Переговоры Владимира Путина с Ильхамом Алиевым

Азербайджан – Россия – БРИКС: выгоды обоюдные и бессрочные

Баку и Москва собираются крепить взаимодействие в энергетической сфере с прицелом на мировые рынки

В преддверии официального визита Президента РФ Владимира Путина в Баку уходящий после 18-летней миссии посол Азербайджана в Москве Полад Бюль-бюль-оглы рассказал о заинтересованности Азербайджана во вступлении в БРИКС. Как отметил дипломат, в руководстве страны «изъявили желание в участии в группе БРИКС – об этом мы говорили российским коллегам, процесс этот в работе». 

По имеющейся информации, официальная заявка Баку о вступлении в данную группу будет подана осенью с. г. В свою очередь, министр иностранных дел Джейхун Байрамов назвал организацию одной из самых популярных, притягивающих к себе остальные страны. Как представляется, в случае реализации этого сценария будет существенно укреплён валютно-финансовый, транзитный и, следовательно, геополитический потенциал БРИКС.

19 августа в Баку проходили переговоры президентов России и Азербайджана Владимира Путина и Ильхама Алиева, а также правительственных делегаций. В частности, российская сторона была бы рада помочь Баку и Еревану в заключении мирного договора. Россия вложила более 4 миллиардов долларов инвестиций в экономику Азербайджана, и это не предел.  Москва и Баку приступают к созданию танкеров для перевозки нефтепродуктов, что позволит нарастить поставки энергоресурсов на мировые рынки. По словам азербайджанского лидера, динамика развития отношений между Азербайджаном и РФ весьма позитивная, развивается сотрудничество в энергетике и транспорте, подробно рассмотрена ситуация в газовой сфере, где стороны продолжат координировать свои действия. Согласно распространённой версии, «Москва с Баку реализуют то, что не очень получилось сделать с Анкарой. Азербайджан будет осуществлять реэкспорт российского газа, смешивая его со своим. И поставки будут наращиваться. В Евросоюзе на сей счёт хмыкают, но некоторые страны дают понять, что желают такого варианта развития событий, ведь газ нужен».

В последнее время нет недостатка в версиях и предположениях относительно того, к какому ещё интеграционному объединению могла бы присоединиться прикаспийская страна, стремящаяся проводить многовекторный внешнеполитический курс, стремясь со сбалансированным и выгодным для себя отношениям с основными центрами силы, не забывая при этом о помощи режиму Зеленского. Помимо «стратегической» декларации с Китаем и интереса Баку к Шанхайской организации сотрудничества, предпринимается продвинуть отдельные проекты в рамках «Организации тюркских государств». 

Как представляется, при достаточно обильном интеграционном «меню» возможное присоединение Азербайджана к БРИКС проявит ряд взаимосвязанных факторов, повышающих конкурентоспособность и вес межгосударственного объединения в мирохозяйственных взаимосвязях, включая валютно-финансовую систему.

В сфере использования нацвалют следует обратить внимание на стабильную, притом высокую платежеспособность азербайджанского маната благодаря регулированию его курса Центральный банком (прежде всего, посредством валютных интервенций на внутреннем финансовом рынке). Так, курс маната к рублю РФ, доллару США и к евро на середину августа с. г. составлял почти 52,6 (руб. за манат), 0,59 и 0,53 соответственно. Такие межвалютные пропорции, укрепляющие конкурентоспособность азербайджанской валюты, поддерживаются отнюдь не первый год. Потому неудивительно, что именно манат уже не первый год используется во взаиморасчетах со многими постсоветскими странами, найдя своё место в обменниках большинства стран бывшего СССР (но пока не в российских).

По оценке российского финансового аналитика Сергея Дроздова, «азербайджанский манат крепкий, как скала. Это, конечно, может сказываться на конкурентоспособности азербайджанских товаров, которые будут становиться более дорогими на внешних рынках. Но для населения стабильный курс маната – это хорошо… Азербайджан выбрал такой курс (валютно-финансовой политики. – Прим. ред.) и, в общем-то, такой стабильности можно позавидовать. Хотя понятно, что рано или поздно курс маната к доллару изменится, но вот когда и как – никто сейчас сказать не может». 

