Несмотря на смену администрации Белого дома и соответствующие перестановке в Госдепартамента и Министерстве обороны США будет очевидным, что Дональд Трамп в своей внешней политике будет следовать тенденции давления на Китай, включая проверенные методы военно-стратегического охвата. Хотя усиление военной силы союзников США в Азиатско-Тихоокеанском регионе происходило и при Байдене, вероятно, что высвободившиеся на украинском направлении ресурсы как раз будут перенаправлены в эту часть мира.
Ключевыми элементами стратегии США станут как морское могущество с помощью ВМС, так и господство в воздухе посредством ВВС, с опорой на сеть союзников у берегов Китая. Очевидно, что, помимо формальных сателлитов, таких как Южная Корея и Япония, Вашингтон будет активно использовать Индию, где премьер-министр Нарендра Моди имеет хорошие отношения с Дональдом Трампом. Бангладеш, где в прошлом году произошел переворот, также может стать новым опорным пунктом США.
Как указано на сайте Института ВМС США, «основные военно-морские базы Бангладеш находятся рядом района Ракхайн в Мьянме и в Китайско-мьянманского экономического коридора, ключевого компонента китайской инициативы «Один пояс, один путь», направленной на снижение давления на китайские морские коммуникации в Южно-Китайском море. Сотрудничая с ВМС Бангладеш, ВМС США могли бы использовать эти базы для наблюдения за китайскими проектами. Более того, стратегическое положение Бангладеш в верхней части Бенгальского залива может обеспечить Соединенным Штатам преимущество в охране Малаккского пролива, который жизненно важен для китайской экономики и промышленности.
Во время любого потенциального конфликта военно-морские базы Бангладеш могут стать центром материально-технического обеспечения и безопасной гаванью для ВМС США. В настоящее время у Соединённых Штатов нет баз в Бенгальском заливе. В то время как остров Диего-Гарсия, безусловно, станет логистическим центром для операций в Индийском океане, Бангладеш – с его рабочей силой, динамично развивающейся судостроительной промышленностью и профессиональным военно-морским флотом – мог бы предложить кораблям ВМС США место для отдыха, восстановления сил и перевооружения. В настоящее время Бангладеш строит глубоководный морской порт в Матарбари, Кокс-Базар, при содействии Японии, одного из самых надежных и важных партнеров США со времен Второй мировой войны. Япония могла бы помочь построить мост между этими двумя странами, чтобы гарантировать, что военно-морские силы США смогут использовать глубоководный порт Матарбари в качестве базы военно-морских операций во время любой будущей войны путем блокады потенциальных китайских поставок в обход Малаккского пролива для использования Китайско-мьянманского экономического коридора в качестве альтернативы. Это предоставило бы Соединенным Штатам рычаги воздействия на Китай в регионе Бенгальского залива».
Что касается господства в воздухе, хотя у США сейчас заметны определенные затруднения, панические антикитайские настроения могут помочь ВПК, Пентагону и Белому дому переструктурировать будущий бюджет под новые задачи.
В этом отношении обращает на себя специальный доклад Гудзоновского института, посвященный необходимости укрепления и расширения ВВС США для противостояния Китаю, причем не только в качестве элемента сдерживания, но и для непосредственного военного конфликта. Он вышел в начале января 2025 г. Авторы указывают, что даже аэродромы США находятся под угрозой серьезного военного нападения Китая. Ударные силы Народно-освободительной армии Китая (НОАК), состоящие из авиации, ракетных установок наземного базирования, надводных и подводных судов, а также сил специального назначения, могут атаковать самолеты США и их вспомогательные системы на аэродромах по всему миру, в том числе на континентальной части самих США. Отмечается, что военный анализ потенциальных конфликтов с участием Китая и Соединённых Штатов показывает, что подавляющее большинство потерь американской авиации, скорее всего, произойдет непосредственно на аэродромах базирования и эти потери могут быть весьма существенными. При этом подчеркивается, что сейчас американские военные уделяют сравнительно мало внимания и ресурсов противодействию этим угрозам по сравнению с разработкой современных самолетов.
КНР смотрят на потенциальный конфликт иначе, и предполагает, что если аэродромы подвергнутся массированным атакам, то нужно их защитить, расширить и укрепить. С начала 2010-х годов НОАК более чем удвоила количество защищенных авиационных укрытий и незащищенных индивидуальных авиационных укрытий на военных аэродромах, создав в общей сложности более 3000 авиационных укрытий, не считая гражданских или коммерческих аэродромов. Этого достаточно, чтобы спрятать подавляющее большинство боевых самолетов Китая. Площадь взлётно-посадочных полос по всей стране увеличилась почти на 75 процентов. В результате Китай в настоящее время располагает 134 военно-воздушными базами в радиусе 1000 морских миль от Тайваньского пролива – аэродромами, на которых размещено более 650 самолетов в укрытиях и почти 2000 без серьезной защиты.
