Милитаризация Польши в последние годы приобрела необратимый характер, а Варшава практически открыто начала готовиться к новому «походу на восток», видя своей главной целью возвращение так называемых «Кресов Всходних». Постоянно растущие расходы на военные нужны, модернизация армии, а также абсолютно агрессивная риторика польских властей в адрес России и Белоруссии – все это говорит о том, что внешнеполитическая доктрина современной Польши в перспективе не предполагает мирного развития страны. Вместе с тем многие планы и громкие заявления официальной Варшавы в ряде случаев расходятся с реальностью, в первую очередь в военной сфере.
Польские власти не первый год говорят о стремлении сделать свою армию одной из самых боеспособных в континентальной Европе. Идеологически это обосновывается «агрессивной» политикой России, а после 2022 года и Белоруссии, где якобы готовятся к нападению на страны НАТО. При всей абсурдности подобных заявлений, постоянно звучащих из Польши, это никак не мешает официальной Варшаве притворять в жизнь свои милитаристские планы. Еще с 2014 года польские власти приступили к планомерному наращиванию своего военного потенциала, причем сразу по нескольким направлениям.
С одной стороны, речь идет об увеличении численности польской армии и ее модернизации. Для этого был даже разработан «План технической модернизации до 2026 года», согласно которому выделяются 16 приоритетных направлений развития Войска польского. В частности, предполагается приобретение современных самолетов и вертолетов, зенитных и противоракетных комплексов, наращивание числа бронетехники и ракетных систем залпового огня (РСЗО). В рамках этого плана Варшава уже договорилась с США о приобретении более 250 танков M1 Abrams, 32 истребителей F-35, зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) Patriot и ракет класса «воздух – воздух» AIM-120C AMRAAM, а также с Южной Кореей о более двух сотнях РСЗО K239 Chunmoo, 48 истребителей, 200 единиц 155-мм самоходно-артиллерийских установок K9 Thunder и 180 танков K2 Black Panther. В конце августа 2024 года на очередной выставке оборонной промышленности в Кельце стало известно, что в планах у Варшавы закупить американские системы связи Link 16 для ЗРК Narew и Wisła, а также автомобили Jelcz Żuraw и беспилотные летательные аппараты FlyEye. И это далеко не полный список того, что в ближайшие годы хотят получить польские военные.
Параллельно в Польше идет процесс увеличения численности армии. Если ранее Войско польское насчитывало около 130 тыс. военных, то, согласно озвученным в 2024 году планам, в скором времени данный показатель планируется довести до 300 тыс., из которых 250 тыс. будут контрактниками, а 50 тыс. – территориальной обороной. К настоящему времени Вооруженные силы Польши уже насчитывают около 220 тыс. военнослужащих, что делает ее третьей по численности армией в НАТО после США и Турции.
С другой стороны, польские власти планируют активно развивать собственный военно-промышленный комплекс (ВПК). В частности, в конце августа 2024 года стало известно, что, согласно Национальной программе создания резерва боеприпасов, в стране будет построен завод по производству снарядов калибра 155 мм. Планируется, что если консорциум Polska Amunicja подпишет контракт с Агентством по вооружениям, то поставки боеприпасов могут начаться с 2027 года. Причем, как отмечал ранее президент Польши Анджей Дуда, данное предприятие необходимо для обеспечения боеприпасами не только Польши, но и Украины. Тем самым Варшава фактически признала, что планирует руками Киева воевать с Россией еще не один год и до «последнего украинца».
Немаловажным в политике Польши является и наращивание сотрудничества со своими союзниками по НАТО. Именно на альянс польские политики и военные делают главный акцент в подготовке своего «похода на восток», так как прекрасно понимают, что сделать это в одиночку будет невозможно. Поэтому современная Польша стала постепенно превращаться в огромную военную базу НАТО. Здесь уже располагаются различные натовские полигоны, военно-морские и авиационные базы, комплекс противоракетной обороны США в Редзиково, штаб многонационального армейского корпуса быстрого реагирования «Северо-Восток», а также ведется работа по созданию совместного центра анализа, обучения и подготовки для военных. Помимо этого, Варшава все чаще стала требовать от Вашингтона разместить на польской территории американское ядерное оружие, которое якобы нужно для защиты всего восточного фланга альянса.
Подобные устремления и действия Варшавы, конечно, не могут не настораживать Россию и Белоруссию, где также предпринимают все необходимые меры, чтобы сделать невозможным любую агрессию со стороны Польши. Однако сегодня можно констатировать тот факт, что многое из того, о чем заявляют польские власти, не соответствует действительности и в ряде случае является обыкновенным раздуванием щек.
Действительно, сегодня армия Польши на бумаге является одной из самых больших в НАТО, а объемы нынешних трат Варшавы на военные нужны в размере около 4,7% от ВВП, или порядка $50, уступают лишь США, Германии, Великобритании и Франции. Однако в реальности собственных денег на запланированную модернизацию армии и строительство сопутствующей инфраструктуры у польских властей нет, а милитаризация бюджета уже грозит его рекордным дефицитом в 2025 году в размере около 67 млрд евро. Это уже привело к тому, что заявленные ранее планы по модернизации Войска польского находятся под угрозой срыва. Например, за заказанные у США танки M1 Abrams необходимо выложить не менее $6 млрд, а за южнокорейские РСЗО К239 Chunmoo более $5 млрд, что является лишь незначительной частью всех запланированных трат, покрыть которые Варшава самостоятельно не в состоянии. Причем найти деньги польским властям сегодня крайне непросто.
