В США готовятся бросить Украину на произвол её нелёгкой судьбы

В США готовятся бросить Украину на произвол её нелёгкой судьбы

«Консервативный реализм» в исполнении внука бывшего директора ЦРУ предполагает приоритетное противостояние Китаю

Американский аналитический центр American Compass опубликовал на своем сайте статью одного из самых влиятельных интеллектуалов Республиканской партии США Элбриджа Колби под названием Only One Priority Makes Sense for American Foreign Policy («Только один приоритет имеет смысл для американской внешней политики»).

Элбридж Колби – фигура во многом таинственная. Его дедом был знаменитый директор ЦРУ Уильям Колби. Но ни в одном из открытых источников нет сведений о родителях и нет даже даты рождения самого Колби. 

На ранних этапах своей карьеры он работал в Пентагоне, Госдепе и ЦРУ. В 2003 году он оказался в Ираке в составе международной коалиционной администрации.

Его друг Росс Даутхат вспоминал, что Элбридж был единственным в их компании, кто предвидел, в какой тупик заведёт Америку война в Ираке: «Он спорил с ястребами – то есть со всеми нами, – предсказывая трясину, дестабилизацию и поражение». Колби оказался прав: в 2011 году американские солдаты бесславно покинули Ирак, ставший, по выражению Дональда Трампа, «Гарвардом для террористов». В президентство Трампа Колби стал заместителем помощника министра обороны по стратегии и развитию и на этом посту занимался разработкой стратегии национальной обороны США. В этом документе при перечислении главных угроз национальной безопасности США первым шёл Китай, а Россия занимала почётное второе место. Колби был уверен, что главные интересы США сосредоточены в Тихоокеанском регионе, а Евразия не входит в список приоритетов Америки.

Покинув в 2018 году Пентагон, Колби пришел в Центр новой американской безопасности (CNAS), где работал над вопросами обороны до 2019 года. Затем он открыл свой собственный аналитический центр The Marathon Initiative, занимающийся разработкой внешнеполитической стратегии США. 

 «Колби, далекий от того, чтобы быть любимцем глубинного государства, является интеллектуальным лидером и восходящей звездой мятежного крыла Республиканской партии, восставшего против десятилетий господствующего интервенционистского и рейгановского мышления», пишет главный редактор The National Interest Джейкоб Хейлбрунн.

В своей статье Колби указывает, что «сегодня Соединённые Штаты сталкиваются с большей опасностью, чем когда-либо в течение, по крайней мере, жизни одного поколения». Он разделяет мнение Дональда Трампа, что США могут оказаться «на пороге третьей мировой войны».

Список угроз, который приводит Колби, в общем-то традиционен для любого американского политика и даже банален: «Огромный Китай готовится к масштабной конфронтации с США. Реваншистская Россия участвует в крупнейшей войне в Европе со времен Второй мировой войны, которая в настоящее время не приближается к завершению. Северная Корея со все более воинственным правительством и способностью нанести удар по территории Америки с помощью ядерного оружия. Иран, который поддерживает террористические группы и массовые убийства евреев в Израиле, находится на грани разработки атомной бомбы. Террористические группы. Массовая бесконтрольная миграция через нашу границу. Потенциал небольших войн в Южной Америке, Центральной Азии и за их пределами. А дома надвигается финансовый кризис, деиндустриализация, усталость от войны».

Но вот взгляды таинственного внука легендарного директора ЦРУ на внешнеполитическую стратегию Америки в сложившейся кризисной для страны ситуации радикально отличаются от классического подхода американских ястребов, сформулированного в свое время в совершенно людоедской доктрине Вулфовица, предписывавшей Вашингтону уничтожать силой оружия любую страну, которая осмелится развиваться опережающими темпами.

Колби выступает как против полного изоляционизма, популярного, как он отмечает, среди многих избирателей, так и против так называемого «примасизма» (primacism), «точки зрения, что Соединённые Штаты могут и должны быть глобальным гегемоном, мировым полицейским».

«Эта точка зрения очень популярна среди старого республиканского истеблишмента, но не среди избирателей. Примасизм наиболее тесно отождествляется с ястребиным либерализмом. Обычно он основан на идее, что Соединенные Штаты не могут быть в безопасности, если весь остальной мир не станет либеральным. Как минимум – даже без такого идеологического измерения – он требует доминирования повсюду», – пишет Колби.

Между этими двумя стратегиями находится предлагаемая Колби «стратегия расстановки приоритетов».

«Стратегия расстановки приоритетов напрямую вытекает из того, что я бы назвал консервативным реализмом… Если вы консервативный реалист, то вы понимаете, что некоторые угрозы значат больше, чем другие, что у власти есть пределы и что правильная внешняя политика должна сосредоточить скудные ресурсы нашей страны на защите того, что наиболее важно для американцев. В то же время вы признаете, что простое отступление в наше полушарие или на родину также не является рецептом мира и процветания. Напротив, если вы консервативный реалист, вы признаете, что изоляции будет недостаточно для защиты наших интересов», – отмечает американский аналитик.

Ключевой пассаж в этой цитате – «скудные ресурсы нашей страны».

