Также он выражен мобильностью рабочей силы, позволяющей специалистам больше зарабатывать, а их нанимателям – успешно развиваться.

Согласно официальным данным, взаимный товарооборот обеих частей Союзного государства демонстрирует постоянный рост. По итогам 2023 года он вышел на уровень $53 млрд и в I квартале 2024 года прибавил 4,2% к аналогичному периоду прошлого года.

Для находящейся более четверти века под западными санкциями Белоруссии это очень хорошие показатели, особенно с учётом экспорта услуг, которых она за 2023 год экспортировала на $8,5 млрд. В общем объёме белорусского экспорта ($95,3 млрд) они составили 17,8%.

Экспорт услуг – это заработок на иностранных гражданах и организациях. Он осуществляется как внутри государства, так и за его пределами. Например, услуги образования и здравоохранения оказываются иностранцам преимущественно в Белоруссии, а строительные и транспортные часто связаны с работой за рубежом. 

Бизнес достаточно выгодный, сальдо для Белоруссии традиционно положительное. Например, обучающихся в белорусских вузах иностранцев почти в 10 раз больше, чем белорусов, обучающихся в зарубежных вузах. 

Однако это данные официальной статистики, которая, как и в случае с безработицей, не отражает всей полноты картины. Многие граждане Белоруссии трудоустраиваются и обучаются за рубежом без информирования белорусских госструктур. По неофициальным данным, численность таковых кратно больше попавших на госучёт.

Однако и официальная статистика в двух частях Союзного государства зачатую не сходится. Например, работающих в России физически, не считая работающих вахтовым методом, без официального трудоустройства и на «удалёнке», намного превышает данные МВД РБ. 

Согласно статистике МВД Белоруссии, за 2023 год в республику прибыло около 13,5 тысячи иностранных работников. В пятёрку лидеров вошли Россия (3,3 тыс. чел.), Китай, Туркмения, Украина и Узбекистан. В основном они трудоустроились по рабочим специальностям и в сфере услуг. Деятельность их регулируется принятым в июне прошлого года законом «О внешней трудовой миграции», а также утверждённой в январе нынешнего года «Концепцией миграционной политики Республики Беларусь на 2024–2028 годы». Во исполнение этой концепции МВД и КГБ с привлечением других госструктур разработали программу реализации.

По данным Росстата, в 2023 году прибыло 560 тыс. мигрантов, что на 23% меньше показателя предыдущего года. При этом Белоруссия не попала в пятёрку лидеров. Треть мигрантов прибыла из Таджикистана, десятая часть – из Киргизии, примерно по 9% – с Украины, Армении и Казахстана.

Преступность в среде мигрантов для Белоруссии менее актуальна, чем для России. По данным МВД Белоруссии, удельный вес преступлений иностранцев в общей структуре преступности за 2023 года составил 2,5%. При этом 59,5% преступлений совершили обладатели российских паспортов, 11,1% – украинских, 5,7% – туркменских и 2,4% – казахстанских. 

Как правило, поджигатели межэтнических конфликтов в России игнорируют подобную статистику. Возможно, потому, что она заставляет задуматься об эффективности работы с мигрантами, а не открытии «второго фронта» СВО внутри России с использованием этнического фактора вроде трагедии в «Крокус Сити Холле».

Российский рынок труда для девятимиллионной Белоруссии является наиболее привлекательным. Сказывается отсутствие языкового барьера, преференции при трудоустройстве белорусов в России. Они являются результатом большой работы, проделанной на межправительственном уровне. 

Союзным договором от 8 декабря 1999 года предусмотрена «согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования; обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий» (ст.18).

На уровне Союзного государства принят ряд документов, упрощающих трудоустройство граждан двух государств. В частности, постановлением Совета Министров Союзного государства № 23 от 29 октября 2003 г. (обновлено 3 декабря 2009 г.) создана Межгосударственная межведомственная рабочая группа по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики. ММРГ регулярно рассматривает реализацию двусторонних соглашений, в т. ч. по борьбе с нелегальной миграцией. Аналогичные механизмы созданы в ОДКБ. 

Высшим Госсоветом Союзного государства 4 ноября 2021 года утверждена Концепция миграционной политики Союзного государства. Она направлена на формирование единого миграционного пространства Союзного государства. 

Ключевую роль в формировании этого пространства играют профильные министерства. Например, с белорусской стороны таковыми выступают министерство труда и социальной защиты населения, а также МВД со специальным департаментом по гражданству и миграции. 

Совмин Союзного государства в развитие решений ВГС 9 декабря 2022 года принял постановление № 40 об утверждении Плана мероприятий по реализации вышеупомянутой концепции в 2022-2026 годах. План предусматривает разработку и реализацию общих подходов к вопросам государственного регулирования миграции, обеспечения безопасности в миграционной сфере, а также информационного и кадрового обеспечения миграционной политики Союзного государства России и Белоруссии. 

На заседании ВГС 29 января 2024 года утверждены Основные направления реализации положений союзного договора. Воплощение их в жизнь поспособствует формированию в том числе и подлинно единого рынка труда. Естественной его стадией является создание единого миграционного пространства, которое станет катализатором экономической интеграции.

Сейчас официальный Минск декларирует приоритет развития двусторонних торгово-экономических связей в союзном строительстве. Изначально в объединении с Россией артикулировались другие приоритеты – гуманитарный и политический. 

«Мы прекрасно понимаем: нужно начинать движение к нормальному единому государству. Давайте выберем нормальную форму, которая не будет отпугивать людей и с этой стороны, и с той. Конфедерация - так конфедерация. Но начинать это движение нужно. Создадим единое политическое государство, и будем двигаться в этом направлении. Поверьте, и экономические вопросы будут решаться», говорил Александр Лукашенко в 1993 году со ссылкой на мнение белорусского большинства. 

Гуманитарная сфера белорусско-российской интеграции – нелюбимый ребёнок. Его постоянно замалчивают, прячут где-то в тёмном углу, в лучшем случае удостаивают саркастической улыбки. Общественности предлагают довольствоваться сообщениями о демагогических заявлениях на эту тему, о бюрократическом туризме или локальных встречах студенческих групп, об их спортивных состязаниях. Всё это имеет значение, однако не определяющее.

По-прежнему нет подлинного объединения в научной сфере – важнейшей компоненте более широкой гуманитарной. Учебные программы до сих пор не унифицированы. Нет общесоюзного учебника истории, не унифицированы методики преподавания. Образовательные стандарты разительно отличаются по естественнонаучным направлениям, где не может быть разногласий в трактовке той или иной личности в истории

В социальной сфере тоже предстоит преодолеть многие рудименты русофобской «многовекторности». Например, решить проблему белорусских паспортов нового образца, в которых есть биометрический чип, но нет государственного русского языка.

Целесообразно в рамках Союзного государства России и Белоруссии создавать общие базы данных с выдачей союзных паспортов. С их оформлением одновременно должны оформляться все документы, необходимые трудовому мигранту для регистрации по новому месту деятельности. Компактная ID-карта с биометрическим чипом найдёт спрос как минимум у полумиллиона человек и закроет множество бюрократических вопросов. Заодно будет повышена прозрачность миграционных процессов и облегчена работа правоохранителей. Опыт будет востребован в регулировании миграционных процессов ЕАЭС.