Можно вспомнить, что ранее Варшава планировала закупить у Южной Кореи самолеты KAI T-50 Golden Eagle за счет кредита, который должен был выдать Сеул. Однако южнокорейские власти, как стало известно в 2023 году, отказались от этой идеи, и поставки оказались под угрозой. Этот факт, как и неясность с закупкой американских F-35, небольшая партия которых появится в Польше не ранее 2026 года, уже вынудили Варшаву скорректировать свои планы, заставив ее даже отказаться от помощи Киеву. Как ранее заявил глава польского Минобороны Владислав Косиняк-Камыш, «мы пожертвовали все, что могли пожертвовать Украине», и в Киеве должны «понимать, что польское государство должно поддерживать свои возможности, и это является приоритетом для меня как министра обороны». Более того, в сентябре 2024 года стало известно, что оплаченные и поставленные из Южной Кореи самолеты, мягко говоря, не соответствуют требованиям Варшавы. Как сообщал заместитель польского министра обороны Цезарий Томчик, Сеул продал Польше 12 «небоеспособных» самолетов FA-50, оружие для которых давно снято с производства, и теперь они могут только летать.
Схожую ситуацию можно наблюдать и в ситуации с модернизацией сухопутных войск. В настоящее время в польской армии, по разным подсчетам, есть только чуть более 400 современных танков, в том числе немецких Leopard2A4 и американских M1A1FEP Abrams. При этом вопрос о поставках новых M1A2SEPv3 Abrams все еще остается в подвешенном состоянии. Остальная техника представлена в Войске польском небольшим количеством оставшихся после «помощи» Киеву советскими танками Т-72 и PT-91, а также пятью десятками полученных от Южной Кореи К2 (сроки поставки оставшихся боевых машин также на сегодня неизвестны). Также Варшава получила только около 20 систем HIMARS и чуть более 20 корейских РСЗО K239 Chunmoo. Причем темпы поставок все еще остаются крайне низкими, а вопрос их дальнейшего финансирования все еще окончательно не решен. Не хватает польским сухопутным войскам и колесных БТР, так как значительная их часть была предана Украине, а производство идет медленно. Последнее связано в том числе с тем, что ВПК Польши на сегодня продолжает оставаться слабым, а средств на его быстрое развитие у Варшавы тоже нет. Зависимость же от иностранных производителей не позволят польским властям рассчитывать на то, что процесс модернизации в обозримом будущем ускорится и выйдет на запланированный ими уровень.
Вместе с тем все вышеперечисленные вопросы вполне могут быть решены за счет финансирования со стороны США и их союзников, для которых важно превратить Польшу в еще один военный инструмент противостояния России. Несмотря на то что данный процесс вряд ли будет быстрым, Войско польское вполне может получить в обозримом будущем в свое распоряжение необходимую для «похода на восток» технику и боеприпасы, особенно если ситуация на Украине продолжит развиваться по неблагоприятному для Запада сценарию. Однако у польской армии есть куда более серьезная проблема – уровень ее боевой подготовки. Об этом свидетельствуют многочисленные инциденты, которые происходят с военнослужащими Польши, в том числе в рамках совместных со странами НАТО учений.
Например, можно вспомнить, что только в марте 2024 года Войско польское во время различных учений потеряло пятерых военнослужащих: они попадали под машины, взрывались на минах, падали с лыж в Татрах и прочее. В мае совершавший тренировочный полет польский истребитель МиГ-29 потерял топливный бак над одним из населенных пунктов, а во время летних учений были зафиксированы многочисленные аварии военной техники и неконтролируемая стрельба. В сентябре двое польских военных даже сумели ранить друг друга при передаче оружия на границе с Белоруссией, а десантники якобы «из-за плохой погоды» вместо Блендовской пустыни приземлились на населенный пункт Хехло, получив травмы и повиснув на линии электропередач.
Помимо этого, множество нареканий есть на работу сил ПВО Польши, которые Киев хочет задействовать в защите своего воздушного пространства. Ярким примером проблем является инцидент, произошедший в ноябре 2022 года, когда украинская ракета совершенно спокойно залетела на польскую территорию, упав в районе села Пшеводув, в результате чего погибли два человека. В конце августа – начале сентября текущего года военные Польши долго искали некий «загадочный» объект, который пролетел 25 км над территорией страны и исчез с радаров в районе Люблинского воеводства. В польском Минобороны сообщали, что сбить «объект» силам ПВО помешала «плохая погода», а позже и вовсе было заявлено, что найти его не удалось и «с очень высокой вероятностью нарушения воздушного пространства Польши 26 августа не было». И это далеко не единственные примеры нынешнего состояния и боевой подготовки Войска польского.
Существующие сегодня проблемы в сфере обороны, а также множество различных инцидентов в армии Польши свидетельствуют о том, что Войско польское на современном этапе вряд ли способно на крупномасштабные действия и тем более на военное столкновение с Россией, чьи вооруженные силы проходят закалку в зоне СВО. Однако это не означает, что в Варшаве не считают возможным проведение ограниченных операций у своих границ, в первую очередь на территории западной Украины и даже Белоруссии. У польских властей по-прежнему сохраняются мысли о возрождении Речи Посполитой «от моря и до моря» в том числе при помощи НАТО и США. Последнее представляется Варшаве тем инструментом, который позволит нивелировать все недостатки современной польской армии. Именно поэтому шанс того, что имперские амбиции властей Польши превысят их политическое благоразумие, подтолкнув к началу нового «похода на восток», сегодня достаточно велик.
Фото: warsawpoint