Американские военно-воздушные силы (ВВС) остановили разработку и создание инфраструктуры для новой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) LGM-35 Sentinel, сообщает военный портал Defense One.
«В связи с меняющимися требованиями к стартовому комплексу в сегменте Command & Launch ВВС поручили корпорации Northrop Grumman приостановить проектирование, тестирование и строительство, связанные с сегментом Command & Launch, в частности [Launch Facility]-26 на авиабазе Ванденберг, Калифорния, Peacekeeper LF на авиабазе Хилл, Юта, испытательный центр систем физической безопасности в Дагуэе, Юта, производные учебные устройства LF (включая учебный центр по техническому обслуживанию и тактический тренажёр сил безопасности в каждом ракетном крыле) и стандартную конструкцию LF», – заявил представитель ВВС.
По сути, инженеры Northrop Grumman не могут построить современный командно-пусковой комплекс для важнейшего компонента ядерной триады МБР наземного базирования. Чтобы понять, что на самом деле происходит с этой амбициозной программой Пентагона, сделаем небольшой экскурс в недалекую историю.
Проблемы с разработкой ракеты Sentinel, предназначенной заменить стоящие на вооружении МБР наземного базирования LGM-30G Minuteman III, были впервые озвучены в июне 2023 года. Пентагон тогда отложил развертывание межконтинентальной баллистической ракеты Sentinel на год из-за проблем с логистикой и нехваткой персонала, сообщило тогда агентство Bloomberg со ссылкой на данные Счетной палаты Конгресса США (GAO).
По данным агентства, запуск Sentinel был отложен с мая 2029 г. на июнь 2030 года. Разработкой проекта занимается корпорация Northrop Grumman. Как следует из отчета GAO, фирма столкнулась с проблемами «из-за нехватки персонала, задержек с обработкой разрешений и проблем с секретной инфраструктурой информационных технологий».
Аудиторская проверка выявила множество недостатков в графике ввода ракеты в строй. Потому следовать согласованному ранее графику не получается, говорилось в отчете GAO.
Ракета Minuteman III является единственной межконтинентальной баллистической ракетой США, поставленной на вооружение свыше пятидесяти лет назад. 400 таких МБР находятся в подземных шахтах в пяти штатах на верхнем Среднем Западе США.
Командующий Стратегическим командованием США Чарльз Ричард еще два года назад заявил, что продлевать срок службы этих ракет экономически невыгодно, а вскоре это станет и вовсе невозможно. «Позвольте мне внести ясность: вы не сможете [больше] продлить жизнь Минитмену III больше», – сказал он в своем выступлении на видео-конференции, организованной Defense Writers Group.
«Мы вообще не можем этого сделать… Эта штука настолько старая, что в некоторых случаях чертежей больше не существует [для модернизации ракеты]. Там, где чертежи существуют, они отстают примерно на шесть поколений от отраслевого стандарта», – заявил он, добавив, что также нет технических специалистов, которые полностью их понимают. «Они уже не живы».
Ричард категорически отверг предложения ряда американских аналитических центров о продлении срока службы Minuteman III из соображений экономии на разработке ракеты Sentinel.
Главная проблема, с которой столкнулись инженеры компании Northrop Grumman, которые вынуждены заниматься индустриальной археологией и начинать разработку новой ракеты буквально с нуля, – отсутствие необходимой документации и специалистов, которые умеют ее читать.
Ушло на пенсию или в иной мир поколение инженеров и конструкторов, которые умели читать традиционные чертежи, а молодежь уже не понимает, что на них изображено и написано. Поэтому и приходится разыскивать старые инструкции по эксплуатации и технические описания, руководства по техпроцессам и ставить в строй престарелых инженеров, которые их составляли.
«Sentinel – одна из самых крупных и сложных программ, которые я когда-либо видел, – сказал в ноябре 2023 года министр ВВС США Фрэнк Кендалл в своем выступлении на онлайн-конференции, организованной «Центром новой американской безопасности». – В некотором смысле это, наверное, самое важное дело, за которое когда-либо брались ВВС». Программа Sentinel включает в себя рассмотрение «комплексной недвижимости» для ракетных полей, а также строительство новых комплексов управления запуском и новой системы управления и контроля, сообщил он.
В самом начале программы «нам нужно было все это оценить, чтобы понять, что, возможно, потребуется заменить и насколько тяжелой это будет работа», отметил Кендалл, не скрывая, что эти сложности его сильно нервируют: «Это был один из источников неизвестных неизвестных» (unknown unknowns).
Кендалл в данном случае сделал отсыл к знаменитому высказыванию министра обороны США в президентство Джеральда Форда и Джорджа Буша-младшего Дональда Рамсфелда: «Есть известные известные – вещи, о которых мы знаем, что знаем их. Есть также известные неизвестные – вещи, о которых мы знаем, что не знаем. Но ещё есть неизвестные неизвестные – это вещи, о которых мы не знаем, что не знаем их».
Британский статистик Дэвид Хэнд в свое время отметил, что Рамсфельд тонко уловил сущность такого явления, как «тёмные данные» (Dark Data), то есть данные, которых у вас нет.
Заявив о наличии «неизвестных неизвестных», министр ВВС США дал понять, что разработка новой МБР может вообще оказаться под большим вопросом.
И финансовые трудности тут далеко не на первом месте. Появление «неизвестных неизвестных» в сфере ракетных технологий было предсказуемо.
