Человек бегущий: мир, который нас всё же поймал

Об удручающей актуальности давнего фильма Пола Глейзера

В начале будет небольшая преамбула. Этот текст я хотел написать давно. Но всё никак не получалось. Так бывает. Однако, что ни делается, то к лучшем. Так говорят. И, вероятно, есть своя логика в том, что данный текст выходит на рубеже 2024 и 2025 годов, когда многое обнуляется и начинается по-новому. 

Летом я посмотрел, а точнее – пересмотрел, классическую ленту Пола Глейзера «Бегущий человек». Нашему – или, как говорили гнусавыми голосами раньше, отечественному – зрителю она известна в первую очередь тем, что в картине этой снялся Арнольд Шварценеггер, когда-то имевший в нашей стране культовый статус. Железный Арни, определённо, был очень хорош. Сам же Глейзер, не только режиссёр, но и актёр, продюсер, ничего путного так и не снял. 

Впрочем, и «Бегущий человек» – с точки зрения эстетики, режиссёрской работы, в общем-то, весьма среднее кино, по нынешним временам если чем и берущее, то исключительно ностальгией. Она же, как говаривал Морфеус, есть лучшее средство от тоски и одиночества. Однако идея, представленная в фильме, весьма хороша. Но ещё лучше, глубже и чётче, она подана в оригинале, по которому и снята картина – в одноимённом романе Стивена Кинга. Текст, как это часто бывает, сильнее. 

Он трагичнее, гуще, от него веет экзистенциальным отчаянием и социальным бунтом. В романе (Кинг издал его под псевдонимом Ричард Бахман) главный герой Бен Ричардс сам принимает решение участвовать в шоу «Бегущий человек». Его не ловят, оклеветав, как в фильме. Общество в романе показано куда более разделённым и больным, воздух заражён. Никакого сопротивления толком нет. В фильме мы видим боевик с почти обязательным для тех времён хэппи-эндом (Шварценеггер целует шикарную Марию Алонсо), Кинг же показывает по сути приговорённое общество. 

А вот само шоу «Бегущий человек» – и в фильме, и в книге плюс-минус одно. За участником, у которого как бы есть гипотетический шанс выжить, следуют по раскалённым пятам «охотники» - элитные киллеры на службе у медиабоссов и правительства. В фильме Глейзера они показаны фактурно и ярко – у каждого из них свой образ. «Шаровая молния» поджаривает жертв из огнемёта, «Бензопила» разрезает их соответственно бензопилой, а «Динамо» поёт арии и стреляет из электрической пушки. 

Кто эти персонажи? Безусловно, ролевые модели преследователей, являющихся цепными псами системы. Более того, каждый из них представляет не только то или иное политическое течение, но и страны. В определённой мере это шовинистический и в чём-то даже фашистский фильм, но под фашизмом здесь необходимо понимать не гитлеризм, а подавление как таковое; подавление, замешанное на презрении. К слову, режиссёр «Конана», в котором также снимался Шварценеггер, Джон Милиус (он ещё написал сценарий для «Апокалипсиса сегодня») был протофашистом. 

Однако самое прекрасное и ужасающее в ленте «Бегущий человек» – это то, как зрители изначально готовы верить в то, что участник шоу – преступник и мерзавец, а, следовательно, его надо уничтожить: разрезать бензопилой или снести голову смертельной шайбой. Толпа не просто кричит «распни, распни!», но требует, чтобы этот карающий акт происходил эффектно и красиво. Им нравится кровь, им нравится то, как обставлено насилие. В конце концов, им нравится, и это главное, как совершается акт возмездия. 

Чем вам не прекрасная аллюзия на общество, которое давит и раздавливает человека? На членов этого общества (опять же намеренно использую штамп), которые хотят якобы справедливости и которые наблюдают за кровопролитиями, точно за футбольным матчем? В таком мире война превращается в соревнование, а стороны – в команды; можно выбрать понравившуюся и за неё болеть. Целые города и страны могут гибнуть лишь потому, что кому-то нужен хороший рейтинг. Помните, как в «Плутовстве» с Хоффманом и де Ниро? «А давайте устроим войну с Албанией…» 

Только тут война устраивается по-настоящему. Через годы после выхода ленты «Бегущий человек» США вторгнется на Ближний Восток. Колин Пауэлл станет потрясать пробиркой, заявляя, что у Саддама Хуссейна есть оружие массового поражения. Уссама Бен Ладен будет объявлен злодеем, направившим самолёты на здания башен-близнецов, хотя расследования укажут на совсем других организаторов. Важен не casus belli – первичны рейтинги и антураж. И даже смерть здесь – лишь часть эфира. Вспомните, что в «Бегущем человеке» поражение и гибель Бена Ричардса были смоделированы компьютерной программой. 

Но дело тут даже не политике, а в экзистенции бытия. Мы находимся в постоянном бегстве – от проблем, системы, самих себя. Мы преследуемы и несвободны. Система тотального контроля, выстроенная на цифровой экономике, слежке, банковской диктатуре и тому подобных вещах, подавляет нас. Воздух, действительно, загрязнён, а общество разделено. И главное – реальное положение дел скрывает, точно маскировочная пелена, картинка, сгенерированная подобием Матрицы. Реальности нет. Есть попытка сбежать от неё.

Илон Маск ошарашил (?) нас тем, что интегрировал мозг в чип человека. В костюме Бена Ричардса был установлен передатчик. Фокус в том, что в нас он находится тоже. И я сейчас не о конспирологических теориях касательно вакцинации и тому подобных вещах – я о том, что мы отдаёмся слежке добровольно, когда проходим идентификацию на айфоне или отдаём «команды» «Алисе». В романе Кинга, напоминаю, герой попал в шоу по своей воле – он всего лишь хотел прокормить семью. И в данном смысле сегодня самые свободные люди в мире – 600 миллионов жителей Африки, у которых нет банковских карт и паспортов. «Мир ловил меня, но не поймал», - написано на могиле Григория Сковороды. Нас он всё же сцапал.

Бегущий человек – это мы с вами. Продюсер и ведущий «Бегущего человека» Киллиан (его, кстати, отлично играет, на мой взгляд, недооценённый Ричард Доусон) – очеловеченный агент Большого Брата. Само шоу – аллюзия на капиталистическую западную модель, которая инкорпорируется в страны и общества по всему миру. И мы бежим, и мы пытаемся выжить, чтобы получить свой билет на райские острова. Вот только в реальности «победителей» этого шоу, как сообщает «Шаровая молния» Бену Ричардсу, нет: погибли, а их счастье смоделировала компьютерная программа. 

Мораль проста. Победа невозможна, пока существует само шоу, пока действует и подавляет сама Система. К слову, финал романа «Бегущий человек» отсылает нас в будущее. Бен Ричардс, захватив самолёт, направляет его, тараня, небоскрёб, где находится центральный офис шоу. Лишь тогда она прекращается. Где-то мы это видели. Шоу не должно продолжаться – так? Но оно продолжилось, чтобы перерасти в ещё большее подавление. Полагаю, в конце изматывающего 2024-го это ощущается и понимается на клеточном уровне. Но мы всё равно обязаны искать свой отряд сопротивления. 

Оцените статью
4.8
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы