Бюджет Украины рвётся по всем швам, потому что изначально он предусматривал, что половина доходов будет поступать из зарубежных источников, а точнее от западных стран.
С каждым годом расходы Запада на Украину становятся все больше и больше. Если в 2022 г. для покрытия дефицита украинского бюджета необходимо было получать из-за границы порядка 2 млрд долл. США в месяц, то в 2023-м уже 4 млрд, а в 2024-м – 5 млрд долл. США в месяц.
Только ЕС за период с начала СВО предоставил Украине 118 млрд евро, из которых 43,5 млрд евро потрачено на военные нужны.
Этим летом западные страны договорились поделить шкуру неубитого русского медведя и выделить Украине 50 млрд долл. США грантов (т. е. безвозвратных средств) за счет доходов от замороженных российских активов. Предлагалась простая формула, по которой страны G7 и ЕС взамен переданных Украине грантов ежегодно получали бы проценты по замороженным активам (порядка 3 млрд долл. США в год). Таким образом, ЕС и США должны были выделить Украине по 20 млрд, а Великобритания, Канада и Япония – по 10 млрд долл. США.
Однако для выделения этих средств США потребовали от ЕС гарантию долгосрочной заморозки российских активов, потому что большая их часть находится в европейских (точнее бельгийских) банках. Иначе неоткуда будет получать свои проценты, если активы вдруг разморозят или вернут России (пока же заморозка активов продлевается каждые полгода).
За счет 50 млрд долл. США Украина должна была бы покрыть половину расходов своего бюджета и не напрягаться с дальнейшим возвратом финансирования, как это обычно происходит с деньгами МФВ, когда новые кредиты съедаются необходимостью выплат процентов по ранее полученным кредитам.
Однако такую красивую и удобную для Запада комбинацию развалила Венгрия, которая пока не соглашается на долгосрочную заморозку российских активов. Ну или пытается в очередной раз выторговать себе многомиллиардные преференции в рамках бюджета ЕС.
Поэтому Европейская комиссия решила срочно разработать план выделения Украине кредитов в сумме 20-40 млрд евро (столько, сколько смогут наскрести), выделение которых не потребует согласия всех членов ЕС (читай: обойдет блокировку Венгрии).
Только вот кредитные деньги придется возвращать, да и в отличие от гранта, который Киев может пустить на любые нужды (и немного разворовать), их использование будет жестко регламентировано ЕС. Если часть нового кредита и пойдет на расходы ВСУ, то лишь в виде вооружений, закупленных в тех же европейских странах. Любая же сумма, перечисленная на Украину, должна будет пойти на невоенные расходы (государственный аппарат, образование, медицина и социальная сфера).
Киевская власть это прекрасно понимает, как и то, что денег мало не бывает, и буквально требует от ЕС взять себя на прицеп. Мол, поскольку Украина не сегодня завтра станет членом ЕС, вот и начинайте уже закладывать деньги на наше содержание.
Например, на днях, во время международной конференции «Ялтинская европейская стратегия» (YES) глава МИД Украины Сибига так и заявил: «Политику ЕС нужно выстраивать из парадигмы, что Украина уже его член». И сразу же потребовал планового выделения денег: «В соответствии с процедурой с февраля 2025 года начинается процесс подготовки семилетнего бюджета 2028-2034 гг. Очень важно, чтобы этот бюджет отображал эту философию и логику – логику расширения и членства Украины в ЕС».
Сама же украинская власть никак не хочет дружить с логикой при планировании своего бюджета. Невзирая на то, что с получением западных денег у Украины возникла проблема, Киев собирается принять бюджет на 2025 год с рекордным дефицитом в 19,4% ВВП.
Из общей суммы расходов в почти 4 трлн гривен (порядка 95 млрд долл. США, или 8,7 трлн российских рублей) половину планируется потратить только на Минобороны и МВД, расходы которых возросли на 35% сравнительно с бюджетом 2024 г.
Еще и на выплату иностранных кредитов запланировано более 17% бюджета (16 млрд долл. США). Зато на социальные расходы (пенсии и другие выплаты) заложено около 10%, здравоохранение – 5%, образование и науку – 4% бюджета.
При этом по требованию МВФ рост социальных выплат на Украине будет заморожен до 2027 года, прожиточный минимум составит 2920 гривен (6,4 тыс. рублей), а минимальная зарплата – 8 тыс. гривен (17,6 тыс. рублей).
Кстати, на 2025 г. не планируется никаких расходов на выборы на Украине, а Центральной избирательной комиссии урезали бюджет. Хотя по плану в октябре следующего года должны состоятся выборы в местные органы власти.
Из всех государственных структур больше всего пострадал бюджет министерства по делам ветеранов, который уменьшили более чем вдвое (на 57,3%). Такое впечатление, что увечные украинские военные должны будут обмотаться купленными на бюджетные деньги желто-синими флагами и тихонько ползти на кладбище, где им за счет государства выкопают могилы.
А вот расходы министерство по реинтеграции временно оккупированных территорий значительно вырастут (на 56%). Наверное, будет помогать России лучше обустроить ее новые регионы, да и про Крым не забыть.
В целом для финансирования своих расходов Киеву в 2025 г. требуется получить от Запада как минимум 38 млрд долл. США. Это позволит Зеленскому сохранить свою власть, держать в покорности оставшиеся под контролем украинские регионы и продолжать воевать с Россией.
Понимая, что западных денег может и не быть, Киев начал повышать налоги для оставшегося в стране населения. Тем более что до конца этого года в бюджете страны уже не хватает порядка 12 млрд долл. США.
Украинский парламент с 1 октября 2024 г. планирует повысить военный сбор с зарплат с 1,5% до 5%. Вырастут также налоги для индивидуальных предпринимателей, на прибыль финучреждений (до 25%) и банков (до 50%). Эти меры позволят собрать в бюджет до конца года около 1,4 млрд долл. США.
Откуда же Киеву взять остальные средства? Может быть, прекратить тратить деньги на ВСУ и обстрелы РФ? Конечно, нет, ведь тогда придется ответить за свои преступления.
Киевская власть, как всегда, будет нагло требовать деньги у Запада и продолжать закручивать налоговые гайки для оставшегося в стране населения. Того, которое еще не смогло сбежать с Украины.
В 2019 г. во время инаугурационной речи Зеленский обещал, что сделает все, чтобы украинцы не плакали, и процитировал американского президента Рейгана: «Правительство не решение нашей проблемы, правительство и есть наши проблемы».
Эти слова, как ни странно, оказались пророческими. Киевская власть превратилась в одну большую проблему для народа Украины, которому только и остается плакать, видя, как его обирают и убивают.