В 2025 году мировой рынок полупроводников будет находиться под воздействием новых интересных тенденций, которые обозначились в прошлом году и стали следствием важных сдвигов в этой отрасли в США и КНР. Конкуренция между двумя странами за преобладание на этом рынке будет обостряться, что обусловлено не только жёсткой антикитайской политикой Трампа, но и неоднозначными процессами на внутрикитайском рынке полупроводников.
Наиболее важная и показательная тенденция – рынок полупроводников США в третьем квартале 2024 г. превзошёл (впервые за 16 лет с тех пор, как Китай обогнал США в 2007 году) материковый Китай и стал крупнейшим национальным рынком этой продукции в мире. Ожидается, что эта ситуация сохранится по итогам всего 2024 г. и, как прогнозируют отраслевые аналитики, сохранится также и в 2025 г.
До 2008 года Япония, как крупнейший в мире производитель электронной продукции, долгое время считалась крупнейшим в мире рынком полупроводников. В 2009 г. Китай впервые обогнал Японию и США, став крупнейшим в мире рынком полупроводников, и оставался таковым до 2023 г., в течение 15 лет. За это время по мере роста обрабатывающей промышленности Китая и электронной информационной индустрии мировая доля китайского рынка полупроводников значительно возросла и в 2019 г. достигла пика в 35,1%.
Определяющими в оживлении американской электронной промышленности стали несколько факторов, среди которых наиболее важные:
развитие в США искусственного интеллекта и высокопроизводительных вычислений, который породил высокий спрос на соответствующую полупроводниковую продукцию – графические процессоры и разного рода иные специализированные интегральные микросхемы (ИМС) – и подтолкнул крупномасштабные вложения в отрасль.
Эта ситуация в США отражает мировую тенденцию в целом. Рост мирового рынка полупроводников в 2025 г. будет в основном обусловлен, как и в минувшем году, развитием систем искусственного интеллекта и систем хранения данных, а также быстрым ростом спроса на микросхемы памяти с высокой пропускной способностью. За мировое лидерство на этом направлении развития отрасли идёт борьба между США и КНР;
постоянные и нарастающие ограничения Вашингтона на экспортно-импортные операции в отрасли между американскими и китайскими производителями, создающие трудности для нормального развития полупроводниковой промышленности Китая и индустрии искусственного интеллекта.
В декабре 2024 г. США приняли третий по счёту с начала 2022 г. пакет технологических санкций в отношении КНР, нацеленных на дальнейшее ограничение доступа китайских компаний к компонентам для производства передовых ИМС. Новые санкции предусматривают расширение экспортных ограничений, касающихся поставки оборудования и ПО для разработки и производства ИМС.
Кроме того, расширен перечень компаний из КНР, доступ которых к американским технологиям будет регулироваться при помощи более жёсткого механизма выдачи и отзыва экспортных лицензий. Отныне передача китайским компаниям из чёрного списка оборудования, которое не было произведено американской компанией, но содержит хотя бы одну микросхему американского происхождения, будет считаться нарушением экспортных ограничений.
Некоторые эксперты в США считают ошибочным стремление Вашингтона ограничить доступ Китая только к передовым технологиям и не обращать при этом внимания на освоение китайскими компаниями «зрелых» технологических процессов производства ИМС. Для таких процессов китайские компании по-прежнему могут в целом беспрепятственно приобретать необходимое оборудование, на котором уже отработано производство ИМС для устройств с программами ИИ по передовым технологическим нормам 7 и 5 нм. Конкуренты КНР из США, Южной Кореи и китайского острова Тайвань производят ИМС по этим нормам на более дорогом оборудовании последнего поколения нидерландской компании ASML, которое запрещено к продаже в Китай.
