Президент Румынии Клаус Йоханнис, находясь с официальным визитом в Кишинёве 31 августа 2024 г. по приглашению молдавского президента гражданки Румынии Майи Санду в связи с празднованием Дня румынского языка, заявил о единстве румын по обе стороны Прута.

День румынского языка и пропаганда румынского фашизма

Президент с немецкой фамилией провёл сеанс агитации в Кишинёве

Президент Румынии Клаус Йоханнис, находясь с официальным визитом в Кишинёве 31 августа 2024 г. по приглашению молдавского президента гражданки Румынии Майи Санду в связи с празднованием Дня румынского языка, заявил о единстве румын по обе стороны Прута. 

«С прошлого года румынский язык – официальный язык Республики Молдова. С обнародованием указа президента Майи Санду о замене словосочетания «молдавский язык» словосочетанием «румынский язык» восстановлена научная истина о том, что румыны на обоих берегах Прута объединены общностью языка, культуры и истории. Наше общее будущее – в Европейском союзе», подчеркнул Йоханнис.

Классики румынской геополитики начала ХХ в. считали территорию между Прутом и Днестром продолжением ареала расселения румынского народа. Молдаван в их понимании не существовало на этой земле, как их не существует сегодня в понимании румынских политиков.  22 июня 1941 г. кондукэтор Румынии маршал Антонеску отдал приказ «Перейти Прут», чтобы совместно с нацистской Германией нанести удар по СССР и силой оружия включить берега Прута в состав румынского государства, завершив проект создания Великой Румынии, от Трансильвании до Бессарабии и Северной Буковины.

В 1960-х уже социалистическая Румыния снова заговорила о единстве румынского народа, намекая на пересмотр границ с СССР. Бухарест демонстративно отдалился от Москвы, отказался вместе с другими странами Организации Варшавского договора вводить войска в Чехословакию в 1968 г. для подавления инспирированной западными спецслужбами т. н. «пражской весны», осудил ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. для противодействия исламистской угрозе и всячески содействовал ослаблению советского влияния на международной арене.

Бухарест обвиняет Москву в том, что она поддерживает молдавскую идентичность в противовес румынской и стремится не допустить объединения Румынии и Молдавии как государств, населённых одним народом (румынским). Здесь Бухарест искажает факты: этническое и культурное родство румын и молдаван Москва не отрицает, но не намерена мириться с выдумками румынской пропаганды, приписывающей историческое первенство румынам перед молдаванами.

Хронологически молдаване появились раньше румын. Румынское государство в том понимании, каковое мы знаем сегодня, появилось на карте Европы только в конце XIX в., когда у молдаван уже была долгая история собственной государственности. Господарь Штефан чел Маре считал себя молдаванином и очень бы удивился, если бы дожил до нынешних дней и узнал, что он румын.

«Румынский язык – не просто словарный запас, а средство передачи бесценного культурного наследия будущим поколениям… румынский язык объединяет нас, подчёркивая нашу культурную и национальную самобытность», – отметил Йоханнис, указав, что румынский изучают в 59 университетах в 37 странах мира, от Канады и Филиппин, до Индонезии и Марокко.

Йоханнис говорит о важности культурной и национальной самобытности, но сам же отрицает самобытность молдаван. Даже если встать на точку зрения Бухареста, что молдаван как народа не существует, их язык, впитав в себя славянизмы за многие века сосуществования с Русским миром, обладает уникальной пусть не национальной, но культурной самобытностью точно. Румынский язык хочет эту самобытность уничтожить, переделав язык молдаван под свои каноны.

Когда румын и румынского языка в полном смысле слова ещё не существовало, молдаване и молдавский язык уже утвердились на этой земле. Следуя исторической хронологии, не молдаване должны становиться румынами, чтобы вернуться к своим корням, как утверждают идеологи Великой Румынии, а румыны должны стать молдаванами. Не молдавский язык должен быть переименован в румынский, а румынский – в молдавский, потому что румынский язык, как и румынская нация – это новодел по сравнению с молдаванами и их древним языком.

Известны имена авторов этого новодела. Активное участие в создании румынского государства сыграл первый премьер-министр Италии граф Кавур, бывший до этого премьер-министром Сардинского королевства, воевавшего против России в Крымскую войну. Расположенная на пути «из Москвы в Белград», Румыния была сотворена европейскими политтехнологами XIX в. для противодействия российско-сербскому союзу на Балканах. Бухарест географически «перерезает» геополитическую ось Москва – Белград, помогая Западу сохранить контроль над Балканами, одновременно ослабляя российское присутствие в Чёрном море. 

Для укрепления связей Румынии с Западом румыны отреклись от кириллического алфавита и насильственно выдавили из языка лексику славянского происхождения, заменив её латинскими, французскими, итальянскими, испанскими аналогами. Теперь они заставляют молдаван пойти тем же путём. Оспаривая факт появления румынского языка как систематизированного явления только в позапрошлом столетии, румынские пропагандисты указывают на рождение румынского из разговорной латыни, что доказывает его древность по их мнению. Но и у молдавского те же латинские корни, и систематизирован он был раньше румынского. Почему молдавский должен совершить культурное самоубийство ради торжества румынского?

С опорой на культурное родство с Францией, Италией, Испанией и Португалией румыны надеялись надёжно закрепиться в европейской политике и выбиться в региональные лидеры. Чтобы это произошло, Румыния должна показать, чем она может быть полезна Европе. И Румыния показывает, не сдерживая себя в русофобских поступках.

Слова Йоханниса о румынах на обоих берегах Прута указывают на агрессивные планы Бухареста в отношении Приднестровья. Прут отделяет Румынию от Молдавии и Украины, но, если его включить в состав Румынии, он перестаёт быть преградой для румынской экспансии на восток. Президент Приднестровской Молдавской Республики Вадим Красносельский на пленарном заседании Верховного Совета заявил о недопустимости подмены названия Приднестровской Молдавской Республики «фашистским термином «Транснистрия». 

«Это румынский термин. Появился он здесь в момент оккупации нашего края именно немецко-румынскими войсками с августа 1941 по 1944 г. После проведения Ясско-Кишинёвской операции время "транснистрии" здесь было окончено», – говорится в обращении Красносельского к депутатам. 

Он напомнил, что Транснистрией называлось губернаторство в составе Румынии, куда оккупанты включили не только Молдавию и Приднестровье, но и Николаевскую, Одесскую и Винницкую области нынешней Украины. Продолжение использования румынским официозом данного термина указывает на их отношение к Приднестровью как к колонии, констатировал Красносельский.

Призывая молдаван забыть язык отцов и признать верховенство румынского над всем молдавским, Йоханнис забыл сказать, что вместе с румынским языком в Молдавию придёт современная румынская политическая культура с её оправданиями гитлеровского коллаборациониста Антонеску и нападения на Советский Союз в 1941 г. По вине Бухареста румынский язык превратился в средство фашиствующей пропаганды, где советских воинов-победителей фашизма называют захватчиками, а румынских друзей Гитлера – освободителями. 

Фашизация посредством румынского языка отталкивает, а не привлекает. Румынские власти сами нанесли румынскому языку колоссальный репутационный ущерб, но не намерены отказываться от трансляции на Молдавию фашистской риторики по-румынски.