Новый Ближний Восток: столкнутся ли Израиль и Турция в борьбе за сирийское наследство?

Без американской военной помощи и без ставки на курдов адептам «Великого Израиля» никак не обойтись

Недавний доклад Якова Нагеля, подготовленный с ведома и при непосредственном участии кабинета министров Биньямина Нетаньяху, привлёк внимание к перспективам турецко-израильского противостояния в процессе разграничения сфер влияния и непосредственного территориального контроля в «постасадовской» Сирии. 

В документе, нацеленном на разработку стратегических планов на ближайшие десять лет, высказывается предположение о том, что «Израилю следует готовиться к потенциальной войне с Турцией». Комитет, сформированный в августе 2024 года во главе с бывшим главой Совета национальной безопасности, соратником главы правительства Я. Нагелем с участием чиновников правительства, министерств финансов, обороны и ряда других ведомств, 6 января 2025 г. представил отчёт премьер-министру Биньямину Нетаньяху, министру обороны Исраэлю Кацу и министру финансов Бецалелю Смотричу. Через короткое время глава военного ведомства провёл «специальное совещание по вопросам безопасности» по поводу Турции, сообщила газета Jerusalem Post, одно из наиболее влиятельных изданий Израиля. На встрече присутствовали министр иностранных дел Гидеон Саар и начальник Генерального штаба ЦАХАЛ Герци Халеви, а также высокопоставленные представители оборонного ведомства Государства Израиль.

Стремление Турции восстановить своё влияние времен Османской империи может привести к усилению напряженности в отношениях с Израилем и, возможно, перерасти в прямой конфликт, говорится в докладе. Имеются риски формирования сирийскими группировками союза с Анкарой, что создаст новую серьёзную угрозу безопасности Израиля, которая может стать «даже более опасной, чем иранская угроза».

Как ожидается, Нетаньяху проведёт встречу по Турции в ближайшие дни. По данным источников Jerusalem Post, будет анализироваться вопрос турецкого влияния в регионе и те вызовы, которые оно может нести для Израиля и его интересов. По данным издания, некоторые чиновники обеспокоены тем, что, как упомянуто выше, несмотря на уход проиранских сил из Сирии, вероятная «суннитская» ось Анкара – Дамаск станет угрозой для Израиля в будущем, а турецкие военные сотрудничают с «террористическими организациями».

«Специальное совещание по вопросам безопасности» по поводу Турции свидетельствует о большом внимании, уделяемом израильскими официальными лицами вероятной «новой роли» Турции в Сирии. Особо примечательно, что встреча состоится после доклада Я. Нагеля, указывающего на необходимость подготовки к войне с Турцией. В 20-страничном секретном документе, полный текст которого не публикуется, говорится о том, что Израиль должен быть готов к «прямому конфликту с Турцией».

Ознакомившийся с докладом Нетаньяху, прямо не упоминая Турцию, сказал: «Мы являемся свидетелями радикальных перемен на Ближнем Востоке. Иран уже давно является нашей самой большой угрозой, но на арену выходят новые силы, и мы должны быть готовы к неожиданным вызовам и новым угрозам. Этот доклад предлагает нам дорожную карту для обеспечения будущего Израиля».

В документе говорится о необходимости дальнейшего увеличения оборонного бюджета еврейского государства, установления срока военной службы для мужчин на уровне 36 месяцев, модернизации оборонно-промышленного комплекса, а также закупки большого количества нового высокотехнологичного вооружения и военной техники и современных оборонных систем. Кроме того, рекомендуется изменить военную доктрину Израиля с задач «сдерживания противников» на превентивные боевые действия против них в соотношении 70% превентивных ударов на 30% действий по сдерживанию, что, как видно по действиям ЦАХАЛ в Газе, Ливане и в той же Сирии, уже реализуется на практике. Кроме того, рекомендуется усиление противовоздушной и противоракетной обороны Израиля, приобретение новых боевых самолётов и строительство усиленного барьера безопасности в долине реки Иордан.

После падения режима Асада Израиль усилил группировку войск на Голанских высотах, захватил новые территории в провинциях Эль-Кунейтра и отчасти Дамаска, поставил под контроль водные источники и т. д. Почти полное нивелирование влияния Ирана в Сирии считается важным и масштабным военно-политическим выигрышем Израиля, однако авторы «доклада Нагеля» полагают, что речь идёт о сугубо тактических достижениях, в то время на стратегическом уровне они видят победителем на текущем этапе сирийского конфликта именно Турцию.