Опасаясь проиграть тендер, в Northrop Grumman решили сжульничать и купили фирму, которая поставляет Boeing твердотопливные двигатели для ракет. В итоге «Боингу» пришлось отказаться от участия в проекте.
25 июля 2019 года компания Boeing объявила, что не будет подавать заявку на участие в программе, сославшись на недавнее приобретение Northrop компании Orbital ATK (ныне Northrop Grumman Innovation Systems), поставщика твердотопливных ракетных двигателей Boeing. ВВС прекратили финансирование эскизного проекта Boeing, оставив Northrop Grumman единственным претендентом на контракт к октябрю 2019 года.
В декабре 2019 года было объявлено, что компания Northrop Grumman выиграла конкурс на создание будущей МБР по умолчанию, поскольку ее заявка была единственной.
В 2020 году ВВС заключили с Northrop контракт на сумму $13,3 млрд на разработку программы Sentinel, которая должна прийти на смену LGM-30G Minuteman III, впервые развернутой более полвека назад.
С момента заключения контракта прошло шесть лет, и ряд «неизвестных неизвестных» обрисовался вполне зримо.
Так, в Northrop Grumman не смогли создать новые боеголовки. Sentinel планируют оснастить устаревшими боеголовками W-87, часть которых были сняты с вооружения в 2005 г. Сейчас боеголовку пытаются модернизировать до варианта W-87-1, но он появится в лучшем случае к 2030 году. Первые строевые Sentinel будут со старыми W-87. Но даже вариант W-87-1 не назовёшь свежим – первые разработки по этой теме начались в 1988 году. Однако хуже всего (для Америки) то, что США не могут, как мы писали, производить в достаточном количестве ядерные боеголовки!
Упадок атомной отрасли США достиг таких глубин, что уже не удивляет сообщение американской Счётной палаты (GAO): «США не могут производить достаточное количество плутониевых сердечников для своих ядерных боеголовок. К 2030 году Пентагон хочет делать 80 новых плутониевых сердечников в год, но это невозможно, так как ядерная инфраструктура США разрушена».
Плутониевые сердечники являются важнейшим компонентом американского ядерного оружия. Они действуют как спусковой крючок: при детонации плутоний вызывает небольшую ядерную реакцию, провоцируя более крупный вторичный взрыв основного ядерного заряда. США производили до двух тысяч сердечников в год во время холодной войны на принадлежащем компании Westinghouse заводе Rocky Flats Plant (штат Колорадо). Завод был закрыт в 1989 году после того, как ФБР и Агентство по охране окружающей среды провели рейд по поводу нарушений природоохранного законодательства.
ФБР начало расследование, которое закончилось в 1992 году штрафом в $18,5 млн. Завод был закрыт и полностью снесен. Было вывезено более 1,3 миллиона кубометров отходов и переработано более 72 млн литров воды.
В 2019 году президент США Дональд Трамп поручил Национальному управлению по ядерной безопасности (NNSA) возобновить производство ядерных боеприпасов и довести его до 80 штук к 2030 году.
В пресс-релизе от 9 февраля 2023 года NNSA рапортует о запуске проекта Los Alamos Plutonium Pit Production Project (LAP4) по производству плутониевых сердечников. С этой целью намечено «создать необходимую инфраструктуру в Лос-Аламосской национальной лаборатории (LANL), что позволит производить 30 плутониевых сердечников военного резерва в год», а также перепрофилировать «бывший завод по производству смешанного оксидного топлива на площадке Саванна Ривер в Эйкене, Южная Каролина для производства не менее 50 сердечников в год в рамках проекта под названием “Установка по переработке плутония в Саванна Ривер”».
В отчёте Института оборонного анализа, некоммерческой организации, управляющей несколькими финансируемыми из федерального бюджета исследовательскими и опытно-конструкторскими бюро, эти планы NNSA были названы нереализуемыми.
Но даже если планы по производству нескольких десятков плутониевых сердечников в год сбудутся, то производство боеголовок для четырех сотен ракет Sentinel затянется на долгие годы. Можно предположить, что проблему невозможности преодолеть нехватку новых боеголовок для еще несозданных ракет Фрэнк Кендалл и отнес к нервирующему его «неизвестному неизвестному».
В июне прошлого года был уволен руководитель программы Sentinel Systems полковник Чарльз Клегг, поскольку он «не следовал организационным процедурам», и служба утратила уверенность в его способности руководить программой, как заявила представитель ВВС Энн Стефанек.
С тех пор ситуация с созданием новой МБР так и топчется на месте. Проблемы с разработкой наземного командно-пускового комплекса означают, что специалистов по индустриальной археологии в Northrop Grumman не нашлось. Умельцы по чтению старых чертежей старых ракет были в «Боинге», но они ушли на пенсию или в иной мир, как заявил министр Кендалл.
Пока ещё неизвестно, как администрация Трампа поступит с программой Sentinel, отмечает Defense One. Выступая в Конгрессе США, министр обороны Пит Хегсет выразил поддержку этой программе, заявив, что крайне важно поддерживать и модернизировать все три опоры ядерной триады – Sentinel, подводную лодку класса Columbia и бомбардировщик B-21.
Однако, какие бы решения ни были приняты в США по этому поводу, в текущей реальности американский военно-промышленный комплекс не в состоянии производить в достаточном количестве отвечающие требованиям современности ядерные МБР.