Британия for sale: Стармер в поисках подаяния на Ближнем Востоке

По сути, предложить аравийским монархиям британцам нечего

Британский премьер Стармер отправился по монархиям Залива с протянутой рукой просить Саудовскую Аравию, ОАЭ и Катар спасти британскую экономику, утопающую в безнадежном экономическом кризисе.

После переговоров в Эр-Рияде с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом Стармер заявил журналистам в Эр-Рияде: «На прошлой неделе я представил свой план перемен и ясно дал понять, что экономический рост в Великобритании — моя главная миссия, и я хочу, чтобы люди чувствовали себя лучше, а уровень жизни повысился по всему Соединенному Королевству, во всех его частях. Чтобы это произошло, нам необходимо получать контракты и инвестиции по всему миру, а ОАЭ и Саудовская Аравия являются нашими ключевыми партнерами. Поэтому я утверждаю, что сейчас самое время для дальнейших инвестиций в нашу страну».

Добавив, что недавние сделки с Саудовской Аравией «принесли» Великобритании четыре тысячи рабочих мест, Стармер сказал: «Поэтому я здесь, стимулируя рост с единственной целью — убедиться, что, когда я говорю, что уровень жизни в Великобритании повысится, люди почувствуют себя лучше, и что у нас есть план, как его реализовать и достичь».

Но, по сути, предложить монархиям Залива британцам нечего. Тот же Катар уже скупил приличный кусок британской экономики.

С статье под названием «How Qatar bought up Britain» («Как Катар скупил Британию») британская газета The Guardian пишет, что «эмират и его правящая семья создали империю недвижимости стоимостью 10 млрд фунтов стерлингов».

«Катар и огромный клан аль-Тани, который им правит, сыграли в настоящую игру “Монополия”, скупив трофейные активы, такие как отели на Мейфэр и Парк-лейн, не говоря уже о недвижимости на Пэлл-Мэлл, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит и Вайн-стрит. Призовые покупки включают ультра-элитные отели, такие как Ritz и Claridge’s , международный финансовый центр в Канари-Уорф, не говоря уже о роскошных личных убежищах, включая сельские идиллии и лондонские особняки.

Однако анализ более 4000 прав собственности на землю показывает, что британские интересы Катара и аль-Тани шире и разнообразнее, чем считалось ранее, и включают в себя также непрезентабельные промышленные зоны, скромные приморские отели и таунхаусы в Бутле и Ранкорне», – пишет издание. 

По данным аналитиков инвестиционной компании MSCI Real Assets, Катар является 10-м крупнейшим землевладельцем в Великобритании. Эмират владеет почти 2,1 млн кв. метров недвижимости в Великобритании, что в 1,5 раза больше площади лондонского Гайд-парка.

Отели Ritz, Savoy, Claridge's, Connaught, Berkeley, Churchill и InterContinental Park Lane полностью или частично принадлежат королевской семье Катара или, как в случае с Ritz, зятю нынешнего эмира.

Клан аль-Тани также владеет более чем дюжиной самых больших и роскошных домов в Лондоне стоимостью не менее 1,5 млрд фунтов стерлингов, включая пентхаус стоимостью 100 млн фунтов стерлингов в комплексе One Hyde Park в Найтсбридже и Forbes House, шестиэтажный особняк в георгианском стиле в Белгравии.

В престижном лондонском квартале Мейфэре находится район, известный как Маленькая Доха, в честь столицы эмирата, из-за концентрации здесь домов и офисов стоимостью в несколько миллионов фунтов стерлингов, принадлежащих катарцам.

Одним из самых знаменитых владений Катара является Дадли-хаус на Парк-лейн, дворец площадью четыре тысячи квадратных метров, по сравнению с которым Букингемский дворец, по словам королевы Елизаветы II, выглядит «довольно скучным».

Он был приобретен в 2006 году через компанию Bristol Isles Ltd, базирующуюся на Багамах, и отреставрирован под пристальным вниманием ее жителя Хамада бин Абдуллы аль-Тани, двоюродного брата эмира.

Утечка документов Pandora Papers, которой Международный консорциум журналистов-расследователей поделился с The Guardian в 2021 году, показала, что шейха Моза бинт Насер, мать нынешнего эмира и жена HBK, купила два самых дорогих объекта недвижимости в Лондоне на Корнуолл-Террас на севере Лондона за 120 миллионов фунтов стерлингов в 2013 году.

Флагманская недвижимость правящего клана Катара – One Canada Square, «третье по высоте здание в Великобритании и символ британских высоких финансов».

Некоторые катарские инвестиции в Великобритании не столь масштабны, особенно те, которыми владеют малоизвестные члены разросшегося клана Аль-Тани. Более 20 объектов недвижимости принадлежат компании Earth Creation, которую контролирует 30-летний Хамад Сауд аль-Тани.