По случайному совпадению или нет связанные с Израилем друзы Эс-Сувейды, равно как и группировки боевиков «Южного фронта» заявляют об отказе самораспуститься в соответствии с пожеланиями лидера новой администрации Ахмеда Аль-Шара`а (М. аль-Джуляни), что объективно затрудняет задачу его людей из запрещённой в России группировки «ХТШ» по установлению контроля над всей территорией страны. Несмотря на военную мощь ЦАХАЛ и эффективно действующие спецслужбы с опорой на широкую сеть местной агентуры, дефицит сил и средств для прямого конфликта с Турцией, а также невозможность держать под прямой оккупацией значительные части территории Сирии будут подталкивать израильтян к вовлечению в свои региональные комбинации Вашингтона. Именно он должен будет сделать за сионистов «черновую работу» в ходе очередного витка военных действий на севере Сирии. Несмотря на декларативные обещания Трампа вывести американские силы из Заевфратья, следование произраильскому курсу приведёт к вовлечению Соединённых Штатов в ещё одну затяжную войну (подобную афганской) во имя далеко идущих целей построения «Великого Израиля». Можно предположить, что именно с эти связано как опровергаемое Пентагоном, но тем не менее визуально подтверждаемое усиление базы в Кобани [Айн аль-Араб], так и возможное увеличение численности американского военного контингента в Сирии до 2 тыс. чел.

Будущий советник Трампа по национальной безопасности Майк Уолтц – последовательный сторонник «курдского дела», написавший, в частности, несколько писем в поддержку Эрбиля в его спорах с Багдадом. При несомненной приверженности тесно связанного с еврйским истеблишментом Трампа идеям «христианского сионизма» в его команде всё же могут быть разные мнения относительно безоглядного следования авантюристическим планам режима Нетаньяху, чреватого противостоянием не только с Ираном, но уже и с союзником по НАТО Турцией, достигшей значительного прогресса по части беспилотных и ряда других военных технологий. Некогда крепкие торгово-экономические турецко-израильские связи подвергаются серьёзной эрозии, а перспективы конфронтации за энергетические ресурсы сближают Тель-Авив с Грецией и Кипром, а также с сирийскими (и не только) курдами. Официальный представитель МИД Израиля Иден Бар-Таль призвал международное сообщество «оказать давление на Турцию», чтобы она прекратила нападения на курдские группировки на севере Сирии, причём его заявление последовало сразу за телефонным разговором Гидеона Саара с главой исполкома «Сирийских демократических сил» Ильхам Ахмед. 

Открывая 1 октября 2024 года очередную сессию Великого национального собрания Турции, президент Эрдоган прямо обвинил режим Нетаньяху в экспансионистских устремлениях: «Израильская администрация, которая действует с иллюзией земли обетованной, будет нацеливаться на нашу родину после Палестины и Ливана с чисто религиозным фанатизмом… правительство Нетаньяху лелеет мечту, которая включает в себя Анатолию, преследуя утопию, и неоднократно раскрывало это намерение… мы внимательно следим за атаками Израиля в Палестине и Ливане, мы также очень ясно видим, как [Израиль] хочет создать небольшую сателлитную структуру на севере Ирака и Сирии, используя сепаратистские организации в качестве внешнеполитического инструмента». Конечно же, здесь содержится прямой намёк на запрещённую в Турции «Рабочую партию Курдистана», в поддержку которой недвусмысленно высказался при вступлении в должность тот же Гидеон Саар: «Курды – это великий народ, один из народов, которые не имеют политической независимости. Они наши естественные союзники. [Курдам] мы должны протянуть руку помощи и укрепить наши связи. Это имеет как политический аспект, так и аспект безопасности. Меньшинства в регионе должны объединиться. Курды являются жертвами гнета со стороны Ирана и Турции. Израилю необходимо общаться с ними и укреплять отношения. Мы являемся меньшинством в регионе, поэтому, естественно, другие меньшинства являются нашими союзниками». А 10 ноября 2024 года Jerusalem Post опубликовала в развитие темы аналитический материал под символичным названием «Почему новый министр иностранных дел Израиля принял курдский народ?», согласно которому «Турция исторически подавляла курдов, даже пыталась отрицать их существование, запрещала их язык и стирала с карты их курдские географические названия. Саар описал, как сегодня курды на Ближнем Востоке разделены на четыре страны. Курдские регионы в Турции, Ираке, Сирии и Иране называются Бакур, Басур, Рожава и Рожхилат соответственно». Как видим, здесь используются названия, аналогичные бытующим в среде «курдских сепаратистов», для обозначения гипотетического «Большого Курдистана» (соответственно Север, Юг, Запад, Восток). 

Здесь надо заметить, что и глава израильской дипломатии, и министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир, и бывший министр обороны Ицхак Мордехай, и многие другие представители политического и военного истеблишмента, более чем убеждённые сионисты, принадлежат к довольно сплочённой общине «курдистанских евреев» (лахлухи), и их тесные связи с исторической родиной не обещают турецкой армии лёгкой жизни. Так или иначе, конкуренция экспансионистских планов Израиля, США и Турции будет во многом определять динамику вооружённого конфликта в Сирии и вокруг неё.

Другие материалы