В Литве «верхи» озаботились скорым «цивилизованным расчленением России»

Обезумевшие политиканы вынашивают фантасмагорические планы

В повестку официального Вильнюса возвратилась тема неотомщённых исторических обид. Ещё в 2000 году депутаты местного парламента (сейма) приняли закон, обязывающий исполнительную власть требовать от России возмещения ущерба за «оккупацию». Однако дальше декларации дело не пошло. Стоявшие у государственного руля подписанты Акта независимости не верили в возможность добиться цели в материальной форме. Даже непримиримо настроенные по отношению к Москве реакционеры Витаутас Ландсбергис, Саулюс Печелюнас, Юргис Разма соглашались ограничиться официальными извинениями Кремля, приравнивая их к публичному моральному унижению россиян.

Во всяком случае правительство бездействовало 20 лет, пока в июле 2020 года по случаю «80-летия оккупации Литвы» члены сейма не приняли резолюцию, в которой вновь осудили правопреемницу Советского Союза «за попытки переписать историю» и чётко сформулировали задачу русофобскому кабмину Ингриды Шимоните всеми доступными способами добиваться денежной компенсации.

Хотя резолюция носит характер политической декларации и не является обязующим к каким-либо действиям документом, проголосовавшие за неё (в зале заседаний не оказалось ни противников, ни воздержавшихся) заложили бомбу под действующий до ноября 2024 года кабинет и все последующие – счета подсчитаны, работайте. 

В 2009 году президент Валдас Адамкус впервые оценил «оккупацию» деньгами – в 28 млрд долларов. При Дале Грибаускайте (глава государства в 2009-2019 гг.) цифра подросла до 30 млрд евро. Спустя три года к ней приписали ещё почти 5 миллиардов. Итого около 35 млрд евро, или чуть больше двух годовых государственных бюджетов (нынче один равен 17 миллиардам).

Нескромные «хотелки» у Литвы, но в сравнении с соседями по Балтийскому морю почти «копейки». В Латвии в 1990 году учредили так называемую «специальную комиссию Модриса Шмулдерса по экономической реформе», которая определила, что Россия задолжала в ценах 1988 года не менее 46,6 миллиарда долларов. Четверть века спустя потери от «оккупации» латыши пересчитали и согласились, что 300 млрд евро окажутся справедливой платой за «потери» республики.

Официальный Таллин не отстал: в 2018-м созданная эстонским Минюстом рабочая группа насчитала 1,2 миллиарда евро «ущерба от участия в Союзе ССР». 

Директор «счетоводческого» объединения Тоомас Хийо откровенничал: «Надо хоть сколько-то взыскать, иначе будет нарушена современная официальная трактовка истории. Отказ от возмещения равен признанию факта добровольного присоединения к СССР».

Автору статьи довелось присутствовать на форуме в Риге, где прибалты обсуждали совместные планы по выколачиванию денег из России. Диктофон помнит, как министр юстиции Эстонии Урмас Рейнсалу заявил: «Выплаты – это святая обязанность России. Получив деньги, страны Балтии, возможно, простят её, хотя такие международные преступления не забываются. Они не имеют сроков давности. И, несомненно, этот вопрос будет омрачать отношения России с нашими государствами ещё в течение долгих лет».

Литовец Элвинас Янкявичюс и латыш Янис Борданс с коллегой согласились: «Москва всё ещё продолжает распространять ложь и дезинформацию о том, что балтийские страны в советское время от СССР получили больше, чем дали. Поэтому в вопросе о возмещении ущерба важна не только имущественная сторона, но и морально-этическая».

Как «до», так и «после» Риги неоднократно заявляли российские официальные лица, РФ не согласна с термином «оккупация» применительно к присутствию Литвы и других стран Балтии в составе СССР и не считает возможным вести речь о каких-либо компенсациях. «Для России этот вопрос закрыт», – поставило точку дипломатическое ведомство на Смоленской-Сенной площади в Москве.

В ответ прибалты совершенно серьёзно собираются обращаться в международные институты, чтобы с их помощью стрясти деньги. Рассматриваются три варианта. Первый – договориться с Кремлём полюбовно, чтобы он добровольно вернул должок. Шансов мало, но попытка не пытка.

Второй – обратиться в международный суд в Гааге. Третий – озаботить Генассамблею ООН так, чтобы та надавила на Россию: «В Москве испугаются и немедленно отплатят счета».

В минувшем августе Киев подарил Литве, Латвии с Эстонией четвёртый сценарий. Кстати, пришлась атака ВСУ на приграничные районы Курской области и временное присутствие «щэнэвмэрликов» на части её. Приветствуя первые успехи украинский друзей и поощряя начало «цивилизованного раздела Российской Федерации», Вильнюс (без особых на то оснований мнящий себя антимосковским европейским бульдозером) предложил взять долги не деньгами, а землями.

Эстонское руководство мечтает о возвращении под свой флаг Печорского района Псковской области и части правобережья Нарвы в Ленинградской. Латыши помнят, что Пыталовский район Псковской области был до лета 1940 года частью буржуазной Латвии. Литовцы претендуют на примыкающую к границе часть Калининградской области.

Непременные успехи ВСУ под Курском, по планам прибалтов, могут и должны оказаться катализатором крушения России, как централизованного государства. В результате развала «Московии» на части возникнут условия прирезать к Эстонии земли Ленинградской и половины Псковской областей, к Латвии – оставшейся части Псковской, к Литве – большей части Калининградской. По подсчётам прибалтийских фанатиков, они смогут в два раза увеличить собственные территории, а дальше возможны и другие приобретения за счёт других «отдельных и разобщённых княжеств».

Главное – толкать главарей украинской хунты на восток. Премьер Литвы Шимоните в Киеве от имени балтийских государства обрисовала голубую мечту восточно-европейских русофобов: «Будем праздновать победу вместе со светом, газом и без русни».

В фанатичном угаре глава литовского правительства в приватном общении с просроченным президентом Украины и его окружением проговорилась: раз речь идёт о части большой военно-политической стратегии, то Литва могла бы оказать помощь в формировании «органов власти на новых землях». Речь шла о пригретых в Литве беглых российских так называемых «политических оппозиционерах из числа соратников покойного Алексея Навального».

Губернатором Курской области Украины, по замыслу Вильнюса, вполне мог бы стать бывший депутат Госдумы РФ, иноагент, террорист и экстремист Илья Пономарёв. Шимоните подчеркнула, что для руководства другими регионами России «тоже найдутся подготовленные кадры».

Здесь литовцам и вообще прибалтам можно посочувствовать – развить успех наступления Генштаб ВСУ не смог. 5 сентября Президент России Владимир Путин заявил, что соединения армии РФ стабилизировали ситуацию на приграничной территории.

В Вильнюсе замолчали литавры – высадить политический десант не представляется возможным. Куряне тоже разочаровали – не торопятся перебегать под жовто-блакитный прапор и дрейфовать от Москвы к Киеву.

Тем не менее больные люди с неисправимой психикой не капитулировали. Они лишь притихли в ожидании нового благоприятного момента. Стратегия «расчленения России» остаётся в повестке дня.