В конце февраля Верховная рада приняла закон, позволяющий Зеленскому направлять подразделения ВСУ в другие страны во время военного положения. Согласно его тексту, целью таких операций должны быть мероприятия, связанные с «обеспечением национальной безопасности и обороны, а также для противодействия вооруженной агрессии против Украины, защиты суверенитета и территориальной целостности страны».
Большинство политологов, комментируя этот факт, объясняли, что такие изменения украинского законодательства связаны с Курской операцией ВСУ, которая началась в августе 2024 года, а в марте этого года, можно сказать, бесславно закончилась. Что вроде бы необходимо было заполнить правовые лакуны, которые позволяют отправку войск на территорию РФ, пусть и задним числом.
Мы же помним, что из всех зон, где ведутся боевые действия, Киев считает территорией РФ только Курскую область, а никак не бывшие украинские области, ставшие российскими регионами. Для них используется термин «временно оккупированные территории», и с точки зрения украинского законодательства отправка туда ВСУ не считается отправкой войск за границу.
Казалось бы, все прост, и нечего придумывать какие-то другие теории. Тем более что Киеву просто больше некуда посылать своих военнослужащих. Попробуем в этом убедиться и посмотрим на другие соседние с Украиной страны.
На севере находится Беларусь, которая связана союзным государством с Россией, и нападение на нее никак не в интересах киевского режима, потому что на прикрытие 1084 км украинско-белорусской границы не хватит никаких военных ресурсов. К тому же такое участие белорусских ВС в СВО откроет возможность для военного удара с территории Беларуси по линии Ковель-Луцк (параллельно украинско-польской границе), что поставит под угрозу основной путь поставок западного оружия для ВСУ.
Идем на западную и юго-западную границу и видим сплошные страны ЕС, против которых хунта Зеленского даже не помыслит отправлять войска.
Польша – здесь и говорить смешно. Невзирая на возрастающее напряжение в двусторонних отношениях, связанное с героизацией на Украине националистов, убивших десятки тысяч поляков во время Волынской резни, Киев и Варшава будут делать все, чтобы продолжать военное сотрудничество в противостоянии с Москвой.
Руководство Словакии давно «побило горшки» в отношениях с киевской хунтой. Перекрытие транзита российского газа через территорию Украины и продолжающиеся миллиардные расходы ЕС на помощь Киеву уже давно вызывают раздражение Братиславы. Как и попытка устроить майдан силами украинских граждан в январе этого года. Однако военную интервенцию ВСУ в Словакию ожидать не стоит.
Венгрия гораздо больше заслуживает ненависть со стороны киевской хунты. Все знают о сотнях тысяч венгерских паспортов, выданных украинцам в Закарпатье и территориальных претензиях, высказываемых радикальными венгерскими политиками. Будапешт методично отказывается голосовать за резолюции ЕС в поддержку Киева, а также выделять ему деньги. Вот только венгерский премьер Орбан – один из немногих европейских друзей американского президента Трампа, поэтому ВСУ тут ничем не поможет Зеленскому.
Румыния ещё более активно рассчитывает получить кусочек Украины в случае ее распада. Причем как Северной Буковины (Черновицкая область), так и Южной Бессарабии (юг Одесской области). Тем временем Бухарест постепенно переваривает Молдавию, руководство которой сплошь и рядом имеет румынские паспорта, а молдавский язык с 2023 года там считается румынским. Поэтому отправка туда ВСУ не имеет смысла.
И вот мы подошли к «слабому звену» в цепи стран вокруг Украины – Молдавии. Нет, отношения между Кишиневом и Киевом как раз замечательные. Зеленский поддерживает Санду, выигравшую президентские выборы и референдум об интеграции Молдавии в ЕС исключительно за счет голосов молдавской диаспоры. Скорее всего, Киев даже использует этот опыт политического мошенничества в случае проведения любых выборов на Украине.
А вот непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) может стать целью для заграничных операций ВСУ. Тем более что с точки зрения международного права – это официально признанная территория Молдавии. Судя по всему, хунта Зеленского готовится применить военную силу, чтобы сообща с Кишиневом решить сразу два вопроса.
Киев получает находящееся еще со времен СССР на складах в Приднестровье советское оружие и уничтожает пророссийский анклав между Украиной и Молдавией, а Кишинев возвращает под свой контроль Приднестровье и «восстанавливает территориальную целостность» страны для дальнейшей интеграции в ЕС в полном составе. Как говорится беспроигрышная для них стратегия «win-win».
Киевской хунте остается только выбрать удачный момент для проведения такой военной операции. И тут мы возвращаемся к вопросу перемирия на Украине.
Представим, что Москва, Вашингтон и Киев договорились о перемирии по всей линии боевого соприкосновения ВСУ и ВС РФ. Определили, кто за что отвечает, кто контролирует выполнение перемирия и какими средствами. Не исключено, что стороны пойдут на присутствие иностранных наблюдателей на ЛБС или даже определенных военных контингентов других стран в N-километровой зоне (30-50-100 км, неважно).
Затем Киев отводит часть военнослужащих на отдых или переформирование. В принципе, это нормальная практика, которую с радостью воспримут все: меньше войск в зоне противостояния – меньше опасность эскалации.
И тут Зеленский под каким-то предлогом отправляет части ВСУ в Приднестровье. Как вариант, по просьбе «законного молдавского правительства». Или из-за «нападения» на украинскую территорию «российских военных» из Тирасполя. Или из-за «организованных» ими терактов на Украине.
Тем более что организовать такое «нападение» или «теракт» на украинской территории – не проблема для киевской хунты. Думаю, понятно, чем это закончится для ПМР.
А ведь больше половины жителей Приднестровья являются гражданами России, и руководство РФ не сможет молча за этим наблюдать. Что в таком случае делать России? Прорываться через Одесскую область? Перебрасывать ВДВ в Приднестровье? Бить «Орешником» по Киеву?
Все это будет явным нарушением перемирия, а виновником выставят Россию. Ведь операции ВСУ на территории Молдавии (частью которой считается Приднестровье) формально никак не затрагивают военный конфликт на Донбассе.
Многие могут сказать, что это гипотетический вариант развития событий, который является малореальным. Однако 20 марта в СМИ появился комментарий к принятому закону Алексея Данилова, который в 2019-2024 годах был секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины и должен был стать украинским послом в Молдавии, но не сложилось.
Он отметил, что направление подразделений ВСУ в другие государства «происходит с согласия местных органов власти», а затем подтвердил: «Согласие от молдавской стороны мы уже получили. При необходимости, ВСУ смогут защитить территорию Молдовы от вмешательства».
У кого-то есть другие варианты, куда могут направиться военные ВСУ во время перемирия с Россией?
P.S. На этой неделе боевики ВСУ атаковали Белгородскую область и попытались вклиниться на российскую территорию. Только за первый день боев, Киев лишился полутора сотен военнослужащих, четырех танков, двух артиллерийских орудий, боевой машины реактивной системы залпового огня «Град», 12 автомобилей и 19 боевых бронемашин. Все потому, что хунта Зеленского хочет, несмотря ни на какие военные потери, улучшить свои позиции перед переговорами о перемирии.
Кроме того, это позволит отвлечь силы ВС РФ от уничтожения оставшейся на территории Курской области группировки ВСУ.