Никол Пашинян

«Оттепель» в армяно-российских отношениях – возвращение к реальности?

Вашингтон и Брюссель продолжают кормить армянских «партнёров» ни к чему не обязывающими обещаниями

После долгого периода охлаждения, армяно-российские отношения демонстрируют некоторые признаки потепления, что особенно заметно на фоне последних событий. Одним из ключевых сигналов стало участие Армении в предстоящем саммите БРИКС, который пройдёт 22-24 октября в Казани. Более того, отказавшись поддержать декларацию стран Совета Европы, осуждающую Россию в связи с вооружённым конфликтом на Украине, Ереван посылает явные сигналы о корректировке некоторых элементов своей внешнеполитической стратегии. Для руководства страны, активно тяготевшего к Западу, это немаловажное обстоятельство, свидетельствующие о возвращении к прагматичному курсу (если, конечно, речь не идёт о пустой риторике).

Экономическое взаимодействие – как основа устойчивых отношений

Основной «двигатель» армяно-российских отношений – это экономика. Несмотря на политические потрясения и попытки Еревана сблизиться с Западом, Россия остается ключевым экономическим партнером Армении. Российский рынок, в особенности в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), является критически важным для местных производителей, обеспечивающий стабильный спрос для армянской продукции и поставляющий важные ресурсы. Ни политические изменения, ни попытки деструктивного внешнего влияния не в состоянии ослабить взаимовыгодные торгово-экономические связи. 

  • Торговый оборот между Арменией и Россией в 2023 году составил около 7 млрд. долл. (35% от всего торгового оборота Армении), что делает Россию крупнейшим торговым партнером Армении. Для сравнения: общий объем внешней торговли Армении в 2023 году составил около 20 млрд. долл., а Россия занимает львиную долю от общего объема внешнеторгового оборота страны.

  • Экспорт в Россию в 2023 году составил более 3 млрд. долл., что подчёркивает критическую важность российского рынка для армянских производителей. Армения экспортирует в Россию сельскохозяйственные товары, текстиль, кондитерские изделия, алкогольные напитки и т. д., что играет значительную роль в поддержании экономики страны.

  • Импорт из России в прошлом году также остается значительным и составляет более 4 млрд. долл. от общего объёма импорта Армении. Большая часть импорта приходится на энергоресурсы – природный газ и нефтепродукты. Армения полностью зависит от российских поставок газа, и энергетическая безопасность страны фактически контролируется компанией «Газпром Армения».

По словам экономиста Азы Мигранян, основным драйвером экономического роста, обеспечивающим опережающие по отношению к 2023 году показатели роста (до 30% и выше), является реэкспорт драгоценных металлов, камней, которые в основном имеют российское происхождение после введения соответствующих европейских санкций. Наращивание конкурентноспособного экспорта на высокопремиальном рынке на фоне роста цен на золото и драгоценные камни дают эффект быстрого роста и высокой доходности. Указанный реэкспорт составляет около 70% в общей структуре армянского экспорта, формируемые за счёт 60% российского импорта в республику.

Эти объективные данные свидетельствуют о том, что экономические связи с Россией не просто часть внешнеэкономической политики Армении, это долговременный фактор, в отсутствие которого экономика страны не сможет функционировать в полном объёме.

Кроме того, тысячи граждан республики работают в российских компаниях на территории самой Армении, а также сотни тысяч армянских мигрантов трудятся в России, отправляя на родину деньги, являющиеся важным источником дохода для многих семей. Укрепляя двусторонние экономические и иные связи, всё это до некоторой стабилизирует социально-политическую обстановку в стране в преддверии очередного осенне-зимнего политического сезона.

Отход от России в обмен на…?

Присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу в 2015 году на фоне переговоров с Брюсселем по вопросам «ассоциации» с Европейским союзом спровоцировало многочисленные дискуссии, в ходе которых высказывались самые разные мнения. Однако теперь, спустя почти десять лет, участие в евразийском интеграционном объединении стало для Армении ключевым фактором экономической стабильности – хотя бы в силу доступа к 145-миллионному рынку с преференциальными условиями торговли.

