Такого неприятного инцидента в практике мирового судоходства, наверное, еще не было. На уходящей неделе судно под норвежским флагом Oslo Carrier 3, как сообщалось, отказалось прийти на спасение российских моряков с тонущего в Средиземном море судна Ursa Mayor. Это является не только грубейшим нарушением статьи 10 Международной конвенции о спасании от 1989 года, но и наглядным примером бесчеловечности.
Напомним, что Ursa Major отплыло 11 декабря из Санкт-Петербурга и направлялось во Владивосток, куда должно было прибыть 22 января. «Проходящий через этот район корабль, – пишет испанское издание CNN, – заснял непроверенную видеозапись, на которой видно, как судно кренится на правый борт, а его нос гораздо глубже затонул, чем обычно. Конечный владелец судна "Оборонлогистика" заявила, что судно, которое по данным ЛСЭГ называлось "Спарта III", перевозило специализированные портовые краны, которые должны были быть установлены во Владивостокском порту, а также детали для новых ледоколов. На непроверенной видеозаписи можно увидеть два гигантских крана, пришвартованных к палубе. Данные отслеживания судов LSEG показывают, что судно вышло из российского порта Санкт-Петербург 11 декабря и в последний раз его видели посылающим сигнал в 17:04 по восточному времени США в этот понедельник между Алжиром и Испанией».
Как сообщают СМИ, в этот момент на его борту произошел поначалу непонятный инцидент, что, как потом выяснилось, оказался взрывом, после чего судно стало стремительно тонуть. Его капитан подал сигнал бедствия, однако находившееся поблизости судно Oslo Carrier 3 помощь не оказало. Оно отказалось взять на борт российских моряков со спасательной шлюпки, а удалилось, сославшись на некий «запрет». Находившихся на борту Ursa Major 14 российских моряков спасло позднее испанское судно, однако двое членов его экипажа пропали без вести.
Ursa Major – универсальный сухогруз, находившийся в эксплуатации у «дочки» российской оборонной компании «Оборонлогистика». Это ее самое большое судно, позволяющее перевозить грузы весом до 1200 т. «Оборонлогистика» входит в структуру военно-строительного комплекса Минобороны России, занимается обеспечением потребностей военного ведомства по транспортировке, хранению и производству продукции военного и специального назначения.
Поведение интернационального экипажа судна под норвежским флагом вызвало в России бурю возмущения. Отказ оказать помощь членам экипажа российского корабля Ursa Major, затонувшего в Средиземном море, показал их человеческую подлость, заявил Ленте.ру первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
Отказ моряков принять экипаж Ursa Major может грозить им международным судом, заявил глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов. По его словам, которые приводит РИА «Новости», их действия являются не только нарушением международной конвенции, но и нарушением общепринятых общечеловеческих норм и правил. Ещё более жестко отреагировал на случившееся заместитель председателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев.
В свою очередь, базирующаяся в Осло компания Bulkship Management AS, которой принадлежит Oslo Carrier 3, рассказала, что её моряки не стали брать на борт команду с терпевшего бедствие в Средиземном море российского судна Ursa Major, потому что к ней направлялись испанские спасатели:
«Испанский центр координации спасательных операций на море отдал распоряжение нашему капитану не подбирать экипаж судна, которое терпело бедствие, потому что их спасательное судно уже было в пути. Тем временем моряки в спасательной шлюпке были пришвартованы к нашему судну вплоть до прибытия другого спасательного судна. Погода была хорошей, никто из моряков в шлюпке не пострадал, непосредственной угрозы для них не было».
Так или иначе, «страны НАТО и Украина могут быть причастны к предполагаемому теракту на российское грузовое судно Ursa Major, произошедшему 23 декабря в международных водах Средиземного моря», пишет итальянский информационный портал Antidiplomatico.
«Владелец сухогруза, компания "Оборонлогистика", – пишет издание, – сообщил в четверг, что после трёх последовательных взрывов на правом борту кормы Ursa Major экипаж обнаружил трещину над ватерлинией размером примерно 50 на 50 сантиметров, края которой были обращены внутрь».
Издание ссылается при этом на заявление, которое сделал на этот счет член комитета по обороне Госдумы РФ Андрей Колесник. «Есть много стран, которым это выгодно, практически все НАТО и Украина, – заявил депутат в интервью RT. – Они показывают нам, что нас можно атаковать где угодно».
По словам Колесника, есть «все признаки хорошо подготовленного теракта». «Понятно, что взорвалась магнитная мина или вакуумная мина, в нее был ввинчен заряд размером 50 на 50 сантиметров. Этот тип заряда присутствует на вооружении практически всех армий мира, – пояснил он. – Совпадений много: все сделано очень глубоко, куда нельзя сразу добраться и осмотреть».
Военный эксперт Алексей Леонков в интервью «Царьграду» в свою очередь заявил, что спецподразделения, способные осуществить подобную диверсию, есть у норвежцев, американцев и англичан.
Последние преуспели в развитии такого направления, как морские беспилотные катера-«камикадзе». В частности, эти средства активно используются противником в акватории Чёрного моря, причём под патронажем британских специалистов.
«И наконец, самая важная деталь. Русское судно отошло на некоторое расстояние от британской военной базы в Гибралтаре. Достаточное, чтобы отвести подозрения, но также достаточное, чтобы нанести удар с помощью БЭК, добавляет политолог Вадим Сипров. Почерк, кстати, тоже английский; кроме регулярных ударов на Чёрном море в ходе нынешнего пика противостояния с Великобританией стоит упомянуть, к примеру, о внезапной атаке английских торпедных катеров на корабли Балтийского флота в Кронштадте в августе 1919 года, – подчеркнул эксперт.
Украинский ТГ-канал «Легитимный», в свою очередь, пишет, что русский грузовой корабль затопили ГУР Украины по указанию британцев. Последние навели на цель, дали «весь маршрут» и даже помогали перетащить и собрать «игрушки» для нанесения удара. Кстати, почерк британцев узнаваем. Их специализация известна по всему XX веку – взрывы на морских судах. Тренд эскалации и диверсий против России в преддверии переговоров с Трампом – тоже.