В ответ на это авторы доклада предлагают, чтобы Министерство обороны США организовало ресурсы для поддержания воздушных операций в условиях нападения. Чтобы вернуть себе преимущество и предотвратить конфликт, Соединенные Штаты, а также союзники и партнеры в той или иной степени должны прилагать усилия по следующим трем направлениям:
1. Стимулировать продолжение оборонительных инвестиций КНР. Соединенные Штаты должны продолжать совершенствовать свою способность наносить глубокие и массированные удары по силам НОАК и ключевым элементам критически важной инфраструктуры, несмотря на наличие плотной, неподавленной противовоздушной обороны. В ответ на это и без того закаленные силы НОАК, вероятно, продолжат тратить средства на дополнительные дорогостоящие пассивные и активные меры обороны и, в свою очередь, будут иметь меньше возможностей для альтернативных инвестиций, включая средства нанесения ударов и другие средства проецирования силы.
2. Создать устойчивую инфраструктуру на местах. Соединенные Штаты должны повысить устойчивость своей военной инфраструктуры, включая, но не ограничиваясь расширением пропускной способности и укреплением аэродромов на континентальной части Соединенных Штатов, в Индо-Тихоокеанском регионе и за его пределами. Несмотря на то, что средства, потраченные на активную и пассивную оборону, уменьшают средства, выделяемые на наступательные операции, при отсутствии базового уровня устойчивости инфраструктуры, который в настоящее время отсутствует, разумно ожидать, что наступательные возможности министерства обороны будут подавлены в ходе конфликта. Устойчивая инфраструктура необходима для того, чтобы ВВС США могли эффективно сражаться.
Устойчивая архитектура должна включать пассивную защиту (например, резервирование, географическое распределение и тактическое рассредоточение, укрепление, восстановление, а также возможности маскировки, сокрытия и обмана) и активную оборону. Как пришли к выводу Кристофер Линч и другие аналитики из корпорации RAND, которая провела в США основной анализ устойчивости аэродромов, “наиболее экономичными способами повышения устойчивости авиабаз являются надежная пассивная оборона».
Чтобы комплексно укрепить аэродромы, министерству обороны необходимо будет перейти от индивидуального подхода к каждому строительному проекту к проведению строительной кампании. Крупная многолетняя кампания комплексного строительства аэродромов на территории Соединенных Штатов и за их пределами, особенно в Индо–Тихоокеанском регионе, придала бы устойчивый импульс военным строительным работам на базах, позволила бы создать консорциумы коммерческих подрядчиков и снизить затраты на строительство. В качестве элемента этой кампании Соединенные Штаты могли бы заключить совместные контракты с теми союзниками, которые также укрепляют свою инфраструктуру.
Кроме того, Пентагону следует принять соответствующие меры ужесточения, особенно при проведении новых военных строительных работ. Недавний план отказаться от строительства укрепленных укрытий стоимостью около 30 миллионов долларов для новых бомбардировщиков B-21 стоимостью более 600 миллионов долларов назван глупым решением, которое ставит под угрозу способность США наносить удары по всему миру.
Для поддержания операций аэродромы также будут нуждаться в защите с помощью систем активной обороны, которые являются смертоносными, легко адаптируемыми и устойчивыми к продолжающимся действиям противника. Это требует от армии США перераспределения финансирования маневренных сил для развития зенитно-артиллерийского подразделения и укрепления его потенциала по защите аэродромов, портов и других критически важных объектов. Это также требует большего количества устойчивых систем противовоздушной и противоракетной обороны, способных поддерживать выверенную долговременную оборону.
3. Развивать вооруженные силы. Министерству обороны США следует развивать и ускорять развертывание сил, которые менее подвержены атакам НОАК на аэродромы. Элементы этого изменения в структуре вооруженных сил должны включать самолеты большой дальности и выносливости, такие как бомбардировщики B-21 и топливозаправщики нового поколения с системой дозаправки в воздухе (NGAS), которые могут работать с более удаленных аэродромов или проводить больше времени в воздухе, а не на взлетно-посадочной полосе, где они являются более легкой мишенью. Пентагону также следует развернуть такие силы, как ракеты и некоторые типы автономных платформ для совместной работы, которые могут работать с коротких или поврежденных взлетно-посадочных полос или независимо от аэродромов при условии их материально-технической поддержки. Однако Вооруженные силы США не будут размещать эти типы войск в больших количествах до 2030-х годов, поэтому будет требоваться пассивная и активная оборона на аэродромах, независимо от этих изменений в структуре вооруженных сил.
В выводах доклада говорится, что нынешний подход Пентагона, заключающийся в игнорировании этой угрозы, ведет к агрессии со стороны КНР и есть риск проиграть войну. Поэтому нужно проведение срочной и эффективной кампании по повышению устойчивости аэродромных операций в США, для чего нужно принятие обоснованных решений и устойчивое финансирование.
Между тем появление такой инфраструктуры означает не только предполагаемое сдерживание Китая, но значительное усиление возможностей США проводить наступательные операции как в ареалах размещения своей военной инфраструктуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и у себя под боком, например в странах Латинской Америки, на чей суверенитет уже посягает Дональд Трамп.