В значительной степени макроэкономической стабильности в стране (что, конечно, не означает отсутствия проблем в национальной экономике) способствует принятое ещё в январе 2015 г. решение Центробанка Азербайджана (ЦБА), заменившего при определении – корректировке курса маната прежнюю привязку к американскому доллару на бивалютную корзину, в состав которой вошли также евро, британский фунт и швейцарский франк (последний, напомним, издавна используется в международных расчетах: к настоящему времени эту валюту во внешнеэкономических расчетах используют свыше 70 стран, включая всех участников ЕАЭС и СНГ). Согласно официальному заявлению национального регулятора, «применение новых рамок формирования курса позволит проводить более гибкую курсовую политику и обеспечить макроэкономическую эффективность. А также постепенно адаптировать экономические субъекты страны к меняющимся внутри- и внешнеэкономическим условиям».

Доля евро в упомянутой бивалютной корзине варьируется между 20 и 30%, отражая, помимо прочего, развивающееся сотрудничество между Баку и Брюсселем, прежде всего в энергетической сфере. «Разбавив» монополию доллара конкурентоспособными европейскими валютами, ЦБА получил возможность долгосрочно укреплять нацвалютный курс и, если необходимо, проводить «плавную», а не «внезапную» девальвацию маната в отличие от девальвационных валютных перепадов почти всех других стран ЕАЭС и СНГ (кроме Белоруссии). Кроме того, с начала 2020-х манат всё более активно используется во взаиморасчётах Азербайджана с Россией, Индией, Китаем (ключевые участники межгосударственного объединения БРИКС). Так что вполне можно согласиться с мнением Вюсала Гасымлы, директора бакинского Центра анализа экономических реформ и коммуникаций: «Курс маната играет роль амортизатора в воздействии внешних шоков. Ибо правительство и Центральный банк смягчают влияние глобальных ударов на местных производителей и потребителей посредством политики обменного курса», в то время как в странах, где применяется «полностью плавающая курсовая политика, тем более с учетом ухудшения внешнеторговых условий, немедленно снижаются внутренний спрос и, соответственно, падает рентабельность импорта».

Характерно в этой связи, что в ноябре 2023 г. Fitch Solutions, принадлежащая Fitch Group, спрогнозировала прогноз курса маната на ближайшие 10 лет: до 2026 г. включительно курс этой валюты останется стабильным, причем курс доллара США к манату сохранится на уровне 1,80 до 2032 года. В свою очередь, международная корпорация банковских и финансовых услуг ING (Нидерланды) заявила в июле 2023-го, что курс маната останется стабильным включительно до 2026 года. 

Не менее важный фактор участия Азербайджана в БРИКС – участие в МТК «Север – Юг», где он является связующим звеном между Россией, с одной стороны, и Ираном и Индией – с другой. Значимость данного меридионального маршрута возрастает ввиду растущей военно-политической проблемности традиционного евроазиатского маршрута Средиземноморье – Суэцкий канал – Красное море – Индийский океан. «Мы настроены решительно на то, чтобы на азербайджанской территории расширять инфраструктуру коридора "Север – Юг"». Хотя она физически существует, но пока не соответствует тем намерениям, которые существуют у наших партнеров и соседей по максимальному задействованию этого проекта», – заявил 3 июля Ильхам Алиев на встрече с Владимиром Путиным на полях саммита ШОС в Астане (нынешняя их встреча – уже третья в текущем году) (1). 

Таким образом, очевидно, что вступление Азербайджана в БРИКС либо же обозначение подобной перспективы положительно повлияет на ускорение перехода взаиморасчетов в группе на нацвалюты. В более же широком контексте оно укрепит позиции БРИКС в непростом процессе формирования менее уязвимых к западному диктату валютно-финансовых и торгово-экономических схем.

Примечание

(1) Заметим в этой связи, что предварительно запланировано строительство с участием российской стороны в 2024-26 гг. новой железной дороги между Ираном и Азербайджаном в 160-200 км (её маршрут уточняется профильными ведомствами). «Что касается транспортного коридора "Север – Юг", сегодня мы с Владимиром Владимировичем подробно еще раз обсудили этот вопрос, соответствующие инструкции даны членам правительства. Уверен, что в ближайшее время все вопросы будут согласованы, и мы приступим к реализации еще одного грандиозного проекта», – заявил Алиев 22 апреля в Москве на встрече с ветеранами и работниками БАМа.

Статьи по теме