Записи земельного кадастра свидетельствуют о том, что портфель недвижимости Хамада Сауда в Великобритании включает дома, купленные в Ранкорне, Эклсе, Бутле и Ливерпуле всего за 65 000 фунтов стерлингов.

Компания Earth Creation зарегистрирована по адресу в лондонском районе Ковент-Гарден, где также располагается компания Messery Limited, принадлежащая другому члену семьи, Хамаду Насеру аль-Тани.

Эта компания владеет недвижимостью в промышленных зонах и бизнес-парках в Суиндоне, Рочдейле, Ноттингеме и Уигане.

А в Борнмуте некий Абдулла Касим аль-Тани владеет девятью объектами недвижимости, включая полдюжины отелей. Вместе они, как показывают документы Земельного кадастра, стоят одну двадцать пятую от стоимости Ritz.

Всего у Катара более 40 млрд фунтов стерлингов британских активов, включая доли в Barclays bank, во второй по величине британской розничной сети Sainsbury's, аэропорту Heathrow и British Airways. 

Что касается Саудовской Аравии, то ей британцы пытаются впарить (другого слова не подберешь) участие в проекте разработки истребителя шестого поколения Tempest, «что может дать Великобритании шанс облегчить финансовое бремя разработки самолета», пишет канадский военный портал Shepard Media. 

Tempest британцы разрабатывают вместе с Японией и Италией. Давно и безуспешно. Сроки сдвигаются вправо, стоимость программы достигла уже $12 млрд.

Перспектив у Tempest нет никаких от слова совсем, ведь даже США провалили, как мы писали, разработку своего истребителя шестого поколения.

Судя по тому, что по итогам встречи Стармера с Мухаммедом бин Салманом о проекте Tempest не было сказано ни слова, саудиты ситуацию оценили вполне грамотно. 

Но Стармеру деваться некуда, ему ничего не остается, как попрошайничать, ведь дефицит британского бюджета достиг 120 миллиардов фунтов. Госдолг Британии впервые за 70 лет превысил 100% от ВВП. На его обслуживание тратится в два раза больше, чем на военные расходы. Поэтому британская армия и съёжилась до неприличия.

Великобритания исторически отстает от других развитых стран по государственным и частным инвестициям в экономику. Однако с 2010 года Великобритания отстала еще больше из-за воздействия мер жесткой экономии, неопределенности по поводу Брексита и политической драмы пяти премьер-министров за восемь лет, пишет The Guardian. 

По оценкам Института исследований государственной политики (IPPR), недостаточные инвестиции правительства и бизнеса на сумму более полутриллиона фунтов за последние десятилетия привели к тому, что британская экономика оказалась в ловушке «обреченной петли» (doom loop) роста.

Наиболее заметно это проявляется «в разрушающихся школах, больницах и инфраструктуре». Подчеркивая серьёзный дефицит государственных и частных инвестиций, продолжавшийся несколько десятилетий, исследование IPPR показало, что с 2005 года Великобритания занимает место ниже среднего показателя G7 по расходам на инфраструктуру, исследования и разработки, повышение квалификации и обучение.

В докладе IPPR утверждается, что «отсутствие инвестиций является основной причиной слабого роста производительности труда – ключевого фактора экономического роста».

Инвестиции в бизнес в Великобритании ниже, чем в любой другой стране G7, и она занимает 27-е место из 30 стран ОЭСР, опережая только Польшу, Люксембург и Грецию.

В ОАЭ британскому премьеру вряд ли что обломится. Эмираты хотят, по мнению Даунинг-стрит, слишком многого.

Так, в Абу-Даби пожелали купить обанкротившуюся газету The Telegraph, но это вызвало настоящую панику в Лондоне. Более 100 членов британского парламента подписали письмо против покупки The Telegraph инвестиционным фондом RedBird IMI, поддерживаемым правительством ОАЭ. 

Покупку медийного рупора консерваторов за 1,2 миллиарда фунтов стерлингов поддержал вице-президент ОАЭ шейх Мансур бин Заид Аль Нахайян, но получил от ворот поворот. 

Как сообщило агентство Reuters, в ответ на поправки в законодательство Великобритании, дающие парламенту накладывать вето на покупку британских газет иностранцами, компания RedBird IMI заявила, что крайне разочарована.

Затем Британия потребовала от ОАЭ продать их долю в британском мобильном операторе Vodafone, так как это угрожает национальной безопасности. Это не добавило доверия к бедным, но гордым бриттам со стороны осторожных арабских инвесторов, нежелающих внезапно лишиться своих активов в Соединенном Королевстве.

Впрочем, может Стармеру и повезет продать еще один кусок некогда великой Британии монархам Залива. Судя по его отчаянной риторике, он готов продать богатым арабским шейхам все подчистую. 

Вопрос лишь в том, кто кого опередит в скупке Британии – BlackRock, с главой которого Стармер, как мы писали, недавно встречался, или арабские шейхи.

Другие материалы