Эти и иные факторы и риски формируют новую модель развития китайской индустрии интегральных схем. Оснований говорить о кризисе этой отрасли китайской экономики нет; скорее идёт оптимизация структуры производства по различным направлениям и видам продукции, и, соответственно этому, перенаправление финансирования и оптимизация заработной платы сотрудников. Характерные черты такой оптимизации:
во-первых, в 2024 г. значительно сократились объёмы финансирования всей отрасли на фоне перераспределения финансирования с производства микросхем на преимущественное финансирование производства оборудования, на котором создаются различные виды микросхем.
В 2024 году китайский рынок капиталовложений в отрасль показал тенденцию к значительному сокращению. Объём финансирования в производство ИМС в 2024 г. сократился на 32,4% по сравнению с 2023 г.
На этом фоне постепенно меняются предпочтения китайских капиталовкладчиков. По итогам 2024 г. сектор полупроводникового оборудования, т. е. именно производство средств производства литографов, машин для травления, ионной имплантации и т. д., которые являются ключевым оборудованием для производства ИМС, стал одним из лидеров по приросту капиталовложений.
Эта важная тенденция показывает правильное понимание руководством КНР главного направления действий в достижении технологической независимости от Запада – импортозамещение в производстве средств производства в ключевой, для экономического процветания, отрасли 21 века – производстве самых передовых полупроводниковых компонентов для современной электроники в целом и для программ ИИ в частности.
По данным китайских отраслевых экспертов, китайские компании, производящие полупроводниковое оборудование в условиях возросшей конкуренции в мировой полупроводниковой промышленности, смогли привлечь дополнительное финансирование и «сломать монополию иностранных компаний в КНР».
Лидирующие позиции по вложениям в производство полупроводников сохранил также сектор проектирования ИМС, что обусловлено его ключевым положением в цепочке производства полупроводников и постоянным спросом на различные типы микросхем на рынках последующих приложений;
во-вторых, опережающими темпами в Китае развивается полупроводниковая промышленность, связанная с областью искусственного интеллекта, которая в ближайшие годы станет наиболее привлекательной для вложений. Глубокое проникновение технологий искусственного интеллекта в различные отрасли подталкивает к росту спрос на аппаратное обеспечение искусственного интеллекта. Это создаёт широкие возможности смежным полупроводниковым компаниям для разработок и вложений в новые технологии хранения и вычислительные архитектуры, высокопроизводительные сетевые микросхемы, графические процессоры и т. д.;
в-третьих, в отрасли идёт оптимизация зарплат и меняется распределение спроса на кадры разных специализаций, что вызвано сокращением в последние два года (2023-2024 гг.) нормы прибыли индустрии интегральных микросхем из-за усиления конкуренции на мировом рынке полупроводников и влияния геополитических факторов. Средняя заработная плата в отрасли в КНР в 2023 – 2024 гг. показывает общую тенденцию к сокращению, но степень такого сокращения разная в зависимости от разных специализаций и образовательных квалификаций.
Показательно, что вопреки данной тенденции растут зарплаты инженеров-технологов по производству полупроводникового оборудования и кремниевых пластин. Аналитики отрасли связывают это с расширяющимся производством ИМС по отработанным технологическим процессам и ростом спроса на полупроводниковое оборудование, «что способствует росту спроса на квалифицированные кадры и повышению заработной платы на соответствующих должностях». В этих условиях усилия китайских властей по стимулированию вложений в производство в КНР средств производства ИМС дают ожидаемый результат;
в-четвёртых, необходимым условием новой модели развития микроэлектронной отрасли КНР является активная государственная поддержка полупроводниковой промышленности, где особый упор делается на технологические инновации и промышленную модернизацию китайских производителей микросхем. С прошлого года Госсовет КНР ввёл ряд льгот для отрасли, таких как налоговые льготы, прямые государственные субсидии на НИОКР и строительство промышленных парков. Такие парки призваны привлекать больше капиталовложений в полупроводниковую отрасль, особенно для начинающих и малых предприятий.
И очевидно, что сохраняющаяся в целом широкая база спроса на рынке Китая по-прежнему будет играть стимулирующую роль для развития микроэлектронной промышленности.