  • Членство в ЕАЭС позволило Армении интегрироваться в общие таможенные правила и исключить таможенные пошлины, что стимулирует рост экспорта и снижает себестоимость продукции. Для страны с небольшим внутренним рынком – это немаловажный, если не ключевой, механизм экономического роста.

  • Свободное передвижение рабочей силы – ещё одно преимущество членства в ЕАЭС, благодаря которому армянские трудовые мигранты имеют упрощенный доступ на российский рынок труда. В условиях экономической неопределённости для многих домохозяйств возможность работать в России остается жизненно важной.

В то же время, несмотря на попытки действующей власти сблизиться с Западом, заключив соглашения о свободной торговле с ЕС или США не дали существенных результатов. Ещё до 2018 года Брюссель предложил Еревану соглашение о Всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA), однако оно не компенсирует преимущества, которые Армения получает от участия в ЕАЭС. Западные рынки закрыты для армянской продукции по причине высоких стандартов и жесткой конкуренции, тогда как ЕАЭС, несмотря не периодически возникающие рабочие вопросы, остаётся жизненно важным для армянского бизнеса.

Как известно, несколько карликовых прозападных партий обратились недавно в ЦИК Армении с запросом на проведение референдума о вступлении Армении в Евросоюз, несмотря на недвусмысленное заявление Питера Стано о том, что переговоры Армения – ЕС не имеют ничего общего с перспективами потенциального членства. Несмотря на все усилия команды Пашиняна и её идеологической обслуги за последние годы продвигать прозападную повестку, результаты оказались довольно скромными, вроде бесконечных переговоров о либерализации визового режима, которые ещё только предстоит «ускорить».

В то время как в Ереване в последнее время ожидали конкретной поддержки от Запада в форме инвестиций, технологий или реальной политической поддержки, реальность оказалась, мягко говоря, куда менее впечатляющей. Соглашения о развитии инфраструктуры или крупные инвестиционные проекты остались лишь на бумаге. Западные страны продолжают выдвигать жёсткие условия, связанные с «реформами» и «усилением демократических институтов», а также с дальнейшим дистанцированием от Москвы, не предоставляя в то же время реальных инструментов для поддержания суверенитета Армении в условиях региональных вызовов.

На фоне затяжного конфликта вокруг Нагорного Карабаха, год назад полностью перешедшего под военно-политический контроль Баку и неурегулированных отношений с Азербайджаном и Турцией, Армения так и не увидела никакой реальной поддержки со стороны Запада. Вашингтон и Брюссель не предоставили никакой помощи, а дипломатические усилия также не принесли ожидаемых результатов. В итоге Пашинян оказался в положении, когда его попытки ещё больше отдалиться от России могут негативно сказаться на экономической и политической стабильности, в то время как Запад продолжает лишь давать пустые обещания.

Вероятно, варчапет хотя бы отчасти осознаёт, что дальнейший курс на резкое дистанцирование от России может привести к неблагоприятным последствиям. Политическое давление со стороны Запада усиливается, но реальные выгоды для республики отсутствуют. Пример некоторых других постсоветских стран, таких как Грузия и Молдова, следовавших прозападному курсу, демонстрирует, что экономическая зависимость от России остаётся сильной, несмотря на политическую риторику.

Несмотря на турбулентность последних лет и месяцев, Россия продолжает оставаться доминирующей экономической силой в регионе, активно участвуя в энергетических проектах, инфраструктуре и торговле, что делает Москву незаменимым партнером для Армении. Предстоящее же участие в саммитах БРИКС и СНГ демонстрирует готовность Пашиняна укреплять связи с РФ там, где это представляется ему целесообразным, что создаёт предпосылки для заинтересованного диалога. Предстоящее же проведение в Ереване III Евразийского экономического форума «10 лет ЕАЭС: перспективы и приоритеты» (30 сентября – 1 октября), по словам члена президиума Делового совета ЕАЭС Сергея Михневича, станет дополнительным положительным вкладом в решение существующих сложностей и «неоднозначностей» в отношениях между двумя странами: «Уверен, что руководство Армении понимает, насколько серьёзные выгоды извлекает республика из евразийской интеграции. Это лишний повод задуматься над тем, как выстраивать свою политику на внешнем контуре».

Статьи по теме