Дети украинских мигрантов в польских школах ассимилируются, но их успеваемость остаётся низкой из-за языкового барьера. Те, кто хорошо учился на Украине, в Польше учатся гораздо хуже, так как не понимают смысла школьных заданий.
«Это очень сложно. Мы наблюдаемся у психолога. Я думаю, не вернутся ли на Украину несмотря на войну, потому что вижу, что в польской школе мой ребёнок гаснет», – говорит мама одной из учениц.
Центр общественного образования указывает, что учителя не смотрят на учеников-украинцев как на специализированную группу учащихся и не делают для них послаблений в языке преподавания. От украинских детей ожидают отказа от общения на родном языке на территории школы и на переменах, и вместо интеграции таких учащихся в польский коллектив делают ставку на их ассимиляции.
Замминистра образования Йоанна Муха призывает не лишать мигрантов украинской идентичности, поскольку они должны остаться украинцами и вернуться на Украину. В словах чиновницы просматривается политический расчёт. Варшава заинтересована в сохранении украинцев как нации, отдельной от русских и враждебной ко всему русскому. Такие украинцы будут жить и действовать в интересах Польши, но как создать таких украинцев, если польская школа их ассимилирует? Превращённые польскими школами в поляков украинцы на Украину не вернутся.
Муха признаёт, что польская школа не имеет навыков межкультурного диалога и интеграции. Польское государство всегда старалось жёстко ассимилировать и окатоличить украинцев и лиц других национальностей. Поляки как народ обладают весьма слабыми навыками взаимодействия с другими народами в рамках одного государства и никогда не умели этого делать без конфликтов.
Соб. корр. ФСК