Белорусские католики проживают преимущественно на западе страны

Белорусская католическая церковь между Польшей и Ватиканом

Относительно «мягкая» политика Ватикана расходится с конфронтационным курсом Варшавы

В Белоруссии к 11 годам тюрьмы приговорен ксендз костела города Воложин Генрих Околотович. Подробности дела не разглашаются, но известно, что его осудили по статье о госизмене. Вместе с ним задержан один из прихожан храма. 

Польские СМИ развернули кампанию поддержки Околотовича и огульно обвинили белорусские власти в репрессиях против католиков.

Польша традиционно использует католический фактор в своих интересах в Белоруссии: местные католики рассматриваются западным соседом как естественный проводник польских интересов. Вместе с тем интересы Польши и Ватикана в Белоруссии совпадают далеко не всегда.

Откуда взялись католики в Белоруссии?

Из трех восточнославянских государств Белоруссия имеет наиболее заметное католическое присутствие. По разным оценкам, католики составляют 6-10% населения республики, а главные католические праздники (Рождество, Пасха) отмечаются на государственном уровне наравне с православными.

Основным ареалом компактного проживания белорусских католиков являются север Гродненской области, запад Витебской и северо-запад Минской областей. В ряде районов Гродненской области католическое население составляет абсолютное большинство – до 80%. В Гродно католики составляют примерно половину населения. Компактные общины католиков есть и в других регионах страны, в том числе в Минске, который является главным центром притяжения для всего населения.

Откуда в Белоруссии взялась крупная католическая община? По своему этногенезу католики, проживающие на северо-западе современной Белоруссии, вероятнее всего, являются потомками этнических балтов, которые были обращены в католицизм при крещении Литвы великим князем Ягайло. По условиям Кревской унии (1385 г.), результатом которой стал династический союз Польши с Литвой, сам Ягайло должен был принять католицизм и крестить всю свою страну, остававшуюся последним островком язычества в Европе.

Очевидно, в те времена граница восточных славян и балтов, а значит, Руси и Литвы, пролегала существенно восточнее и южнее, чем современная литовско-белорусская граница. Условной границей этносов и конфессий можно считать реку Неман, а также большой лесной массив – Налибокскую пущу, расположенную в окрестностях этой реки. Весьма четкая граница конфессий в этом регионе заметна до сих пор.

Однако постепенно шел процесс славянизации литовского населения, которое переходило на восточнославянские (белорусские) диалекты. Одновременно через католическую церковь шло все усиливающееся польское влияние, сказывавшееся как на бытовой культуре, так и на языке и самосознании.

К 18 веку Литва начинает восприниматься как скорее исторический и этнографический регион Польши. Именно в таком качестве Литву воспел в своем творчестве Адам Мицкевич, уроженец Новогрудка – города, расположенного как раз на историческом стыке этносов и конфессий. 

Языковая славяно-балтская граница при этом отодвинулась далеко на северо-запад.

О балтском прошлом на северо-западе современной Белоруссии напоминает топонимика и широкое распространение фамилий, славянизированных по форме, но сохраняющих балтские корни.

Католическая община в Белоруссии также пополнялась за счет прозелитизма среди православного населения. В католицизм перешла практически вся западнорусская шляхта Великого княжества Литовского. После Брестской церковной унии католическая церковь стремилась максимально приблизить униатскую обрядовость к католической, а католическое духовенство активно занималось обращением униатов в латинский обряд.

Таким образом, католическая община в Белоруссии имеет достаточно сложный этнический и историко-культурный генезис.

Католик = поляк?

Исторически католицизм на землях Белоруссии и Литвы ассоциировался с польским влиянием и становился инструментом полонизации. Христианские конфессии здесь имели выраженную этническую атрибуцию: католицизм – «польская вера», православие и уния – «русская вера».

Однако в конце 19 века именно в католической среде зарождается белорусское движение, которое противопоставило себя как России, так и Польше. Основной аргумент здесь был языковой – белорусские католики говорили в быту не на литературном польском, а на сильно полонизированных белорусских диалектах.

Тем не менее традиционное польское сознание в католической среде Белоруссии оказалось весьма сильным. В Гродненской области поляки – вторая по численности этническая группа. Понятно, что это не переселенцы из Польши, а местные уроженцы, предки которых жили здесь веками. Кроме того, можно предполагать, что многие белорусские католики имеют «плавающую» белорусско-польскую идентичность, которая может колебаться в зависимости от политической конъюнктуры.

Белоруссия является лидером по количеству выданных карт поляка, существенно опережая по этим показателям Украину и Литву.

Что касается католической церкви в Белоруссии, то здесь, очевидно, существует скрытый раскол между «белорусским» и «польским» крылом.

С одной стороны, католицизм в Белоруссии пытается играть роль наиболее «национально ориентированной» конфессии. Службы во многих костелах и вся сопутствующая информация даются на белорусском языке.

С другой стороны, во многих храмах, в том числе в кафедральном (фарном) костеле в Гродно, сохраняются службы на польском языке. В ряде храмов польские и белорусские службы могут чередоваться.

Значительная часть католического духовенства присылается из Польши и является выпускниками польских семинарий, хотя белорусское государство пытается этому противодействовать и увеличивать долю белорусских уроженцев, прошедших подготовку в Белоруссии.

Ватикан ведёт свою игру

Что касается Ватикана, то он занимает весьма гибкую позицию и старается не следовать в русле польской внешней политики. Ватикану удалось выстроить конструктивные, если не сказать дружеские отношения с белорусским государством.

А. Лукашенко дважды посещал Ватикан с государственным визитом, что по-своему беспрецедентно, учитывая, что в западных столицах белорусский лидер никогда не был желанным гостем.

Во время событий 2020 г. Ватикан легко согласился на отстранение митрополита Тадеуша Кондусевича, поддержавшего попытку цветного переворота, и согласовал в качестве главы белорусских католиков устраивающую официальный Минск фигуру.

В 2025 году Белоруссия собирается открыть в Ватикане собственное посольство. Происходит это на фоне общего дипломатического кризиса в отношениях с Западом.

Очевидно, Ватикан ведет в Белоруссии свою игру и занял здесь нишу основного посредника между официальным Минском и коллективным Западом.

Это позволяет католической церкви в Белоруссии вполне комфортно существовать и вести миссионерскую деятельность, не вступая в конфликт с властями.

«Мягкая» политика Ватикана в отношении Белоруссии расходится с конфронтационным курсом Польши, которая также пытается задействовать католический фактор и традиционные историко-культурные связи. 

Польское лобби в Ватикане значительно ослабло после смерти Иоанна Павла II. Однако это не значит, что Польша откажется от своих геополитических амбиций и перестанет использовать костел в качестве инструмента своего влияния в Белоруссии.

Другие материалы