Не приходится сомневаться, что Колби хорошо знаком с недавним докладом комиссии Конгресса США, в котором, как мы писали, говорится о том, что «шансы Америки на участие в крупной войне самые высокие за последние 80 лет, а её армия к этому не готова». 

В докладе указывается, что американским военным «не хватает ни возможностей, ни потенциала, необходимых для уверенности в том, что они могут сдерживать и преобладать в боевых действиях».

По мнению комиссии, сотрудничество между Россией, Китаем и другими государствами увеличивает вероятность конфликта на нескольких фронтах и США будет трудно противостоять такой мощной коалиции.

«В 1990-е годы мы могли экспериментировать – пусть и неразумно – с примасизмом, потому что последствия принятия неправильных решений были очень незначительными. Мы были безусловно самой сильной державой в мире, а большинство других значительных держав мира были либо союзниками, либо податливыми. Очевидно, что сегодня это не так. Соперники, с которыми мы сталкиваемся, намного сильнее, чем 30 лет назад, в то время как наша собственная экономическая, военная и стратегическая ситуация гораздо более стеснённая.

Таким образом, наше право на ошибку гораздо меньше. Если мы сейчас будем проводить ошибочную политику, которая не соответствует миру, в котором мы находимся, а также имеющимся у нас ресурсам и решимости с разумными и реалистичными целями, мы рискуем не только разочарованием и провалом войн на Ближнем Востоке последнего поколения, как и какими бы реальными и болезненными ни были эти неудачи, но третьей мировой войной. И мы можем ее проиграть. Поэтому мы не должны ошибаться», – указывает внук директора ЦРУ.

Категорическим императивом для Америки, по его мнению, является реиндустриализация, без которой невозможно возрождение былой военной мощи США.

«Наша военная готовность находится на историческом минимуме, а наша оборонно-промышленная база полностью опустошена поколением деиндустриализации», – признаёт Колби.

Однако «никакая по-настоящему амбициозная американская программа реиндустриализации не будет осуществимой, если Китай доминирует в Азии, крупнейшем в мире рынке и, следовательно, в мировой экономике».

По мнению Колби, «есть только один возможный кандидат, который может получить столько власти, чтобы доминировать над Америкой: Китай посредством гегемонии в Азии… В случае успеха в доминировании в Азии Китай будет иметь огромные рычаги влияния для доминирования над остальным миром и в конечном итоге над национальной жизнью Америки... Как мы могли бы быть процветающими, свободными и автономными, если бы Китай контролировал нашу экономику? Таким образом, самым важным политическим интересом Соединенных Штатов является предотвращение доминирования Китая в Азии».

Колби указывает на опасность истощения американской военной мощи в результате масштабной поддержки Украины.

«Военные силы существуют в пространстве и времени и подчиняются законам физики. Если мы свяжем или истощим силы в Европе, они будут недоступны для первой цепи островов [вокруг Тайваня], что вызовет китайское нападение. Такова реальность», – написал он недавно в X* (заблокирована в РФ).

Колби весьма близок к президенту влиятельного «мозгового центра» американских консерваторов The Heritage Foundation Кевину Робертсу. Робертс и Колби недавно написали в соавторстве статью для журнала Time, где утверждают, что «сосредоточенность Америки на Украине подорвала нашу способность направлять силы на решение ухудшающейся военной ситуации в Азии, особенно вокруг Тайваня».

В новой команде Дональда Трампа полным ходом идет ожесточённая борьба за руководящие должности в сфере национальной безопасности, в частности за пост советника по национальной безопасности и госсекретаря, как сообщили журналу Politico «четыре человека, знакомые с мышлением и разговорами Дональда Трампа».

Основные кандидаты на эту должность – бывший директор национальной разведки Ричард Гренелл и Элбридж Колби.

«При любом из этих людей в Западном крыле [Белого дома] администрация Трампа почти наверняка сделает противостояние Китаю единственным наивысшим приоритетом в повестке дня национальной безопасности – и, скорее всего, будет меньше концентрироваться на обязательствах США перед Европой, в частности на защите Украины от России», пишет Politico

Джейкоб Хейлбрунн отмечает, что «в течение многих лет Колби считал, что Китай является главной угрозой за рубежом и что США должны сосредоточиться на Азии, почти исключив все остальное, включая Россию и Украину. Если Трамп начал переориентацию партии от неоконсерваторов, которые хотят, чтобы США служили мировым полицейским, то Колби, работавший на Трампа в качестве чиновника министерства обороны, теперь стремится сделать этот сдвиг постоянным… в Республиканской партии все больше склоняются к точке зрения Колби».

Если на выборах 2024 года победит Трамп, то Колби и находящиеся под его влиянием сенаторы и конгрессмены «хайли лайкли» развернут вектор американской внешней политики в направлении противостояния Китаю. А задачу сдерживания России на Украине с облегчением спихнут на плечи европейских партнёров.

К этому следует быть готовыми и Китаю, и России. Старому Свету не позавидуешь. США и без того высасывают из Европы промышленность и финансы, а в перспективе еще и нагрузят дополнительным военным бременем. 

А украинским политикам будет полезно вспомнить, что Америка всегда бросала доверившихся ей слабых умом вассалов на произвол судьбы.