Неисправные двигатели британской компании Rolls-Royce ставят под сомнение перспективы компании Airbus

Кризис авиационной индустрии Запада набирает обороты

Неисправные двигатели британской компании Rolls-Royce ставят под сомнение перспективы компании Airbus

Малайзийская авиакомпания MALAYSIA Airlines приостановила полеты своего нового самолета Airbus A330neo сразу же после его первого полета из-за технических проблем, сообщает сингапурская газета The Business Times. 

«Основная причина кроется на заводе, и это влияет на репутацию и бренд Malaysia Airlines, – заявил генеральный директор Ицхам Исмаил. – Безопасность превыше всего. Я не буду ничем рисковать ради безопасности». Он также сказал, что технические неисправности нового самолета «неприемлемы», добавив: «Для меня это позорно».

«Нам нужно, чтобы Airbus и Rolls-Royce расследовали первопричину этих проблем на совершенно новом самолете», – также сказал Ицхам Исмаил.

В конце ноября Malaysia Airlines торжественно встретила поставку первого из 20 заказанных самолётов A330neo. Авиакомпания получила лайнер спустя более трех месяцев задержек, а всего три дня назад в Куалу-Лумпуре состоялась торжественная церемония приемки самолёта.

Россия узнала о проблемах с двигателями Airbus neo, как только заказчики начали отказываться от самолетов, однако это не окажет значительного влияния на авиаперевозки в РФ. Об этом сообщил журналистам министр транспорта РФ Роман Старовойт в кулуарах выставки «Транспорт России»: «Мы это знали заранее. Стало понятно, что двигатели Airbus начали устанавливать недоработанные, когда появились у них отказы».

Неисправные двигатели британской компании Rolls-Royce ставят под сомнение перспективы крупнейшего западного авиаперевозчика – европейской компании Airbus. 

В начале сентября 2024 года авиакомпания Cathay Pacific (Гонконг) объявила, что обнаружила отказ компонента двигателя Rolls-Royce в 15 своих самолетах Airbus A350. Лайнер Airbus A350 используют авиакомпании Qatar Airways, British Airways, Japanese Airlines и Virgin Atlantic. 

Неисправность двигателя Trent XWB-97 была впервые обнаружена на рейсе из Гонконга в Цюрих. После обнаружения неисправности самолет развернулся и благополучно вернулся в Гонконг. Проблемы с двигателем заставили авиакомпанию «приземлить» свой флот из 48 самолетов A350 для проверки на наличие тех же проблем с двигателем в других самолетах. У 15 из них были обнаружены те же дефекты.

«Несмотря на давнюю историю сотрудничества Rolls-Royce с Boeing и Airbus, компания подвергалась критике из-за предыдущих отказов двигателей. В 2010 году один из двигателей, поставленных для Qatar Airbus A380, загорелся во время полета. В 2019 году Rolls Royce понесла убытки в размере одного миллиарда долларов из-за ремонта двигателя Trent 1000... Власти Гонконга начали расследование сразу после приостановки полетов самолетов. Ранее двигатели Trent 1000 обошлись компании в более чем 2,5 миллиарда долларов на устранение проблем с их отказами», – пишет испанский портал EcoNews. 

У европейского авиагиганта Airbus Group проблемы не только с бракованными британскими двигателями. В прошлом году компания столкнулась с острой нехваткой самых различных запчастей и нехваткой рабочей силы, сообщает Reuters. 

По данным агентства, поставки задерживаются на месяцы, из-за чего откладывается сборка десятков самолётов. Отдельные поставки, которые уже отстают от графика в среднем на 1,5 месяца, могут быть отложены ещё на более долгий срок. В цепочке поставок от смежных предприятий значится до 80% комплектующих самолётов Airbus, с глубиной поставок не менее девяти уровней.

