С тех пор как в Тегеране был убит лидер ХАМАС Исмаил Хания, прошло больше месяца. Как только прозвучал взрыв в фешенебельной части иранской столицы, власти Исламской Республики громогласно пообещали отомстить Израилю, который подстерег своего злейшего врага. Из тех, кто напророчил еврейскому государству геенну огненную от ударов ракет и беспилотников, выстроилась целая очередь.
Первым в ней оказался верховный лидер Исламской Республики (рахбар) Али Хаменеи, приказавший нанести прямой удар по Израилю. Министр иностранных дел Аббас Арагчи выразил уверенность, что ответ на убийство лидера ХАМАС будет «определенным, взвешенным и точным». Затем прозвучало полное праведного гнева заявление заместителя министра обороны Ирана Ходжатолла Горейши, который сказал, что Израиль должен оставаться в состоянии тревоги и паники, ожидая нашей мести».
Израиль не испугался, встал в воинственную позу, приведя в боевую готовность все средства обороны. Его жители с тревогой смотрели в небо, готовясь услышать рев сирен тревоги и броситься в бомбоубежища.
На помощь союзнику поспешили США, разместив поблизости от Израиля несколько авианосных групп. В середине августа государственный секретарь Тони Блинкен предположил, что в ближайшие сутки Иран с набросится на Израиль. После того как его прогнозы не сбылись, он вскоре повторил их в несколько измененном виде. И снова ошибся.
Впрочем, Блинкен наверняка имел полную и точную информацию. И все могло произойти именно так, как он «обещал». Но в последний момент что-то изменилось. Вероятно, влиятельные люди в Тегеране уняли клокочущую ярость и оценили последствия своих возможных действий. К тому же их, возможно, убедили «не начинать» американцы. США привлекли к своей «миротворческой» деятельности и своих союзников. Телефоны в кабинетах влиятельных особ Ирана разогрелись от многочисленных звонков.
В Тегеране побывал секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу. Он встретился с президентом Ирана Масудом Пезешкианом, секретарём высшего совета национальной безопасности Ирана Али Акбаром Ахмадианом и начальником Генштаба Вооружённых сил Ирана Мохаммадом Багери.
Информация об этом визите была крайне скудна, но нет сомнений, что ключевой темы беседы было близкое к взрывоопасному положение в регионе. Визит Шойгу тоже повлиял на ситуацию, которая осталась напряженной, но не превратилась в ужасающую и бесконтрольную. В жарком воздухе Ближнего Востока по-прежнему висит тревога.
То, что в Тегеране поутихли боевые барабаны, не значит, что Иран отказался свести счеты со своим врагом. Это подтвердило сообщение азербайджанского интернет-издания haqqin.az, согласно которому глава представительного органа Хаменеи в университетах страны Мустафа Ростами заявил на митинге в провинции Семнан, что «месть Израилю неизбежна, но она отложена по соображениям целесообразности».
Что же кроется за этими словами?
Иранский политолог Алиреза Замани прокомментировал ситуацию следующим образом: «В кулуарах Кабинета министров и Меджлиса иранские чиновники, включая сторонников так называемой «жесткой линии», не скрывают опасений по поводу возможного сокрушительного ответа со стороны Израиля, а также ударов США в случае, если в ирано-израильский конфликт вмешаются шииты "Хезболлы"».
Тем более что положение в Иране становится все более напряженным. Многолетние санкции измотали страну – экономика слабеет, нарастает энергетический и финансовый кризис. Растут цены, в том числе на топливо, иранская валюта теряет вес. Ощущается сильный дефицит электроэнергии, которое регулярно отключается. В результате остановили работу некоторые предприятия машиностроения, фабрики и заводы. Это вызывает глухой ропот населения.
Поэтому Иран не может дать волю гневу на коварного соседа и ставит во главу угла разумную предосторожность. Как пишет haqqin.az, «из достоверных источников в правительстве стало известно, что президент Масуд Пезешкиан и ряд министров встретились с рахбаром и объяснили ему, что любой ответ Израиля и США на акцию возмездия приведет к краху исламской системы. Достаточно ракетного удара всего по двум электростанциям и весь Иран погрузится во тьму. И тогда на массовые протесты выйдет уже не молодежь, как это было после убийства Махсы Амини (женщина, которая отказалась носить хиджаб и, по одной из версий, была до смерти избита в полиции. – В.Б.), а озлобленный, обнищавший средний класс, разоренные мелкие и средние предприниматели, миллионы маргинализированной сельской бедноты…».
Властям Ирана все труднее сваливать все беды на происки внешних врагов, в том числе на Запад и сионистов. Народ обозлен на руководство страны, его репрессивный аппарат, жестоко подавляющий инакомыслие. Уместно вспомнить, что в 2022 году состоялся ряд антиправительственных выступлений, которые сопровождались кровопролитием. Власть ответила жестокими действиями, в том числе казнями людей, обвиненных «во вражде против Бога». По данным правозащитных организаций, в Иране с начала этой волны протестов были убиты по меньшей мере 342 демонстранта.
В этих условиях необходимы социально-экономические реформы, и президент Ирана пообещал на них пойти. Но это в будущем, настоящее же туманно. Поэтому руководство Исламской Республики сильнее, чем ответного удара Израиля, опасается последующих событий, а именно импульсивного и непредсказуемого поведения своих граждан. Точнее, массовых выступлений, которые могут привести к обрушению теократии.
Однако это не значит, что Иран полностью отказался от мести Израилю. Так, в частности считает глава британской разведки МИ-6 Ричард Мур: «Подозреваю, что они попытаются это сделать, поэтому нам нельзя терять бдительность».
По мнению политолога Ашкана Сафаи, Исламская Республика либо не собирается реагировать на ликвидацию Хании, либо режим в Тегеране планирует нечто грандиозное (курсив мой. – В.Б.). Есть версия, что Иран хочет дождаться появления у него атомной бомбы. Хотя вряд ли Тель-Авив будет сидеть сложа руки и ждать, пока его враг получит смертоносное оружие. Наверняка израильская разведка внимательно следит за развитием событий, ибо они имеют жизненно важное значение для еврейского государства.
Кстати, ядерные объекты Ирана уже не раз подвергались нападениям, а иранские ученые становились жертвами диверсий. Всякий раз Тегеран отвечал Израилю, но лишь грозными заявлениями. Не хотел размениваться «по мелочам»?
…Тактика «изматывающего ожидания» продолжается. Иран со злобной радостью наблюдает, как его враги проводят бессонные ночи. И ждет своего часа, тщательно скрывая время, когда он наступит. Наверняка руководство Исламской Республики с удовлетворением восприняли информацию о том, что американские авианосцы не смогут «вечно» находиться в регионе. Об этом США проинформировали Израиль.
В то же время в Белом доме отметили, что руководство Исламской Республики не отказалось от своих мстительных планов. «Имеющаяся у нас информация говорит о том, что Иран не отказался от угрозы инициировать атаку на Израиль, – заявил координатор стратегических коммуникаций в Совете национальной безопасности Джон Кирби. – Поэтому мы исходим из того, что они собираются что-то сделать, и это может произойти в ближайшие дни, практически в любое время».
Ситуация на Ближнем Востоке напоминает известный афоризм: «Если хочешь мира, готовься к войне».