Фальстарт: западные компании хотят вернуться в Россию

Начавшаяся дискуссия видится несколько преждевременной

Возможность снятия санкций с России в рамках урегулирования украинского конфликта резко взволновала западные компании. Многие из них потеряли миллионы и миллиарды из-за ухода с российского рынка.

О возможных масштабах потерь может свидетельствовать тот факт, что за четверть века (с 1999 по 2023 год) российский ВВП (по паритету покупательной стоимости) вырос с 870 миллиардов до 6,5 триллиона долларов США (в семь с половиной раз). Это позволило России подняться в рейтинге ВВП с 12-го на 4-е место в мире (после Китая, США и Индии).

Как стало известно на российско-американских переговорах в Саудовской Аравии, только потери компаний США от ухода из России достигли почти трети триллиона долларов (324 миллиарда). Поэтому любое смягчение санкций станет возможностью для западных компаний возобновить свою деятельность в России.

По мнению экспертов, первыми в очереди стоят напитки компаний PepsiCo и Coca-Cola, телефоны и другие гаджеты от Apple, платежные системы Visa и Mastercard, а также сеть ресторанов фастфуда McDonald’s, которые готовы возобновить свою деятельность в ближайшие месяцы.

Как заявил политолог Вадим Сипров, «процесс возвращения западных бизнесов в Россию будет растянут по времени, причем, полагаю, самым важным фактором станет степень лояльности Вашингтону тех стран, где находятся штаб-квартиры компаний-возвращенцев».

Кроме указанных выше брендов на низком старте находятся такие американские корпорации как Microsoft, Cisco, Johnson&Johnson и Nike. А платежные системы Visa и Mastercard, по некоторым сведениям, уже определили список российских банков, которых первыми подключат к системе SWIFT.

Вопрос возвращения в Россию также изучают испанские бренды (Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius), немецкие производители (Adidas, Puma, Hugo Boss), японские (Uniqlo) и южнокорейские компании (Hyundai).

Вместе с тем не стоит рассчитывать, что это произойдет легко и быстро. Россия уже не та, что была три года назад.

Во-первых, потребители переориентировались на качественных российских производителей и не хотят переплачивать за название компании, которое может составлять больше половины стоимости товара.

По мнению депутата Госдумы Антропенко, за прошедшие годы отечественные компании проявили себя с лучшей стороны, и россияне перестали гнаться за надписью на этикетке: «Российские производители уже довольно хорошо себя зарекомендовали и готовы составить достойную конкуренцию на рынке модной и качественной одежды».

Во-вторых, большинство россиян настроены патриотично и не хотят финансировать Запад, покупая товары западных компаний. Некоторые даже считают необходимым введение к ним «зеркальной меры»: если от российских спортсменов требовали публичных раскаяний для участия в Олимпиаде, то и «бренды» должны публично раскаяться за уход из России после начала СВО.

Доктор экономических наук Алексей Зубец не согласен с таким подходом: «Мстить им, за то, что они ушли, довольно глупо, потому что никто от этого не пострадает, кроме россиян». По его мнению, возвращение западных компаний приведет к снижению цен на товары и, соответственно, уменьшению уровня инфляции.

Тем более что в некоторых торговых центрах России еще пустуют площади, которые ранее занимали западные компании. При этом российские производители могут не переживать из-за конкуренции с западными брендами, потому что «тем, кто сумел закрепиться на рынке за последние три года, по большому счету ничего не угрожает».

В-третьих, многие рыночные ниши, где менее активны российские производители, уже заняты китайскими компаниями, которые предлагают современные и качественные товары.

Особенно ярко это проявилось на автомобильном рынке, который заполонили китайские бренды. Ранее очень популярные автомобили из Японии и Южной Кореи, даже вернувшись, не смогут отвоевать былую долю рынка.

По мнению экс-президента Ассоциации российских автодилеров Олега Моисеева, японская Toyota «рассматривает российский рынок как важный», поскольку он приносит компании высокую прибыль. А возвращение южнокорейских марок Hyundai и Kia «может занять от трех до девяти месяцев, в зависимости от сложностей в переговорах и подготовке всех необходимых инфраструктурных и юридических шагов».

На самом деле, компания Hyundai (производящая также автомобили Kia), фактически и не уходила с российского рынка, обеспечивая свои продажи через серый импорт. Однако нет сомнений, что прямые поставки в Россию окажут более благоприятный экономический эффект на рост продаж. Особенно на фоне возможного введения таможенных пошлин на ввоз автомобилей в США, куда Сеул поставляет половину своей автопродукции.

В-четвертых, в России создана национальная платежная система «Мир», которая спокойно обходится без международных сетей Visa и Mastercard.

Как заявил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, «они сами создали для себя конкурентные проблемы, им придётся завоевывать нашего потребителя какими-то новыми предложениями». Тем более что добровольно приняли решение об уходе и «спокойно могут вернуться без согласования с политиками».

В любом случае Центробанк РФ должен будет решить, на каких условиях произойдет их возвращение, чтобы у россиян не появилось новых проблем с оплатой товаров и услуг за рубежом.

Стоит отметить, что по большому счету российским туристам за рубежом не всегда нужны международные платежные карты. Оплата товаров и услуг картой «Мир» уже возможна во многих странах Азии (Турция, Вьетнам, Лаос, Мьянма и другие). В ближайшее время планируется обеспечить возможность ее использования в Индонезии, Малайзии, Пакистане, Таиланде и на Шри-Ланке.

Спрашивается, зачем платить больше за лого Visa или Mastercard на банковской карте? Тем более что большинство россиян вообще не выезжает за пределы страны.

В целом Минпромторг РФ считает, что задача привлечения иностранных брендов сегодня не актуальна, поскольку оставшиеся в России продолжают свою работу, а «освободившиеся рыночные ниши успешно занимают российские производители».  К тому же тенденция развития отечественных брендов активно поддерживается государством и продолжает набирать обороты.

Можно сказать, что начавшаяся дискуссия о новом приходе западных компаний несколько преждевременна. Те из них, кто ушел по собственной инициативе, могут вернуться, даже не дожидаясь политических договоренностей между США и РФ.

Те же, кто ушел из-за антироссийских санкций, пока лишь изучают вопрос, чтобы не пострадать из-за возможного фальстарта, который может сказаться на их продажах в других странах мира. Санкции пока еще не сняты, а русофобы уже сегодня могут доставить объявившим о возврате в Россию компаниям многочисленные проблемы своими публичными акциями, как это часто любят делать некоторые оголтелые украинцы.

Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил, что пока не видел каких-то сообщений со ссылкой на сами западные бренды, что они собираются возвращаться. В то же время «они смогут вернуться в Москву и продолжить конкуренцию с российскими производителями, — это совершенно нормальная мировая торговая практика, и такая конкуренция была бы в интересах потребителей, то есть нас с вами».

Тем не менее, по оценке маркетинговой платформы Kokoc Group, в этом году можно ожидать возвращения в Россию до 350 западных компаний, ушедших с российского рынка после начала СВО.

Реализуется ли такой сценарий, зависит как от руководства РФ на переговорах с США, так и от российских граждан, которые своими деньгами проголосуют за или против присутствия западных компаний в России. 

Другие материалы