Сроки изготовления некоторых дефицитных деталей, таких как высокопрочные алюминиевые поковки, выросли более чем вдвое и составляют целых два года. Перебои с поставками кресел также остаются нерешенной проблемой, особенно для широкофюзеляжных самолётов.

Как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники внутри концерна, Airbus не смог выполнить план по поставкам «около 770» самолётов в 2024 году. Чтобы достичь цели, концерн должен был  поставить около 127 самолётов в декабре 2024 года. Однако, по данным инсайдеров, Airbus в декабре поставил только «почти 120» самолётов. 

В июне 2024 года Airbus снизил свою первоначальную цель по поставкам на год с 800 самолётов до «около 770», ссылаясь на нехватку двигателей и других ключевых компонентов.

Заокеанский конкурент Airbus, американский концерн Boeing испытывает не только трудности с поставками комплектующих, но и погряз, как мы писали, в непрекращающихся катастрофах и скандалах.  

По состоянию на 9 января 2021 года в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 215 самолётов Boeing 737. Всего в этих происшествиях погибли 5634 человека. Крупнейшей катастрофой считается крушение рейса JT-610 (погибло 189 человек) 29 октября 2018 года возле Джакарты из-за ошибочных данных системы предупреждения сваливания MCAS.

29 октября 2018 года вскоре после взлета упал лайнер Boeing 737 Max индонезийской Lion Air, а 10 марта 2019 года при схожих обстоятельствах разбился самолет Ethiopian Airlines. Катастрофы унесли жизни 336 человек, из находившихся на борту не выжил никто.

Случившийся в январе 2024 года почти катастрофический инцидент, связанный с разрывом панели в воздухе на самолете Boeing 737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines заставил Федеральное управление гражданской авиации (FAA) ограничить ежемесячный объем производства Boeing 38 самолетами до тех пор, пока не будет обеспечен надлежащий контроль качества.

Туристический портал eTurboNews опубликовал аналитику в связи с серьёзным кризисом двух ведущих в мире производителей авиалайнеров. Среди проблем, обрушившихся на Airbus и Boeing, ключевыми являются задержки в поставках комплектующих, нехватка квалифицированных инженеров и техников и участившиеся авиакатастрофы. 

На самом деле, проблемы у двух ведущих западных авиапроизводителей только начинаются.

Сейчас в Boeing развернули программу «оптимизации» и массовых увольнений. 

Увольняются не только менеджеры, но и квалифицированные инженеры и техники, так как у компании нет денег на их высокие зарплаты и социальные гарантии.

10% сотрудников Boeing уже уволено, включая 400 инженеров, причем многие уходят сами. Инженеры массово переходят в SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джефа Безоса создавать космические корабли и забыть как кошмарный сон самолеты-убийцы Boeing. 

Старшее поколение инженеров уходит на пенсию. Их опыт и компетенции никем не восполняются, так что с качеством сборки и проектирования самолётов у Boeing всё будет только хуже. Вряд ли даже поможет запоздалый отказ от расово-гендерных квот при найме персонала.

Даже на военных контрактах Boeing умудряется нести большие убытки. В Вашингтоне уже поставили вопрос о разделе корпорации – иначе остановить коллапс Boeing не получится.

Что касается Airbus, то проблемы европейского аэрокосмического гиганта во многом вызваны критической зависимостью от поставщиков. Если задержки в поставках комплектующих влияют на число заказов и снижают прибыль, то неспособность британской компании  Rolls-Royce справиться с отказами двигателей для лайнеров Airbus ставит под сомнение перспективы выживания европейского авиапроизводителя.

Не стоит сбрасывать со счетов и инициированную Вашингтоном деиндустриализацию европейской промышленности, которая не обошла и авиаиндустрию Старого Света.

Конечно, человечество не перестанет летать на пассажирских авиалайнерах. Но оно может отказаться летать на самолетах Airbus и Boeing.

Это дает хороший шанс их конкурентам, в том числе и российским.

Другие материалы